
Города определяют сегодня экономику России и мира в целом. По данным Росстата 74,4% россиян – городские жители [11]. Люди из сельской местности переезжают в малые города, из малых городов переселяются в мегаполисы. В настоящее время в России существует более пятнадцати мегаполисов и агломераций. Неравномерность в доходах людей, проживающих на разных территориях, способствует дальнейшей миграции и перенаселению городов. Два главных города России – Москва и Санкт-Петербург – стали сегодня точками притяжения не только для всего российского пространства, но и для всего континента [1]. Это повышает спрос на жильё, который в основном исходит от людей с низкими доходами. Как правило, это молодёжь, стремящаяся жить отдельно от родителей, но ещё не имеющая возможности арендовать или приобрести качественные квартиры.
В России к 2025 году планируют построить 600 млн. кв. метров жилья. По словам президента РФ, ежегодные объёмы жилищного строительства должны быть увеличены с нынешних 80 млн. до 120 млн. кв. метров в год. Это очень много, а значит, строить будут быстро. В этом и заключается серьёзная проблема, поскольку спрос на недорогое жильё не стимулирует застройщиков делать его более качественным. В Москве и Санкт- Петербурге уже появилось несколько таких «быстрых» застроек. В то же время массовое строительство некачественного жилья – естественная реакция на жилищный дефицит прошлого века, когда единицей застройки стал микрорайон площадью 60 Га. По такой схеме были построены
«спальные» районы всех современных городов России. Сегодня доля такой застройки составляет 77% жилого фонда страны.
Нами было проанализировано большое количество отзывов и комментариев людей, которые приобрели квартиры в подобных «новоиспечённых» районах [6, 12]. Выявленная ситуация весьма неблагоприятна: оказалось, что новые дома строятся с минимальным набором инфраструктуры – поблизости практически нет детских садов, школ, банков. Поликлиники не успевают обслужить такое большое количество жителей. Общественное пространство быстро приходит в неухоженное состояние, поскольку в связи с отсутствием подземных паркингов всё пространство вокруг домов занимают машины. Мало детских и спортивных площадок, хотя их количество, поставленное в зависимость от числа жителей, регламентировано Градостроительным кодексом [2]. Очень много комментариев по поводу плохого качества самих квартир. Всё это объясняется тем, что застройщик экономит на благоустройстве, поддерживая высокие темпы стройки в погоне за прибылью.
Надо сказать, что подобные многоэтажные микрорайоны строились в 1950-х годах и в Великобритании, и в США, однако уже через двадцать лет из-за значительного имущественного расслоения общества большинство их стало убежищем мигрантов и городской бедноты. Их растущая криминализация вынудила правительства приступить в 1980-х годах к реализации долгосрочных реабилитационных программ, и к настоящему времени бóльшая часть «зон бедноты» уже снесена и расселена.
В нашей стране ситуация в то время была иной. Социалистическая система производства и распределения обеспечивала реальное социально-экономическое равенство граждан с минимальной разницей в доходах и плановым предоставлением бесплатного жилья. Отсутствовала и трудовая миграция из других республик, поэтому «кварталы бед- ноты» в СССР появиться не могли.
Однако сегодня, когда на смену социализму вновь пришёл капитализм с присущей ему огромной разницей в доходах и массовом спросе на дешёвое жильё, наши районы с индустриальным типом застройки со временем тоже могут превратиться в зоны социального неблагополучия. Там будут жить мигранты и люди с низкими доходами (а те, у кого доходы со временем увеличатся, будут переселяться в более комфортные и благоустроенные районы).
В конце 1970-х годов математики Джордж Данциг и Томас Саати разработали концепцию под названием «компактный город» или «город коротких расстояний» [3]. Ими была рассчитана математическая модель городской застройки с более высокой, нежели при квартальной застройке, плотностью населения и меньшим количеством дорогостоящих трасс. Единицей застройки здесь становится не микрорайон размером 60 Га, ограниченный широкими трассами, а более мелкие кварталы по 0,6 Га, разграниченные улицами 20–40 метров шириной. Высотность всех домов не превышает семи этажей; первые этажи отданы сфере социальных услуг. Благодаря тому, что жильё, работа, места отдыха и досуга находятся в пределах одного небольшого квартала, потребность в автомобилях становится минимальной. Поощряя пешеходное и велосипедное движение, структура компактного города в то же время позволяет более эффективно организовать работу общественного транспорта. Более гибким становится и включённый в городскую среду бизнес, легко «подстраивающийся» под любые экономические изменения, что также повышает «жизнестойкость» города.
Компактный город имеет чёткое территориальное деление. Городской квартал здесь – это квадрат, ограниченный невысокими домами с внутренним двором. Поскольку территория двора является частной собственностью жильцов, последние заинтересованы в её благоустройстве. Машины стоят либо снаружи кварталов, либо в подземных паркингах. Критерием «нормальности» улицы считается возможность различить лицо человека, идущего по её противоположной стороне. Подобная «просматриваемость» территории делает застройку более безопасной.
По схожему принципу были когда-то застроены исторические центры европейских городов. Что касается современной Европы, то компактные градостроительные модели давно существуют в Копенгагене (район Орестад), Барселоне (район Эшампле) других городах. В России такому принципу отчасти соответствует только историческая застройка, которая насчитывает у нас всего 8%. В нашей стране продолжают действовать старые СНИПы – строительные нормы и правила, которые были разработаны более полувека назад для благоустройства советских кварталов [9, 10]. На их нормативной основе и возводятся сегодня новые микрорайоны панельных многоэтажек.
Однако недавно и у нас появились новые подходы к разработке современной городской среды. Более того, они уже успешно претворяются в жизнь. Ярким примером служит конструкторское бюро «Стрелка», разработавшее концепцию благоустройства центра Москвы и модель парка
«Зарядье». Конструкторы «Стрелки» разработали единый стандарт комплексного развития городских территорий России, основанный на концепции компактного города [4, 6]. Стандарт включает три модели жилья – пригородную, городскую и центральную. Это позволит привести российские города в соответствие с требованиями времени и сделать их привлекательными для людей, как экономически, так и эстетически.
Запросы современного городского жителя изменились вместе с изменением самого общества, где производство вырвалось за пределы фабричных стен, границы между рабочим и свободным временем становятся размытыми, а население в основном занято в сфере услуг, финансов и интернет-экономики. Если в индустриальном обществе человек мог проработать всю жизнь на одном предприятии, то сегодня он в течение жизни не только неоднократно меняет место работы, но и профессию. Изменилась и сама структура рабочего времени горожанина: сегодня многие работают на дому, лишь изредка выезжая на деловые встречи, или трудятся посменно. Набирают популярность фриланс и удалённая от места жительства работа. Другими словами, если раньше человек мог сказать: «Мой дом – моя крепость», то теперь он склонен воспринимать город как продолжение домашнего пространства. Поэтому людям теперь требуется всё больше услуг «в шаговой доступности»: если я работаю дома, то мне нужно, чтобы рядом были парк, кафе, необходимые магазины.
Именно на эти новые запросы человека постиндустриального общества ориентирована концепция компактного города. От городов, застроенных высотными «панельками», обвитых развязками и сабвеями, человечество возвращается в города узких улиц и небольших кварталов, где открытые пространства заполнены людьми и до всего можно дойти пешком. А старая застройка реставрируется, и в ней создается модное общественное пространство, как, например, Новая Голландия в Петербурге. Поскольку 25% выплачиваемого горожанами подоходного налога поступают в городской бюджет, это даёт им право на комфортную городскую среду и выбор места жительства.
Литература и источники:
- Галаганова С.Г. «Условно лишние» или безусловно необходимые? Проблемы российского агломерационного процесса // Столица и провинции: взаимоотношения центра и регионов в истории России: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием / Отв. ред. В.В. Карпова. Вып. 9 СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2018. С. 90–94.
- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 25.12.2018) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_51040.
- Данциг Дж., Саати Т. Компактный город. Проект организации городской среды. М.: Стройиздат, 1977. 199 с.
- ДОМ.РФ / Стандарты комплексного развития территорий [Сайт]. Режим доступа: https://дом.рф/development/urban/printsipy-kompleksnogo-razvitiya-territoriy/.
- Макаренков Е.В. Развитие мегаполиса: общественное участие как политическая проблема // Власть. 2014. № 12. С. 74–78.
- ООО КБ «Стрелка». Свод принципов комплексного развития территорий [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vk.com/doc10547066_463784865? hash=f24d6522590788edff&dl=7554c6bd1cfa30aa7a.
- Официальный сайт Мэра Москвы [Электронный ресурс]. https://www.mos.ru/ upload/newsfeed/newsfeed/160927_book_standart_small_final.pdf
- Санкт-Петербург, Парнас, Северная долина / Отзывы о проживании в Парнасе https://parnas.siava.ru/review.html.
- СНиП II-К.2–62. Строительные нормы и правила. Планировка и за- стройка населённых мест. Утверждён Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства от 07.05.1966.
- СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и за- стройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01–89*. Утверждён приказом Минрегион России от 28.12.2010 № 820.Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/population/demo/demo11.xls.
- Формы, методы и технологии профилактики и противодействия про никновению идеологии экстремизма и терроризма в образовательную среду / Ре марчук В.Н., Бочарников И.В., Семикин Г.И., Белозёров В.К., Овсянникова О.А., Смульский С.В., Зеленков М.Ю., Гейреханов Г.П., Галаганова С.Г. и др. М.: Экон- форм, 2019.
- Яндекс.Недвижимость / ЖК Парнас [Сайт]. – Режим доступа: https://realty.yandex.ru/pargolovo/kupit/novostrojka/parnas/?id=47679&nosplash=1&ut m_source=wizard&utm_campaign=newbuilding&from=wizard.site-reviews.
Никитина Д.А., студентка группы СГН3‐42, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана
Научный руководитель: Галаганова С.Г., канд. философ. наук, доцент кафедры «Информационная аналитика и политические технологии»