
В октябре прошлого года начал свою работу Координационный совет по обеспечению потребностей вооруженных сил, который возглавил Михаил Мишустин.
Решение было принято абсолютно правильное, но, на мой взгляд, несколько запоздалое. Военно-промышленный комплекс – это неотъемлемая часть реального сектора экономики. Причем лучшая его часть, поскольку отрасль является одной из наиболее высокотехнологичных и генерирует огромный мультипликативный эффект.
ВПК должны заниматься гражданские власти, которые способны обеспечить связку военной и гражданской экономики, обеспечивая переток технологий. ВПК не должен быть закрытым и вариться в собственном соку. Это ни в коем случае не противоречит вопросу безопасности и обеспечения необходимой секретности.
Если даже взять западный опыт 60-80-х годов, когда их ВПК был на пике, то вклад в развитие внесли частные предприятия, являясь более компактными и мобильными. Ну а примеров, когда военные технологии успешно интегрировались в “гражданку” и наоборот – огромное количество, начиная от интернета, заканчивая айфоном.
У нас, к слову, также имеется отличный пример частных разработок. Это знаменитый “Ланцет”, на который изначально гособоронзаказ сформирован не был. Также можно вспомнить винтовки производства Lobaev Arms.
Первый результат, который показал Координационный совет – разгон производства боеприпасов. Уже к весне 2023 года намечавшийся снарядный голод был во многом преодолен. А по полной программе количество наших снарядов противник мог оценить в ходе так называемого контрнаступа. К слову, занимался данным направлением Минпромторг во главе с вице-премьером Мантуровым.
На днях Мишустин обозначил, что “Уралвагонзавод” нарастил производство танков в три раза. В том числе, выпуск лучшего в мире танка (даже по данным американцев) Т-90М “Прорыв”.
Однако здесь важно ответить на вопрос: за счет чего в кратчайшие сроки был достигнут результат?
Ответ достаточно простой. Для отрасли ВПК был разработан и в настоящий момент реализуется Госплан. Государство самым непосредственным образом участвует во всей цепочке производства продукции.
Во-первых, определены целевые индикаторы выпуска, разработан поэтапный план расширения производственных мощностей и запуска новых производств.
Во-вторых, на каждом этапе обеспечивается безотлагательное финансирование соответствующих мероприятий. Деньги не просто оперативно выделяются, а заранее зарезервированы под каждый пункт плана.
В-третьих, государство самостоятельно выстраивает всю производственную цепочку, координируя предприятия по выпуску конечной продукции с предприятиями по выпуску комплектующих. Там, где производство комплектующих недостаточно, государство вкладывает ресурсы в расширение мощностей. Таким образом, итогом является создание производства полного цикла.
В-четвертых, Координационный совет внимательно отслеживает эффективность расходования средств. Деньги не уходят в пустоту и не размываются в бюрократических потоках.
Наоборот, через федеральное казначейство отслеживаются каналы финансирования производства продукции. И промежуточным результатом стала экономия 10 млрд бюджетных средств по заключаемым контрактам. Деньги, наверное, не очень большие, однако при разгоне ВПК важно не разогнать стоимость выпускаемой продукции.
Таким образом, на примере работы Координационного совета мы видим значительную эффективность стратегического планирования со стороны государства. Надеюсь, это окончательно отправит в небытие либеральный миф о неэффективности госплана и безальтернативности свободного рынка.
Уверен, Мишустин перенесет получаемый сейчас опыт и на гражданские отрасли, которые без координирующей функции государства развиваться не в состояниии.
Источник: https://web.telegram.org/a/#-1225027334