В настоящее время проблема безопасности – одна из ключевых не только на национальном уровне, но и в теории и практике международных отношений [Болдырева, 2016]. Из потребности каждого государства охранять свою национальную безопасность, должное обеспечение которой гарантирует политическую стабильность и устойчивость политической системы, и возникает политика безопасности как «сохранение и развитие общества и свойственной ему модели» [Синдеев, 2016].
В связи с претензиями Германии на роль центрального действующего лица Европы, готового брать на себя больше обязательств по урегулированию конфликтов, попытками усилить своё влияние на мировой арене и большими вложениями ФРГ в структуризацию своего политического курса существует необходимость в исследовании политики безопасности современной Германии с использованием определенной методологии.
Необходимо отметить, что политика безопасности может рассматриваться с точки зрения множественных аспектов. Таким образом, необходима методология, включающая комплекс методов и подходов, позволяющих получить полную и всеобъемлющую количественную и качественную информацию по заданной тематике.
Ретроспективный метод использовался для того, чтобы проследить развитие и становление инструментов и приоритетов политики безопасности Германии от её объединения до настоящего момента. Кроме того, ретроспективный анализ помог выявить динамику в разработке и выпуске доктринальных документов, свидетельствующую о консолидации немецких умов с целью донесения сущности своего политического курса собственным гражданам и зарубежным партнерам [Белозёров, 2023], а также с целью представления внешней политики как реактивной – лишь реагирующей на возникающие извне угрозы.
Для изучения изменений в политике безопасности Германии был также использован сравнительный метод. Этот метод необходим для того, чтобы при изучении официальных документов разных годов сравнить видение Германией самой безопасности, угроз, приоритетов, то, какую роль в обеспечении безопасности ФРГ отводит Евросоюзу и НАТО, а также отношение к Российской Федерации. Более того, метод использовался, чтобы проследить, как политика безопасности Германии менялась в зависимости от состава правительства.
С помощью институционального метода произвелась оценка нормативного и фактического содержания прав и обязанностей институтов и организаций, задействованных в её формировании и реализации, процедур, формирующих эти институты и их ответственность в обеспечении политики безопасности.
В ходе исследования политики безопасности Германии большое значение имеет метод контент-анализа. Метод использовался для изучения содержания нормативно-правовых актов, доктринальных документов, стратегий и программ Германии и позволил выявить ключевые направления политики, проанализировать риторику, используемую в официальных документах, в том числе частоту упоминания Российской Федерации и то, в каких именно контекстах она упоминается – положительных, негативных или нейтральных.
Для упорядочивания полученных результатов, выводов и определения основных особенностей политики безопасности Германии на заключительном этапе исследования наряду с остальными методами был использован также метод синтеза.
Таким образом, меняющаяся международная обстановка и активная деятельность Германии в её контексте требует комплексного изучения политики безопасности Германии. Применение общенаучных методов – ретроспективного, институционального, сравнительного, контент-анализа и синтеза – позволяет не только выявить особенности политики безопасности Германии, но и проанализировать Российский фактор, влияющий на её формирование.
Список литературы:
1. Белозёров В.К. Германия конструирует стратегическую культуру // Россия в глобальной политике. 2023. Т. 21. № 5. С. 166–177.
2. Синдеев А. А. Общая политика безопасности и обороны ЕС: подход Германии // Общество: политика, экономика, право. 2016. №8.
3. Болдырева Е. Л. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Россия в глобальном мире. 2016. №8 (31).
4. Weiβbuch 2016 zur Sicherheitspolitik und zur Zukunft der Bundeswehr. – Berlin: Bundesministerium der Verteidigung, 2016.
Свиридова Анна Павловна, студентка 4-го курса (бакалавриат по направлению подготовки 41.03.04 Политология) Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета
poet.sviridova505@mail.ru
Научный руководитель: В. К. Белозёров, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии Московского государственного лингвистического университета, vk_belozerov@mail.ru