Политика безопасности и обороны, являясь одной из основополагающих сфер деятельности Румынии, включает в себя широкий спектр вопросов, связанных с обеспечением национальной безопасности, защитой суверенитета и территориальной целостности страны, а также участием в международных усилиях по поддержанию мира и стабильности. Успех научного исследования во многом определяется правильным выбором подхода к решению проблемы. Необходимо определить, в каком направлении изучать объект, какие концепции использовать для его анализа, каких принципов придерживаться и какие методы применять. Всё это составляет методологический подход. Результат исследования зависит от того, насколько выбранный подход будет соответствовать задачам научной работы и способствовать их успешному выполнению. Грамотное изучение темы, начиная с методологии исследования, поможет более комплексно и правильно выстроить само исследование.

Первым подходом, который может быть применен в исследовании, является институциональный. Этот подход предполагает изучение самого важного – политических институтов, таких как правительство, парламент, министерства и ведомства, ответственные за обеспечение безопасности и обороны. Благодаря данному подходу в ходе исследования появляется возможность проанализировать влияние и политику каждого института отдельно. Основные институты, которые обеспечивают реализацию политики безопасности Румынии:

1)  Совет национальной безопасности – высший консультативный орган по вопросам национальной безопасности при президенте страны.

2) Министерство национальной обороны – отвечает за военную безопасность и оборону страны.

3) Служба румынской разведки (SRI) – обеспечивает внешнюю и внутреннюю разведку и контрразведку.

4) Министерство внутренних дел – отвечает за общественный порядок и борьбу с преступностью

 Институциональный подход используется для анализа этих структур и организаций системы безопасности и обороны, а также, уже подводя итоги работы, дать оценку их эффективности и результативности.

Во время написания данной научной работы важно также рассматривать политику безопасности и обороны как систему, состоящую из множества элементов, которые взаимодействуют между собой. Системный подход позволяет анализировать политику безопасности и обороны как единое целое, а не как набор отдельных частей, не имеющих влияния друг на друга. Эти элементы могут включать в себя политические институты, военные силы, дипломатические усилия, экономические меры Румынии.   Для начала нужно определить основные элементы системы безопасности и обороны Румынии, далее изучить взаимодействие между этими элементами (например, сотрудничество между вооружёнными силами и разведкой) и, как итог, проанализировать влияние внешних факторов на систему безопасности и обороны (геополитическая обстановка, угрозы безопасности и т. п.).

Третий методологический подход является одним из ключевых Сравнительный подход позволяет не только сопоставить политику безопасности и обороны Румынии с политикой других стран или регионов, но также с политикой Румынии прошедших лет. Это позволяет лучше понять особенности и специфику румынской, а также её место в международном и геополитическом контексте.  Сравнительный анализ может проводиться на разных уровнях, от макроуровня (сравнение систем безопасности и обороны) до микроуровня (сравнение конкретных мер и инициатив). Основными принципами системного подхода являются: целостность исследования, иерархичность строения, структуризация и множественность описания, т. е. использование различных кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

Социологический подход рассматривает политику безопасности и обороны через призму социальных отношений и институтов Румынии. Данный подход следует использовать в контексте рассмотрения выборов в Румынии, это помогает понять, почему люди поддерживают или критикуют определённые меры безопасности и обороны, и какие социальные силы стоят за этими решениями.

Одним из наиболее эффективных методов является контент-анализ, который позволяет выявить основные тенденции и направления развития политики именно через документы. В контексте данного исследования политики безопасности и обороны Румынии, контент-анализ может быть использован для анализа официальных документов, таких как стратегии национальной безопасности, военные доктрины, отчёты о военных расходах и т.д. Но для правильного исследования нужно помнить нюансы данного метода. Начинать стоит с выбора наиболее репрезентативных источников, которые будут отражать актуальный вектор развития страны. Необходимо также определить категории, по которым будет проводиться анализ содержания данных документов. Например, это могут быть такие категории, как цели и задачи политики безопасности, основные угрозы, меры по обеспечению безопасности. И последний, не менее важный шаг, проанализировать собранные данные с выявлением закономерностей.

У каждого из этих подходов свои преимущества и недостатки. Ни один подход не является универсальным. Для получения более полного и объективного представления о политике безопасности и обороны необходимо использовать разные подходы в сочетании друг с другом, базируясь на конкретных целях и задачах параграфа или же всей научной работы.

Список использованных источников и литературы:

  1. Constituția României. URL: http://www.cdep.ro/pls/dic/site.page?id=339
  2. Strategia națională de apărare a țării pentru perioada 2020-2024. URL: https://www.presidency.ro/files/userfiles/Documente/Strategia_Nationala_de_Aparare_a_Tarii_2020_2024.pdf
  3. Cartea albă a apărarii. URL: https://www.mapn.ro/legislatie/documente/carta_alba_2021.pdf
  4. Strategia militară a României. URL: https://sgg.gov.ro/1/wp-content/uploads/2021/08/STRATEGIA-MILITARA-A-ROMANIEI-1.pdf
  5. Кириллов В. Б., Путинцев И. С. Влияние Румынии в Молдавии: формы проявления и эволюция // Современная Европа. 2018. № 3 (82). С. 37-48.
  6. Азаренкова А. А. Реализация геополитического проекта «Великая Румыния» в современных условиях // KANT: Social Sciences &Humanities. 2023. № 1(13). С. 48-55.

Клоян Ани Арменовна, студентка 4 курса Московского государственного лингвистического университета.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля