Текущее изображение не имеет альтернативного текста. Имя файла: 1sip.png

Развитие информационных технологий на рубеже XX–XXI веков оказало существенное влияние на все стороны жизни человека, общества и государства, изменило функциональный характер многих профессий, способствовало появлению новых видов профессиональной деятельности, возникновению и развитию сети Интер нет, которая стала новым способом социального взаимодействия, создало условия для цифровизации многих функций государства. В результате произошедших изменений мы живем в новом, информационном обществе, которое уже само становится силой, меняющей человека. Данное обстоятельство нашло отражение в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы, где информационное общество определяется как общество, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан [1]. Само информационное общество становится новой средой, в которой существует, живет и продолжает развиваться человеческая цивилизация. Особенности новой среды жизни человечества таковы, что они меняют условия жизни в различных сферах неравномерно, соответственно и адаптация человечества к изменившимся условиям проходит медленно, порой мучительно, с преодолением проблем, которые на первый взгляд кажутся неразрешимыми. Со временем люди находят решение таких проблем, и иногда эти решения оказываются неожиданно простыми. Однако некоторые проблемы, вызванные изменением условий жизни людей, пока не имеют своего решения, что приводит к конфликтным процессам в рамках отдельных государств и в системе межгосударственных отношений в целом.

Глубина содержания подобных проблем пока не ясна человечеству до конца. В частности, это, как представляется, можно сказать о противоречии, возникающем между расширяющимся процессом универсализации ценностей, интересов, форм жизни в различных обществах, развитию которого способствует новая информационная среда, с одной стороны, и противодействием этому явлению, которое также растет в современном мире в силу актуализации традиционных культурных ценностей и идеалов различных народов, с другой стороны.

Универсализация связывается обычно с глобализацией, которой придается объективный характер, в силу чего обосновывается бессмысленность воспрепятствования этому процессу. Однако последние годы весьма существенно изменили отношение людей к глобализации и ее пониманию как неизбежной стадии развития человеческого сообщества. Глобализм формирует не только новую архитектуру международных экономических отношений, но и новую культуру, свои ценности и идеалы. Транснациональные корпорации, как главные экономические элементы глобального мира, разрушают национальную экономику и лишают государства национального суверенитета. Это обстоятельство еще в 2002 году было отмечено Патриком Дж. Бьюкенненом, который в своей книге «Смерть Запада» писал, что также как «…глобализм есть антитеза патриотизма, так и транснациональная корпорация есть антитеза традиции. С ее приспособляемостью и аморальностью эта корпорация не имеет и не может иметь «корней» – она способна действовать в любой системе. С эффективностью как основным принципом деятельности она не нуждается в верности работников и «при- вязке» к конкретной нации или государству. С биржевыми курсами и капиталовложениями как основами ее существования она готова пожертвовать всем во имя получения прибыли [3, 314].

Новая информационная среда также существенно меняет самого человека, формируя в нем иную психологию восприятия мира, другое отношение к себе подобным, иное понимание общества и многое другое. Появляются новые возможности, которые ранее были неведомы человеку. Вместе с этим возникают и новые ограничения, с которыми раньше людям не приходилось сталкиваться. Изменения, которые происходят в людях, позволяют исследователям вести речь о развитии теории поколений [4] и появлении в короткие промежутки исторического времени новых поколений людей, таких, к примеру, как X, Y, Z, в развитии которых существенно увеличивается объем новых черт и характеристик, которые определяются ростом количества новейших технологий. Причем, количество таких технологий нарастает все быстрее и быстрее. Отмечая данное обстоятельство, американский эксперт-футуролог Бретт Кинг приводит далеко не полный перечень технологий, которые за последнее, весьма непродолжительное время стали создавать «ткань жизни» современного общества. «… Искусственный интеллект, редактирование генома, наномасштабное производство, беспилотный транспорт, робототехника, портативные и встраиваемые цифровые устройства, по мнению Б. Кинга, будут определять следующую эру человеческой цивилизации» [5, 65]. Грядущую эпоху Б. Кинг именует эпохой Homo Augmentus, или эпохой дополненной реальности. Причем, как справедливо отмечает Б. Кинг, на этот раз изменения явным образом сосредоточены вокруг индивида. Грядущие перемены, по мнению Б. Кинга, затронут прежде всего частную жизнь, сделав её совсем непохожей на жизнь предыдущих поколений.

Изменения, которые происходят с человеком в условиях новой информационной среды, и сегодня позволяют исследователям вести речь о том, что на смену человеку одного типа возможно приходит человек другого типа. В частности, некоторые авторы пишут о трансформации человека из homo faber в homo informaticus [7]. Причем такая трансформация абсолютно не вызывает безграничного оптимизма и беспредельной эйфории. Ряд исследователей, к примеру, считает, что «… информационализация социума выводит на арену «человека альтернативного», в котором слишком мало специфически человеческого. Новая популяция постлюдей, объединенных на искусственной основе при помощи СМИ, оказывается творчески несостоятельной, неспособной к созданию принципиально оригинального. Homo Informaticus – это жертва высоких техноло- гий, печальный пленник бесконтактного символического бытия и, вместе с тем, житель глобальной деревни, повелитель физического пространства, руководящий миром посредством «кликанья» кнопкой пульта ДУ. Разгадка нового человека отчасти кроется в природе информации, отчасти – в природе информационной среды, внутри которой он существует [8]. Учитывая отмеченное, представляется важным сказать, что задача исследования природы информационной среды заслуживает не только пристального внимания ученых, но и является насущной необходимостью.

Как уже было отмечено, в процессе развития информационного общества не только появляются новые профессии, но и обретают свое новое содержание и свои новые формы различные виды профессиональной деятельности, существовавшие всегда. Сегодня это можно сказать о таком виде профессиональной деятельности, как информационная аналитика. Термин «аналитика» сам по себе многозначный. В зависимости от области знаний или деятельности, в контексте которых присутствует употребление данного термина, последний будет приобретать различное содержание (например, аналитика в структуре формальной логики, аналитика в геометрии, аналитика как часть философских систем, аналитика как разновидность философии и т.д.).

В настоящей работе речь пойдет об информационной аналитике как области практической деятельности человека, связанной со сбором, обработкой, систематизацией и использованием социальной информации, востребованной в конкретных условиях для формирования человеком собственного отношения к происходящим событиям, выработки ценностных ориентиров, практических жизненных установок и, в конечном счете, целостного мировоззрения, а также для принятия управленческих решений в социальной сфере. Иными словами, речь идет об информационно-аналитической работе, ориентированной на удовлетворение потребностей в осмыслении социальных явлений и процессов.

В научной и учебной литературе для обозначения данного вида деятельности нередко используется понятие «информационная аналитика» [9]. Думается, что это вполне уместно, хотя иногда и вызывает определенные вопросы, наподобие «есть ли аналитика не информационная?». Похожая ситуация возникает и с понятием «сис- темная аналитика», которым обозначается IT-специалист широкого профиля, отвечающий за сбор требований к системе, осуществляющий проектирование технического решения и постановку задачи команде разработки [10]. Здесь сразу хочется задуматься может ли аналитика быть несистемной или бессистемной. В меньшей степени, но все же возникают подобные вопросы и по отношению к финансовым аналитикам, бизнес-аналитикам, аналитикам рынков, аналитикам ценных бумаг, продуктовым аналитикам, веб-аналитикам, инвестиционным аналитикам, интеграционным аналитикам, аналитикам DataScience, вирусным аналитикам и т.д. Ведь все они работают с информацией и поэтому в какой-то степени тоже являются информационными аналитиками. Часть вопросов в отношении некоторых профессий снимается профессиональными стандартами, в которых указано название профессии (специальности) и определены трудовые функции. Это относится, например, к профессиям «бизнес аналитик» и «системный аналитик». Некоторое непонимание названий профессий (специальностей) связано, как представляется, с тем, что в ряде случаев приставка к слову «аналитик» характеризует предмет профессиональной деятельности (компьютерный аналитик, аналитик DataScience, вирусный аналитик, лингвист-аналитик и т.д.), в других случаях добавление к слову «аналитик» относится к нелокализованной объектной области деятельности (системный аналитик, информационный аналитик и т.д.), а еще в одном ряде случаев добавление к слову «аналитик» может означать частично локализованную область деятельности (военный аналитик, между- народный аналитик, медицинский аналитик и т.д.).

Объект информационной аналитики – информация в ее неразделенном состоянии. Иными словами, это весь объем информации. Любая тематическая сфера может быть выделена из этого объема в соответствии с решаемой аналитиком задачей, и тогда она становится профессиональным полем конкретной аналитики (системной аналитики, бизнес-аналитики, компьютерной аналитики и т.д.). Относительно объекта аналитики можно сказать, что человек не может анализировать всю информацию вообще. Это так. Но здесь представляется важным отметить, что объем доступной информации определяется возможностями информационно-компьютерных технологий. Эти технологии постоянно развиваются, следовательно, расширяются возможности доступа к все большему и большему объему информации. С другой стороны, способность анализировать тематические и перекрестные области информации (в том числе и на иностранных языках с применением всего арсенала аналитических методов) характеризует профессиональную квалификацию аналитика. Здесь ситуация имеет сходство с пониманием объекта исследования такой науки, как физика, которая изучает природу, то есть весь мир окружающих нас природных явлений. Все эти явления ученый-физик также не в состоянии охватить своим сознанием. Поэтому процесс развития знания сопровождается его дифференциацией, разделением на тематические блоки и специализацией исследователей в рамках определенного направления исследований. Такой же представляется и ситуация, возникшая в связи с пониманием объекта аналитики. Наличие значительного количества сфер профессиональной аналитической деятельности отражает профессиональную локализацию областей такой деятельности в рамках общего объекта и профессиональную специализацию аналитиков. Таким образом, мы не можем не отметить, что локализация профессиональной области конкретной аналитики представляет собой сложную задачу, решение которой требует предварительного определения общеметодологических позиций исследователя, которые и будут определять возможное поле результатов, а также возможный характер интерпретации этих результатов.

В плане выявления предмета информационной аналитики методологический подход, как представляется, может определяться в контексте поиска исходных, предельно широких принципов, критериев и возможных ограничений, позволяющих в большей или меньшей степени вести речь о решении задачи локализации предмета реальности, пределы которой являются сферой функционирования информационной аналитики как системы научных знаний и области практической деятельности.

Вопрос локализации предмета информационной аналитики предполагает выяснение особенностей восприятия и понимания аналитики. По-крупному, аналитику возможно воспринимать в трех аспектах:

аналитика как имманентное свойство, присущее мыслительной деятельности человека (анализ как естественная, интуитивная декомпозиция объекта исследования);

аналитика как практическая деятельность человека (создание, освоение и внедрение аналитических технологий на основе новых инструментов аналитической деятельности, появляющихся в результате технического прогресса);

аналитика как система научных знаний о структуре, способах и методах исследовательской деятельности.

Первый выделенный нами аспект можно подробно не комментировать, если воспринимать аналитику как изначально присущее человеку свойство его мыслительной деятельности. Здесь аналитика выступает как некий инструмент, который наш мозг использует для исследования различных явлений. Стремление человека нечто целое «разобрать» на части, его составляющие, чтобы узнать, как это целое устроено, вероятно, существовало всегда, и уж, по крайней мере, до того, когда были разработаны современные методы осуществления процедур аналитического исследования. Хуже было с тем, чтобы вернуть все обратно (последующий синтез), поскольку большинство природных объектов перестают быть функциональными после предметной декомпозиции. Возможно, данное обстоятельство способствовало развитию абстрактного мышления, позволяющего мысленно разделять исследуемые объекты на элементы, их составляющие. Как бы то ни было, аналитические приемы, как представляется, свойственны человеческому мышлению. Возможно, разгадка этого свойства откроет нам тайну естественного интеллекта и будет способствовать более продуктивному движению по пути создания искусственного интеллекта. Способность к аналитическому восприятию мира – это важное предположение, которое свидетельствует нам о том, что аналитическое мышление до сих пор представляет для человечества определенную загадку. Оно само должно быть проблемой, решением которой полезно заниматься.

Здесь, как представляется, есть некоторые параллели с математикой. Сегодня уже описаны факты, свидетельствующие о том, что люди умели считать ещё в те времена, когда не знали, что такое счёт и не представляли себе чисел. А еще установлено, что количество способны различать и некоторые животные. Все эти факты позволяют предположить, что и способность к счёту, возможно, также является врожденной, присущей человеческому мышлению. Так, к примеру, Анри Пуанкаре отмечал о пользе для математики заниматься размышлениями о самой себе. «…Размышляя о себе, математика, по мнению А. Пуанкаре, тем самым размышляет о человеческом уме, создавшем ее, тем более что среди своих творений он создал математику с наименьшими заимствованиями извне. Вот чем полезны некоторые математические исследования, каковы, например, исследования о постулатах, о воображаемых геометриях, о функциях со странным ходом. Чем более эти размышления уклоняются от наиболее общепринятых представлений, а следовательно, и от природы прикладных вопросов, тем яснее они показывают нам, на что способен человеческий ум, когда он постепенно освобождается от тирании внешнего мира, тем лучше мы ум познаем и в его внутренней сущности» [11, 390]. Учитывая сказанное, представляется важным отметить, что аналитика как врожденная способность человеческого мышления призвана постоянно анализировать саму себя, искать источники этой способности, чтобы расширить общее понимание того, как работает человеческий ум.

Второй отмеченный нами аспект понимания аналитики как практической деятельности человека связан с технологиями аналитической деятельности, освоением новых инструментов, как интеллектуальных, так и технических. Такие технологии представляют собой логически и организационно связанные этапы решения практических задач, соответствующие этим задачам методы их решения, процедуры ресурсной поддержки практической деятельности на каждом этапе. Применительно к предметному полю информационной аналитики, это алгоритмы, методы и инструменты сбора, обработки, представления и использования информации. Иначе говоря, информационный аналитик работает с определенными объемами тематической информации, как правило, с целью поддержки процесса решения конкретных практических задач. В качестве таких тематических разделов информации могут быть миграционные базы данных, данные из области социального обеспечения и социальной поддержки, данные о реакции населения на происходящие события, сведения, характеризующие достигнутые результаты в рамках выполнения государственных и программ и корпоративных проектов и многое другое. В целом, рассматривая аналитику как сферу профессиональной деятельности людей, важно отметить, что ядро предметной области такой деятельности будут составлять технологии работы с информацией. Однако всегда нужно понимать, что такие технологии могут отличаться друг от друга в зависимости от тематической направленности информации, с которой работает аналитик. Последнее определяет профессиональный характер деятельности специалиста-аналитика.

Третий аспект понимания аналитики определяется восприятием её как системы научных знаний о структуре, способах и методах исследовательской деятельности. Здесь сразу возникает вопрос о статусе аналитики, суть которого состоит в том, можно ли аналитику считать наукой, областью научной деятельности. Ведь аналитику иногда связывают со способностью человека находить некий сакральный смысл в исследуемых явлениях, событиях, вещах. Такой сакральный смысл либо не связан совсем с конкретными фактами, либо имеет весьма отдаленное отношение к ним. В силу этого, аналитика отрывается от почвы конкретных фактов и возносится до неуловимых форм чувствования. Имеют ли эти умозрительные «чувствования» какое-либо отношение к науке?

Думается, что поиски сакральных смыслов можно оставить за самостоятельной формой сакральной рефлексии, расширяющей пространство особого мироощущения. Аналитика как форма исследовательской деятельности сформировалась на основе способности нашего ума с опорой на практическое применение определенных, выработанных человечеством приемов, методов и подходов осуществления анализа объектов исследования различной сложности. В силу этого, предметным полем аналитики в понимании ее как исследовательской деятельности становится сам анализ как процесс исследования в совокупности с принципами, закономерностями и собственными правилами осуществления такой деятельности.

В качестве общего вывода представляется важным отметить, что в перспективе развитие современных и появление новых технологий приведет к существенному расширению сферы интеллектуальной профессиональной деятельности. Вполне вероятно, что данное обстоятельство будет способствовать увеличению областей занятости, где профессиональная аналитика станет самостоятельной профессией. Скорее всего, появятся новые «аналитические» профессии, и мы не сможем обойтись, возможно, без семейного аналитика, ресурсного аналитика, эко-аналитика, стратегического аналитика, а также аналитиков в совершенно различных областях функционирования государства и общества. В каждой из таких областей деятельность аналитика будет иметь свои особенности, обусловленные характером технологий работы с определенной тематической информацией, а также, конкретными методами и инструментами. Но общим, в видимой перспективе, останется представление о том, что объектом деятельности аналитика является информация, а предметное поле такой деятельности определяется характером технологий работы с информацией. С учетом того, что информация сама по себе имеет разнообразную тематическую направленность, то в зависимости от этого в будущем могут формироваться профессиональные сферы аналитической деятельности.

Литература и источники:

1.         Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203. https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ ukaz_203.pdf.

2.         Бьюкеннен П. Дж. Смерть Запада: Пер. с англ. А. Башкирова / П. Дж. Бьюкеннен. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

3.         Бочарников И.В. Цифровизация в России: проблемы и приоритеты. В книге: Научные труды ученых 1 отделения – Отделения общих проблем войны и армии Академии военных наук. М., 2020. С. 163–170.

4.         Generations: the history of America’s future, 1584 to 2069 / William Strauss and Neil Howe/ New York: Morrow, 1991. 538 p.

5.         Кинг Б. Эпоха дополненной реальности. М.: Олимп-Бизнес, 2018. 528 с.

6.         Ремарчук В.Н. Управление смыслами как инструмент современной политики: технологии, вероятные последствия // Этносоциум и межнациональная культура. 2019. № 2 (128). С. 9–21.

7.         Юрьева Л.Н. Компьютерная зависимость – аддикция общества, основанного на знаниях. https://cyberpsy.ru/articles/k-society-addiction/?ysclid= lb3zgt8s7j643163362.

8.         Цуканов Е.А. Место информационной среды в экосистеме «человек – социум». http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main.

9.         Курлов А.Б. Основы информационной аналитики. М.: Юрист, 2009. 150 с.

10.       Системный    аналитик:       чем      занимается     и          как      им       стать.

https://gb.ru/posts/sistemnyj-analitik-chem-zanimaetsya-i-kak-im-stat?ysclid= lb2d7oupkf443525302.

11.       Пуанкаре А. О науке: Пер с фр. / Под ред. Л.С. Понтрягина. 2-е изд., стер. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990. 736 с.

Сергей Владимирович Смульский

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля