23 сентября в рамках конференции «Научные подходы к формированию системы раннего обнаружении скрытых угроз в этнополитической сфере» прошел мастер-класс Вячеслава Петрова, к.филос.н., член-кор. РАЕН, директора Школы молодого этнополитолога «Человек и информация» для студентов 4-го курса Института исторического, правового и социально-гуманитарного образования БГПУ им. М. Акмуллы.
«Как устроен мир?», «Что делать?», «Как действовать?» Это те вопросы, которые каждый ставит перед собой и от ответа на которые во многом зависят успех или неуспех в жизни.
Вячеслав Петров кратко остановился на эволюции представления об окружающем нас мире (от наивной картины мира до информационной), рассмотрел мир как систему и гипертекст, особо подчеркнул роль языковой картины мира как результата отражения объективного мира обыденным (языковым) сознанием конкретного языкового сообщества. Была также представлена последовательность процессов преобразования информации в знание как основы познания мира.
Лектор также рассказал, что на общую картину мироустройства накладываются миры самого человека, формируемые им модели, уникальные для каждого человека.
Значительное место докладчик отвел значению овладения категориальным аппаратом, что необходимо как для ученых и экспертов, так и в обыденной повседневности. Свою мысль он проиллюстрировал на примере понятия «информация», одном из ключевых для понимания мира. Докладчик подчеркнул, что в основе дефиниции «информация» лежит теория отражения, позволившая выйти на особенное в разнообразии в виде знаков или сигналов.
Кроме того, были даны определения таким понятиям, как «факт», «сообщение», «данные», «сведения», подчеркнуто, что по отношению к «знанию» они носят «транспортный оттенок передачи знания по сетям связи», что также является результатом познавательной деятельности человека.
Были приведены исчерпывающие характеристики и требования к информации, главная из которых «ценность», измеряющаяся тем, какое воздействие она оказывает на принятие решения.
Часть мастер-класса была посвящена вопросу интерпретации информационного сообщения, сказывающейся на объективности содержания информации. Было показано, что эта объективность существенным образом зависит от понятийной, аналитической, языковой и операционной баз субъекта, его динамического ассоциативного поля, а также от индивидуальных физиологических особенностей и психологических способностей. Была также затронута проблемы потери информации при межличностном общении и ограниченности пропускной способности сенсорных систем человека.
Вячеслав Петров подчеркнул, что с самого своего рождения человек находится в поле информационного взаимодействия, в ходе которого он и приобретает некую субстанцию (информацию), привел модель такого взаимодействия и модель информационного исследования.
По его мнению, вся человеческая деятельность направлена устранение существующих разрывов в знаниях и стратегиях, которые необходимо учитывать в технологических циклах анализа.
Вячеслав Петров подчеркнул, что переход в информационную эпоху потребовал новой аналитики, основанной на изучении информационных потоков в реальном времени, остановился на особенностях информационной аналитики.
Лектор подчеркнул важность профессиональной работы в социальных сетях, умения создавать т.н. «поисковые роботы», требующие глубоко знания языков запросов, богатого тезауруса. Он также остановился на основных этапах работы с информацией, общей процедуры ее поиска. Выступление было выслушано с большим интересом, были заданы вопросы.
В заключении Вячеслав Петров рассказал о проекте ШМЭП (истории создания, междисциплинарном подходе в исследовательской работе, особенностях взаимодействия с экспертами, планах преобразования Школы в межрегиональную «фабрику мысли»), той большой работе, которая ведется в плане подготовки учебных курсов и программ по информационной аналитике.
По завершении встречи состоялась обстоятельная беседа с директором Института Салаватом Мусифуллиным, на которой были рассмотрены вопросы возможного сотрудничества.
М Петрова