9 февраля 2023 г. на факультете мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» состоялась лекция Вячеслава Константиновича Петрова о информационной аналитике. Он много лет успешно совмещает теоретические изыскания в этой сфере и практическую аналитическую деятельность в системе ПАО «Газпром», Школе молодого этнополитолога, Экспертном совете при Федеральном агентстве по делам национальностей. Является автором десятка научных монографий и учебных пособий, за свою долгую жизнь создал и возглавил аналитические подразделения в государственных и бизнес-структурах. Его регулярно приглашают в ведущие российские вузы, где он делится своими знаниями со студентами и аспирантами.

Разносторонняя подготовка, эрудиция и опыт преподавания Вячеслава Петрова делают каждую такую встречу значимым событием для слушателей, с некоторыми из них деловое общение длится десятилетиями. Вот и в данном случае получилась не лекция, а заинтересованный разговор о настоящем и будущем аналитики в России, воспитании ученых и специалистов, владеющих навыками информационно-аналитической работы.

Вячеслав Петров убежден, что любая аналитика начинается с познания окружающего нас мира во всей его сложности и многоаспектности. Именно поэтому он подробно остановился на эволюции процесса познания, подчеркнув, что человек получает информацию и сведения об окружающем мире в информационном поле. Именно информация и создаваемое ею информационное поле в виде гигантских информационных потоков позволяет выделить и последовательные фазы познания (наблюдение → осмысление → предположение → интерпретация → теория → проверка → формализация → формирование знания).

Полный цикл познания приводит к созданию общих концепций, концептов, законов и новых алгоритмов решения задач на уровне обобщения и междисциплинарного подхода. Вводятся новые понятия, определяются направления их связей с существующими понятиями.

Мир раскрывался перед человеком по мере накопления знаний о нем – от наивной до научной, языковой и информационной картины мира. Лектор подчеркнул уникальность языковой картины мира для каждого естественного языка, языкового сообщества – одна и та же мысль на разных языках обнаруживает разные аспекты. В полной мере это относится и к русскому языку с его эмоциональностью и интонационным богатством.

Что касается информационной картины мира, то ее построение основано на углубленном исследовании информационного поля, когнитивной активности человека, трансформации неявных знаний в явные, накоплении и использовании информационных и интеллектуальных ресурсов.

Следующим важным этапом познания стало рассмотрения мира как системы, как мир-системы – альтернативной возможности организации материального мира. Вплоть до 70-х годов прошлого века использование этой концепции давало хорошую сходимость в анализе и прогнозировании основных тенденций и факторов. Однако с разрушением Советского Союза все изменилось и в настоящее время (исходя из данного подхода) мир превратился в хаос с непредсказуемыми последствиями. Вячеслав Петров уверен, что настало время по-иному взглянуть на мир как на текст, зафиксированный определенным образом с помощью знаков с выходом на новую реальность как на сложноорганизованное знаковое макрообразование, возникающее в процессе развертывания разнородных пространств и структур, обеспечивающих генерирование разветвляющейся множественности, которую невозможно исчерпать. Сам мир становится неким «сверхтекстом», «надтекстом», т.е. «гипертекстом». Он все больше теряет свою реальную природу и переходит в знаковую. Яркий пример тому – виртуализация реальности, бурное развитие искусственного интеллекта.

При этом сам процесс понимания представляет собой многократное сжатие и развертывание информации с параллельным ее переосмыслением. Переосмысленное сжатие меняет структуру и порядок транслируемого материала. Аналитик должен уметь работать со сжатой информацией как с гипертекстом, т.е. языком более высокого уровня.

Но это еще не все. Как оказалось, познание мира невозможно без познания самих себя, без изучения своих собственных миров – психической деятельности человека, объективированных знаний, порождаемых его деятельностью, правил, по которым он живет. Их знание позволяет построить модель мира аналитика, а также понять, почему достаточно часто так разнятся интерпретации анализируемых им информационных сообщений. Выступающий показал важность развития понятийной, языковой, аналитической и операционной базы аналитика.

Вячеслав Петров особо остановился на проблеме адекватности и практической ценности для аналитика существующих и вводимых новых понятий, подчеркнул, что для преобразования информации в знание различные данные должны иметь смысл и быть основанием для деятельности, проиллюстрировав это на примере ряда устоявшихся понятий (информация, безопасность, угроза, опасность, риск и др.).

Он подчеркнул, что наличие даже самой прекрасной и идеально организованной информации само по себе еще не дает никому никаких преимуществ, ибо любая информация по своей природе пассивна и в лучшем случае выступает лишь в роли некоего полезного сообщения. Это знание надо «оживить», заставить его работать. А это прерогатива того, кто пользуется информацией. Поэтому известный афоризм, авторство которого приписывают Натану Ротшильду «Кто владеет информацией, тот владеет миром», сегодня надо перефразировать – «Кто умеет лучше пользоваться информацией, тот и владеет миром». Иными словами, пользователь информации становится важнее самой информации. По сути, речь идет о повышении информационной культуры личности.

Вячеслав Петров отметил особое значение начальных стадий технологического цикла анализа интересующих объектов и принятия управленческих решений – сбора и первичной обработки информации. Уже на этом этапе наглядно проявляются место и роль информационной аналитики в управлении социальными процессами. По его мнению, информационная аналитика – это включенный в цикл социального управления вид прикладной аналитики, основанной на знании основных законов и закономерностей построения и функционирования систем социального мира с использованием целенаправленно формируемых информационных потоков, преимущественно мониторинговых и диагностических технологий обработки информации с целью последующей выработки вариантов решения конкретных социальных проблем. При этом выработка этих решений не входит в компетенцию информационного аналитика. Он лишь создает для этого условия (в виде структурированной информации и информационных моделей). Отсюда вытекают особенности информационной аналитики, включая оперативность и быструю утрату ценности собранной информации.

Лектор задается вопросом, можно ли в современных условиях делать аналитику без профессионалов – «информационщиков» и «охотников за эксклюзивом», и сам на него отвечает: «Нет, нельзя». Это объясняется сложностью аналитических задач, требующих вовлечения в оборот в прямом смысле терабайтов и петабайтов разнообразной и разноплановой информации, необходимой для поиска значимых связей, пересечений и наложений фактов, событий и обстоятельств, что позволяет избежать схематизации и делает изучаемую картину действительно подлинной, основанной на объективной информации, а также необходимостью учитывать по возможности самый широкий спектр мнений, суждений, точек зрения, высказываемых непосредственными участниками принимаемых во внимание значимых событий, явлений, процессов, что позволяет аналитику не скатиться до неправомерного навязывания рассматриваемым процессам собственного мнения и оценок и тем самым избежать грубых искажений.

Современную аналитику в принципе невозможно делать в одиночку. Это работа для мощных аналитических команд, интегрированных в большое количество хранилищ разнообразной информации (банков данных, дата-центров). Команд, располагающих в т. ч. современными средствами сверхскоростной обработки огромных объемов информации по интересующим вопросам.

Тем не менее существует и другая ассоциация, в которой аналитик подобен средневековому алхимику, что-то смешивает, соединяет между собой в массивах данных, вычисляет и в итоге выдает искомый результат, что называется, на кончике пера (или, говоря современным языком, компьютерной мышки).

Существует такое понятие, как «ключевая компетенция» (или несколько ключевых компетенций). Это набор знаний и умений – в т. ч. конкретных навыков, приемов и средств работы – которые, собственно, и делают переход от одного продукта к другому (в нашем случае: от одной конкретной тематики к другой) возможным, реализуемым.

Вячеслав Петров указал на тесную связь информационной аналитики с экспертно-аналитической деятельностью, показал возможные схемы этого взаимодействия.

В завершение он остановился на основных этапах работы с информацией, методологических подходах к организации поиска информации, формировании поисковой базы, построении «поисковых запросов», современных методах информационной аналитики.

В целом, по мнению слушателей, состоялся очень содержательный и профессиональный разговор о такой еще малоизученной сфере деятельности, как информационная аналитика. Выступление Вячеслав Петрова вызвало живой интерес и множество вопросов, а также желание приобрести навыки информационно-аналитической деятельности.

В данный момент руководство факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»  рассматривает вопрос о привлечении Вячеслава Константиновича к научно-исследовательским и образовательным программам факультета в целях подготовки аналитиков для российских государственных органов и компаний.

Шамиль Еникеев, профессор департамента международных отношений  факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля