Завершающий показ весеннего сезона «Лаборатории политического кино» был приурочен к минувшей годовщине 78-летия победы в Великой Отечественной войне. Зрителю был предложен фильм «Отец солдата» 1964 года – классическая советская драма, не оставляющая никого равнодушным и по сей день.
Фильмы о войне – это жанр, который невозможно сравнить ни с чем, потому что это ожившие истории героизма и любви к своей Родине, к родной земле, дому и всему, к чему человек привязан сердцем. В этой картине очень просто и глубоко выражена философия и смысл жизни, которые заключаются в безграничной любви человека к человеку, ко всему живому, в чистоте душевных переживаний и сопротивлении злу в любых его проявлениях.
В дебюте встречи руководитель Лаборатории Сергей Лаврентьев отметил вклад грузинского кинематографа. Несмотря на отсутствие сильных батальных сцен фильм смотрится актуально и сегодня – за счет широкой грузинской души, которая ощущается в каждом кадре.
Фильм «Отец солдата» получил широкое признание, прежде всего на родине создателей ленты — в Грузии. В одной из грузинских деревень, откуда был родом главный герой картины, установлен памятник Георгию (он – единственный актер, который удостоился такой чести при жизни), а в честь полувекового юбилея фильма в Тбилиси состоялось масштабное чествование режиссера Р. Чхеидзе, который в свое время был удостоен Ленинской премии за картину «Отец солдата». Сам Р. Чхеидзе надеялся, что его картина станет мостом, соединяющим русский и грузинский народы в это непростое время.
Сергей Николаевич отметил, что по совпадению в день показа Президент России Владимир Путин принял решение о возобновлении авиасообщения между Россией и Грузией, хотя в грузинском обществе этот шаг был воспринят неоднозначно.
Для поколения современников фильма воспоминания о войне были еще достаточно свежи, потому фильмы о войне настолько трогают сердце зрителя. Сюжет пересказывает историю одного старого грузина, который отправляется в дальний госпиталь, чтобы навестить раненного на фронте сына. Этот человек всю жизнь провел на земеле и никогда не выезжал дальше собственной деревни, а теперь ему предстоит ехать навстречу линии фронта. Георгий не солдат, но война исключений не делает, и увлекает за собой этого забавного пожилого человека. Он всякий раз идет по следам сына, и долгожданная встреча происходит лишь на фоне боев в Берлине.
Почему людям близка фигура Георгия Махарашвили? Ответ простой: война его, несмотря ни на что, не изменила. Он остался верен своим взглядам на жизнь, убеждениям. Так, когда взрываются снаряды, он видит землю, жирную и плодородную, а не воронки от гранат, когда надо быть серьезным — он шутит. Этот старый грузин защищает виноград перед танками советских войск, не побоявшись людей, старше его по званию. Когда главный герой слышит грузинскую песню в разбитом здании и понимает, что слышит голос родного сына, которого так долго искал по военным дорогам, то просто нет слов — остаются одни эмоции.
Зрители также не остались равнодушными: «Он из тех людей, чью душу ничто не способно испачкать: ни смерть, ни ненависть, ни подлость…Георгия любят солдаты, может быть, потому что он очень напоминает им их отцов» – отмечает Ольга. Изначально главный герой не хотел идти на фронт, считая, что война — это не его дело. Однако впоследствии, эмоционально пропустив через себя все тяготы положения людей, увидел своими глазами, что происходит на родине, тогда он принял для себе решение.
Лаборантка с Донбасса призналась, что видела этот фильм не раз, но теперь пересмотрела глазами матери, провела аналогии с сегодняшними событиями вокруг СВО. По ее словам, в самые тяжелые периоды обстрелов они также мучаются вопросом: «уходить им или оставаться?».
Лаборатория продолжит свою работу в сентябре. Показы проходят благодаря поддержке проекта Фонда президентских грантов «Школа молодого этнополитолога». До новых встреч в кинотеатре «Родина»!