Заключение

Процесс формирования прогнозной модели динамики интеграции онлайн-сообществ мобилизационного типа позволил полнее и объективнее понять, как устроена и функционирует эта сфера цифровых коммуникаций.

Сама прогнозная модель как продукт исследования является уникальной по двум причинам.

Во-первых, она сформирована индуктивным путем, исходя из данных длительного эмпирического наблюдения за поведением объекта. Максимально возможное следование процедурам, описанным в концепции grouded theory, позволяет предполагать, что позиция наблюдателей, их знания, научные интересы и предпочтения, личный опыт в минимальной степени повлияли как на фиксацию наблюдаемых фактов, так и на их категоризацию. Эта объективность частично подтверждается и высоким уровнем согласованности оценок экспертов-наблюдателей в процессе взвешивания факторов интеграции.

Во-вторых, эта модель является наиболее полной и комплексной, если сравнить ее с фрагментарными исследования онлайн-сообществ, описывающими какой-либо один конкретный аспект ее функционирования.

В-третьих, эта модель открыта для усовершенствования и самообновления. Теоретически следующим шагом в развитии модели может стать формирование самообучающейся системы, которая сможет описывать, анализировать и прогнозировать динамику интеграции в меняющихся внешних условиях (новые платформы, новые интерфейсы, новые законы и т.д.)

В*четвертых, эта модель представляет интерес в практическом отношении. Поскольку объектом исследования являлись сообщества мобилизационного типа, модель может применяться к анализу сообществ коммерческой и политической (типа «пабликов»), которые по сути создаются также для мобилизации участников на те или иные действия.

Однако, несмотря на то, что именно прогнозная модель является основным продуктом исследовательского проекта, в ходе его реализации были получены значимые научные результаты как методологического, так и теоретического порядка.

В частности, важным методологическим «инсайтом» стало предположение о взаимодополнительности двух парадигм в понимании природы и динамики онлайн-сообществ. К этим конкурирующим на сегодняшний день парадигмам относится сетевой подход, трактующий онлайн-коммуникации только как горизонтальные сетевые связи,  с одной стороны, и социально-групповой подход, рассматривающий сообщества через традиционные категории ролевых структур, групповой идентичности и механизмы вертикальной интеграции.

 Наше исследование показало, что онлайн-сообщества в своем развитии проявляют и свойства реальных социальных групп, и свойства сетей.  Преобладание свойств разной природы зависит и от стадии жизненного цикла группы, и от степени ее гибридности, и от внешних факторов. Соответственно, эти две принципиально разнородные методологические установки могут одинаково успешно применяться в анализе онлайн-сообществ мобилизационного типа.

Причем выбор подхода связан с характером исследовательских задач. Поскольку исследование показало, что две основные функции Интернет-сообществ, информационная и мобилизационная, связаны друг с другом не однозначно, а, при определенных значениях интеграции, могут конкурировать, то и в исследовании факторов эффективности сообществ важно определяться, какая функция нас больше интересует. Если в анализе онлайн-сообщества ставится задача оценки уровня и динамики интеграции по критериям информационного охвата и информационной эффективности, то предпочтительнее использовать именно сетевую парадигму, и пользоваться сетевыми метриками как наиболее удобными для анализа внутри этой задачи. Если же в исследовании стоит задача оценки мобилизационного потенциала, то требуется больше внимания уделять традиционным категориям социально-группового анализа.

Однако, если исследователю требуется рассматривать динамику интеграции онлайн-сообществ в целом, то оба эти подхода должны использоваться вместе, комплексно.

Также некоторые эмпирические выводы исследования факторов интеграции онлайн-сообществ дали основания для развития идеи «облегченной социальности», которая, в свою очередь, позволила объяснять снижение значимости в функционировании онлайн-сообществ таких традиционно выделяемых факторов, как сплоченность, доверие, ролевая структура, и повышение значимости факторов культурно-символической природы – особенностей тематики, языка группы, трансляции ценностей и т.д.

Помимо методологических и методических инноваций, реализация проекта также позволила развить теоретические представления о функционировании онлайн-сообществ. В частности, развитие идеи «гибридности» онлайн-сообществ позволила предложить новый принцип типологизации и для анализа типов динамики, и для анализа структуры и ре5сурсов лидерства в онлайн-сообществах, и для прогнозирования успешности реализации мобилизационной и информационной функции.

Указанные теоретические обобщения, тем не менее, несмотря на эмпирическую обоснованность в рамках тестируемой модели, не могут пока рассматриваться в качестве целостной теории онлайн-сообществ мобилизационного типа. Это связано с определенными ограничениями в применимости самой модели. Эти ограничения частично связаны с ограничениями и проблемами применения всего арсенала методов сбора и анализа данных, о чем мы упоминали в соответствующих разделах работы.

Однако наиболее существенные ограничения, не позволяющие рассматривать модель в качестве универсальной, применимой к любому сообществу такого типа, сводятся к двум обстоятельствам.

Во-первых, модель является довольно громоздкой с точки зрения одновременного использования разных методов сбора данных. В ситуации с «большими данными» это неудобство проявляет себя в трудностях синхронизации измерений, трудностях доступа к значимым данным (в конкретных социальных сетях, в частности), трудностях их хранения и вторичной обработки. Представляется, что это ограничение преодолимо через создание самообучающихся аналитических систем, позволяющих автоматизировать и синхронизировать все процессы.

Второе обстоятельство связано с особенностями Интернет платформ для формирования сообществ мобилизационного типа. Поскольку вся модель построена на наблюдении за поведением сообществ в формате групп в социальных сетях, обладающими формальными признаками идентичности, фиксированным членством, довольно трудно экстраполировать выделенные и взвешенные факторы динамики этих групп на иные типы мобилизационных сообществ, особенно формирующихся на других онлайн-ресурсах, помимо социальных сетей. Уже сегодня прогнозные тренды показывают ослабевание интеграции во всех наблюдаемых сообществах, что вполне может объясняться падением популярности «старых» социальных сетей «ВКонтакте» и «Facebook», переходом пользователей в иные сети типа «Instagram» или «TicToc». Каким образом складываются сообщества мобилизационного типа в этих сетях, либо в иных, не-сетевых, форматах взаимодействия («Telegram», например), насколько выделенные показатели могут быть использованы для анализа сообществ в этих иных форматах – это пока вопросы, требующие дополнительных исследований и тестирования.

Однако упомянутые ограничения, на наш взгляд, не снижают эвристической и практической ценности предлагаемой модели, поскольку в ней наиболее важны именно методология и методика измерения и анализа процессов, происходящих в онлайн-сообществах. А отдельные детали – показатели, шкалы, способы измерения, могут быть в перспективе развиваться и обновляться с помощью более совершенных технологий – самообучающихся систем.

Приложения

Приложение 1. Результаты индуктивной и дедуктивной категоризации (первичная модель)

признакипоказателиметод категоризации
0. объем сообщества  количество участников (с учетом “мертвых”)индуктивный
количество участников без учета “мертвых”индуктивный
1. динамика объема сообщества  количество новых участников/месяциндуктивный
доля (%) новых участников за месяц от численности на начало месяцаиндуктивный
2. объем внутренних коммуникаций              количество постов в основной ленте (новости) в месяциндуктивный
количество постов от группыиндуктивный
количество постов от участниковиндуктивный
количество просмотров основных новостей  в месяциндуктивный
количество комментариев в месяциндуктивный
количество постов в разделе “обсуждения” в месяциндуктивный
количество комментариев на 1 постиндуктивный
количество просмотров на  1 постиндуктивный
3. объем внешних коммуникаций    количество дружественных групп (количество ссылок)индуктивный
количество входящих репостов (из сообществ той же сети)/месяциндуктивный
количество исходящих репостов/месяциндуктивный
4. модулярность сети    количество (доля) кластеровдедуктивный
количество (доля) кластеров, на которые приходится 75% размера всей сетидедуктивный
количество (доля) изолянтовдедуктивный
5.  уровень сплоченности 1 – солидарная эмоциональная поддержка материалов          среднее количество лайков на один постиндуктивный
медианное количество лайковиндуктивный
количество лайков в нижней и верхней децилииндуктивный
доля лайков по отношению к числу участниковиндуктивный
доля взаимных лайков в комментарияхиндуктивный
доля участников, лайкающих все посты сообществаиндуктивный
6. уровень сплоченности 2 – устойчивость связей участников  доля участников группы, находящихся во взаимной дружбеиндуктивный
доля участников группы, сохранивших своё участие в течение месяцаиндуктивный
7. уровень сплоченности 3 – уровень отклика на просьбы (о репосте, о сборе денег, об участии в мероприятии и т.д.)количество репостов в ответ на просьбу о любых онлайн действиях  индуктивный
8. уровень сплоченности 4 – плотность дружеских связей между участниками    плотность сети (сетевой анализ)дедуктивный
выходная степень узла (out-degree)дедуктивный
показатель глобального коэффициента кластеризации одномодального графа участниковдедуктивный
9.средняя длина пути между участниками (можно и другие сетевые показатели)средняя длина путидедуктивный
10. аутгрупповая враждебность        доля “хейтерских” постовиндуктивный
среднее количество лайков на один “хейтерский”постиндуктивный
доля постов, содержащих смысловые дихотомии “мы-они”индуктивный
количество вершин-“мостов” в сети сообществаиндуктивный
среднее количество других сообществ, в которых состоит участникиндуктивный
11. ингрупповая дискриминация             индуктивный
доля авторов постов с наименьшим показателем количества лайковиндуктивный
количество запретов и ограничений в правилахиндуктивный
доля постов, провоцирующих публичные конфликты в комментарияхиндуктивный
отток участников (общее количество покинувших группу за период и равномерность оттока во времени)индуктивный
доля взаимных отношений дружбы и подписки среди участниковиндуктивный
количество жалоб и претензий администраторам в обсужденияхиндуктивный
12. уровень конфликтности взаимодействий участников: Частота ингрупповых конфликтов, способы урегулирования, отношение участников к конфликтам в группе и степень уверенности в разрешимости конфликтов    ??????дедуктивный
??????дедуктивный
??????дедуктивный
13. радиус доверия (институциональное – общественное – локальное – межличностное доверие)      ??????дедуктивный
??????дедуктивный
??????дедуктивный
??????дедуктивный
14. мобилизационный потенциал 1 –  (участие в мероприятиях, офф-лайн и онлайн)              количество (доля?) участников, предоставивших подтверждение участия в мероприятии в материалах группыиндуктивный
количество (доля?) участников, подверждающих участие или намерение участвовать в мероприятиии у себя на страницеиндуктивный
количество постов с описаниями коллективных действийиндуктивный
количество постов с тегами других участников группыиндуктивный
количество публикуемых совместных фотографий участниковиндуктивный
среднее количество всех действий участников на один пост/одно мероприятиеиндуктивный
количество объективно измеримых офлайн-достижений группыиндуктивный
Степень центральности (Degree centrality)дедуктивный
15.мобилизационный потенциал 2 -наличие инструкций для коллективных действий  количество инструкций в месяциндуктивный
общее количество лайков и репостов по инструкциямииндуктивный
16.мобилизационный потенциал 3 – результативность внешних коллективных действий группы    субъективная оценка результативностииндуктивный
общее количество постов и откликов (лайков и репостов) с положительной оценкойиндуктивный
коэффициент вовлеченности участниковиндуктивный
17. особенности тематики 1 – тип задач, решаемых группой    по масштабу – локальные, региональные, отраслевые (институциоональные), общенациональные, глобальныеиндуктивный
по типу решаемых проблем – политические, экологические, права уязвимых групп, общегражданские права, культурные процессы, благотворительность и иная конкретная помощь нуждающимся, профессиональные, этнические и т.д.)индуктивный
по реализуемости – идеалистические, предметно-стратегические, ситуативные,индуктивный
18. особенности лидерства 1 – тип лидерства (традиционный, харизматический, формальный)коммуникативная активность ядра наиболее описательна, только её инструментами сетевого анализа можно решатьиндуктивный
19. особенности лидерства 2 – дисперсность/концентрация лидерства  групповой показатель центральности по посредничествуиндуктивный
коммуникативная активность ядра-количество пользователей, совершивших хотя бы три действия в группеиндуктивный
20.особенности лидерства 3 –  уровень авторитета лидера (лидеров)  отношение числа откликов на посты лидеров к среднему числу откликовиндуктивный
доля прямых связей в общем числе связей лидераиндуктивный
21. особенности лидерства 4 – степень включенности участников в процесс организации работы группы    соотношение проявлений информационной активности лидера к средней степени активности на одного участника группыиндуктивный
частота публикаций участников на стене сообществаиндуктивный
частота публикаций админов на стене сообществаиндуктивный
22. особенности лидерства 5 – преобладающий стиль “руководства” группы (контролирующая/просветительская/вдохновляющая/вовлекающая)????дедуктивный
23.особенности лидерства 6 –  центральность участников (есть ли вообще лидеры)      центральность (сетевой анализ)дедуктивный
центральность по близостидедуктивный
выходная степень узла (out-degree)дедуктивный
PageRankдедуктивный
24.  идентичностьколичество идентифицирующих признаков (оригинальное название, оригинальный логотип, оригинальный слоган и т.д.)индуктивный
25. степень социальной однородности/гетерогенности    возрастная однородностьиндуктивный
географическая однородностьиндуктивный
однородность сферы деятельности (профессиональная, социальная активность, хобби)индуктивный
26. возраст группыколичество летиндуктивный
27. количественный состав ядра группы  доля участников, проявивших активность хотя бы 1 раз в месяциндуктивный
количество (доля) участников, совершивших хотя бы три действия в месяциндуктивный
28. личное знакомство участников          совместные фотоиндуктивный
отметки (теги) других участников в постахиндуктивный
доля взаимных действий участников во всех видах активностейиндуктивный
взаимные тегииндуктивный
взаимные комментариииндуктивный
доля общих друзейиндуктивный
29. особенности участников 1 – средний возраст участниковсредний возрастиндуктивный
29. доля собственного/привлеченного материаладоля постов,имеющих ссылку/не имеющих ссылкуиндуктивный
30. жанровое разнообразие контентадоля видео/текстового/фото материаловиндуктивный
31. соотношение материалов познавательных/мотивирующихДоля материалов, использующих лексические формы “давайте”, “приглашаем”, “ждем”индуктивный
33. степень соответствия тематики публикации заявленным целям и ценностям ? ? ? ???индуктивный
доля публикаций участников в общем объеме контентакатегоризировалось позже
доля публикаций админов в общем объеме контентакатегоризировалось позже
коэффициент виральности контентакатегоризировалось позже
среднее количество просмотров публикацийкатегоризировалось позже
34. тип ценностей    унивесалистские/групповыеиндуктивный
борьба/достижениеиндуктивный
уровень по Маслоу (витальные, социальные, индивидуально-творческие)индуктивный
35. степень конкретности целей (узко-практические, достижимые, легко измеряемые/абстрактные, широкие, слабо измеряемые) индуктивный
36. соотвестствие ценностей  глобальным социо-культурным трендам индуктивный
37. соответствие ценностей национальным социокультурным трендам индуктивный
38. политическая направленность (оппозиционная/проправительственная/нейтральная) индуктивный
39. соотношение видов активностидоля в общем объеме активностей: публикация/комментарии/участие в тематических обсуждениях, реагирование в виде лайков и репостов/просмотрыиндуктивный
40. наличие эмоционально воздействующего контента (видео, демотиваторы, юмор и т.д.)    Доля видео в общем контентеиндуктивный
доля демотиваторов в общем контентеиндуктивный
доля юмористически окрашенных постов в общем контентеиндуктивный
41. соотношение поддерживающей и дискуссионной активностиотношение количества лайков к количеству комментариевиндуктивный
42. интерфейс социальной сети????индуктивный
43. специфичные онлайн-практики реализации социальных действий: контроль, одобрение, солидарность и т.д.доля использования всего перечисленного??индуктивный
44. актуальные форматы онлайн-самопрезентации (оформление профиля, демонстрация числа подписчиков, поддержка трендовых жанров постинга, напр. сферических фото и др.)???индуктивный
45. персональные данные, доступные в интерфейсе соцсети (?)???индуктивный
46. новые законы, регулирующие Интернет-активностьпоявились/не появились за месяциндуктивный
47. новые законы, регулирующие социальную -активность в поле интересов группыпоявились/не появились за месяциндуктивный
48. резонансные политические или иные событияпоявились/не появились за месяциндуктивный
49. объемы и источники финансированияупоминаются или не упоминаются объемы, источники или и то, и другоеиндуктивный
50. “ритуализированные”, конструирующие солидарность социальные практики группы???индуктивный
51. лимитивность дискурса (ограничение круга коммуникантов), собственный язык, подчеркивающий групповую принадлежность индуктивный
Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля