Заключение
Процесс формирования прогнозной модели динамики интеграции онлайн-сообществ мобилизационного типа позволил полнее и объективнее понять, как устроена и функционирует эта сфера цифровых коммуникаций.
Сама прогнозная модель как продукт исследования является уникальной по двум причинам.
Во-первых, она сформирована индуктивным путем, исходя из данных длительного эмпирического наблюдения за поведением объекта. Максимально возможное следование процедурам, описанным в концепции grouded theory, позволяет предполагать, что позиция наблюдателей, их знания, научные интересы и предпочтения, личный опыт в минимальной степени повлияли как на фиксацию наблюдаемых фактов, так и на их категоризацию. Эта объективность частично подтверждается и высоким уровнем согласованности оценок экспертов-наблюдателей в процессе взвешивания факторов интеграции.
Во-вторых, эта модель является наиболее полной и комплексной, если сравнить ее с фрагментарными исследования онлайн-сообществ, описывающими какой-либо один конкретный аспект ее функционирования.
В-третьих, эта модель открыта для усовершенствования и самообновления. Теоретически следующим шагом в развитии модели может стать формирование самообучающейся системы, которая сможет описывать, анализировать и прогнозировать динамику интеграции в меняющихся внешних условиях (новые платформы, новые интерфейсы, новые законы и т.д.)
В*четвертых, эта модель представляет интерес в практическом отношении. Поскольку объектом исследования являлись сообщества мобилизационного типа, модель может применяться к анализу сообществ коммерческой и политической (типа «пабликов»), которые по сути создаются также для мобилизации участников на те или иные действия.
Однако, несмотря на то, что именно прогнозная модель является основным продуктом исследовательского проекта, в ходе его реализации были получены значимые научные результаты как методологического, так и теоретического порядка.
В частности, важным методологическим «инсайтом» стало предположение о взаимодополнительности двух парадигм в понимании природы и динамики онлайн-сообществ. К этим конкурирующим на сегодняшний день парадигмам относится сетевой подход, трактующий онлайн-коммуникации только как горизонтальные сетевые связи, с одной стороны, и социально-групповой подход, рассматривающий сообщества через традиционные категории ролевых структур, групповой идентичности и механизмы вертикальной интеграции.
Наше исследование показало, что онлайн-сообщества в своем развитии проявляют и свойства реальных социальных групп, и свойства сетей. Преобладание свойств разной природы зависит и от стадии жизненного цикла группы, и от степени ее гибридности, и от внешних факторов. Соответственно, эти две принципиально разнородные методологические установки могут одинаково успешно применяться в анализе онлайн-сообществ мобилизационного типа.
Причем выбор подхода связан с характером исследовательских задач. Поскольку исследование показало, что две основные функции Интернет-сообществ, информационная и мобилизационная, связаны друг с другом не однозначно, а, при определенных значениях интеграции, могут конкурировать, то и в исследовании факторов эффективности сообществ важно определяться, какая функция нас больше интересует. Если в анализе онлайн-сообщества ставится задача оценки уровня и динамики интеграции по критериям информационного охвата и информационной эффективности, то предпочтительнее использовать именно сетевую парадигму, и пользоваться сетевыми метриками как наиболее удобными для анализа внутри этой задачи. Если же в исследовании стоит задача оценки мобилизационного потенциала, то требуется больше внимания уделять традиционным категориям социально-группового анализа.
Однако, если исследователю требуется рассматривать динамику интеграции онлайн-сообществ в целом, то оба эти подхода должны использоваться вместе, комплексно.
Также некоторые эмпирические выводы исследования факторов интеграции онлайн-сообществ дали основания для развития идеи «облегченной социальности», которая, в свою очередь, позволила объяснять снижение значимости в функционировании онлайн-сообществ таких традиционно выделяемых факторов, как сплоченность, доверие, ролевая структура, и повышение значимости факторов культурно-символической природы – особенностей тематики, языка группы, трансляции ценностей и т.д.
Помимо методологических и методических инноваций, реализация проекта также позволила развить теоретические представления о функционировании онлайн-сообществ. В частности, развитие идеи «гибридности» онлайн-сообществ позволила предложить новый принцип типологизации и для анализа типов динамики, и для анализа структуры и ре5сурсов лидерства в онлайн-сообществах, и для прогнозирования успешности реализации мобилизационной и информационной функции.
Указанные теоретические обобщения, тем не менее, несмотря на эмпирическую обоснованность в рамках тестируемой модели, не могут пока рассматриваться в качестве целостной теории онлайн-сообществ мобилизационного типа. Это связано с определенными ограничениями в применимости самой модели. Эти ограничения частично связаны с ограничениями и проблемами применения всего арсенала методов сбора и анализа данных, о чем мы упоминали в соответствующих разделах работы.
Однако наиболее существенные ограничения, не позволяющие рассматривать модель в качестве универсальной, применимой к любому сообществу такого типа, сводятся к двум обстоятельствам.
Во-первых, модель является довольно громоздкой с точки зрения одновременного использования разных методов сбора данных. В ситуации с «большими данными» это неудобство проявляет себя в трудностях синхронизации измерений, трудностях доступа к значимым данным (в конкретных социальных сетях, в частности), трудностях их хранения и вторичной обработки. Представляется, что это ограничение преодолимо через создание самообучающихся аналитических систем, позволяющих автоматизировать и синхронизировать все процессы.
Второе обстоятельство связано с особенностями Интернет платформ для формирования сообществ мобилизационного типа. Поскольку вся модель построена на наблюдении за поведением сообществ в формате групп в социальных сетях, обладающими формальными признаками идентичности, фиксированным членством, довольно трудно экстраполировать выделенные и взвешенные факторы динамики этих групп на иные типы мобилизационных сообществ, особенно формирующихся на других онлайн-ресурсах, помимо социальных сетей. Уже сегодня прогнозные тренды показывают ослабевание интеграции во всех наблюдаемых сообществах, что вполне может объясняться падением популярности «старых» социальных сетей «ВКонтакте» и «Facebook», переходом пользователей в иные сети типа «Instagram» или «TicToc». Каким образом складываются сообщества мобилизационного типа в этих сетях, либо в иных, не-сетевых, форматах взаимодействия («Telegram», например), насколько выделенные показатели могут быть использованы для анализа сообществ в этих иных форматах – это пока вопросы, требующие дополнительных исследований и тестирования.
Однако упомянутые ограничения, на наш взгляд, не снижают эвристической и практической ценности предлагаемой модели, поскольку в ней наиболее важны именно методология и методика измерения и анализа процессов, происходящих в онлайн-сообществах. А отдельные детали – показатели, шкалы, способы измерения, могут быть в перспективе развиваться и обновляться с помощью более совершенных технологий – самообучающихся систем.
Приложения
Приложение 1. Результаты индуктивной и дедуктивной категоризации (первичная модель)
признаки | показатели | метод категоризации |
0. объем сообщества | количество участников (с учетом “мертвых”) | индуктивный |
количество участников без учета “мертвых” | индуктивный | |
1. динамика объема сообщества | количество новых участников/месяц | индуктивный |
доля (%) новых участников за месяц от численности на начало месяца | индуктивный | |
2. объем внутренних коммуникаций | количество постов в основной ленте (новости) в месяц | индуктивный |
количество постов от группы | индуктивный | |
количество постов от участников | индуктивный | |
количество просмотров основных новостей в месяц | индуктивный | |
количество комментариев в месяц | индуктивный | |
количество постов в разделе “обсуждения” в месяц | индуктивный | |
количество комментариев на 1 пост | индуктивный | |
количество просмотров на 1 пост | индуктивный | |
3. объем внешних коммуникаций | количество дружественных групп (количество ссылок) | индуктивный |
количество входящих репостов (из сообществ той же сети)/месяц | индуктивный | |
количество исходящих репостов/месяц | индуктивный | |
4. модулярность сети | количество (доля) кластеров | дедуктивный |
количество (доля) кластеров, на которые приходится 75% размера всей сети | дедуктивный | |
количество (доля) изолянтов | дедуктивный | |
5. уровень сплоченности 1 – солидарная эмоциональная поддержка материалов | среднее количество лайков на один пост | индуктивный |
медианное количество лайков | индуктивный | |
количество лайков в нижней и верхней децили | индуктивный | |
доля лайков по отношению к числу участников | индуктивный | |
доля взаимных лайков в комментариях | индуктивный | |
доля участников, лайкающих все посты сообщества | индуктивный | |
6. уровень сплоченности 2 – устойчивость связей участников | доля участников группы, находящихся во взаимной дружбе | индуктивный |
доля участников группы, сохранивших своё участие в течение месяца | индуктивный | |
7. уровень сплоченности 3 – уровень отклика на просьбы (о репосте, о сборе денег, об участии в мероприятии и т.д.) | количество репостов в ответ на просьбу о любых онлайн действиях | индуктивный |
8. уровень сплоченности 4 – плотность дружеских связей между участниками | плотность сети (сетевой анализ) | дедуктивный |
выходная степень узла (out-degree) | дедуктивный | |
показатель глобального коэффициента кластеризации одномодального графа участников | дедуктивный | |
9.средняя длина пути между участниками (можно и другие сетевые показатели) | средняя длина пути | дедуктивный |
10. аутгрупповая враждебность | доля “хейтерских” постов | индуктивный |
среднее количество лайков на один “хейтерский”пост | индуктивный | |
доля постов, содержащих смысловые дихотомии “мы-они” | индуктивный | |
количество вершин-“мостов” в сети сообщества | индуктивный | |
среднее количество других сообществ, в которых состоит участник | индуктивный | |
11. ингрупповая дискриминация | индуктивный | |
доля авторов постов с наименьшим показателем количества лайков | индуктивный | |
количество запретов и ограничений в правилах | индуктивный | |
доля постов, провоцирующих публичные конфликты в комментариях | индуктивный | |
отток участников (общее количество покинувших группу за период и равномерность оттока во времени) | индуктивный | |
доля взаимных отношений дружбы и подписки среди участников | индуктивный | |
количество жалоб и претензий администраторам в обсуждениях | индуктивный | |
12. уровень конфликтности взаимодействий участников: Частота ингрупповых конфликтов, способы урегулирования, отношение участников к конфликтам в группе и степень уверенности в разрешимости конфликтов | ?????? | дедуктивный |
?????? | дедуктивный | |
?????? | дедуктивный | |
13. радиус доверия (институциональное – общественное – локальное – межличностное доверие) | ?????? | дедуктивный |
?????? | дедуктивный | |
?????? | дедуктивный | |
?????? | дедуктивный | |
14. мобилизационный потенциал 1 – (участие в мероприятиях, офф-лайн и онлайн) | количество (доля?) участников, предоставивших подтверждение участия в мероприятии в материалах группы | индуктивный |
количество (доля?) участников, подверждающих участие или намерение участвовать в мероприятиии у себя на странице | индуктивный | |
количество постов с описаниями коллективных действий | индуктивный | |
количество постов с тегами других участников группы | индуктивный | |
количество публикуемых совместных фотографий участников | индуктивный | |
среднее количество всех действий участников на один пост/одно мероприятие | индуктивный | |
количество объективно измеримых офлайн-достижений группы | индуктивный | |
Степень центральности (Degree centrality) | дедуктивный | |
15.мобилизационный потенциал 2 -наличие инструкций для коллективных действий | количество инструкций в месяц | индуктивный |
общее количество лайков и репостов по инструкциями | индуктивный | |
16.мобилизационный потенциал 3 – результативность внешних коллективных действий группы | субъективная оценка результативности | индуктивный |
общее количество постов и откликов (лайков и репостов) с положительной оценкой | индуктивный | |
коэффициент вовлеченности участников | индуктивный | |
17. особенности тематики 1 – тип задач, решаемых группой | по масштабу – локальные, региональные, отраслевые (институциоональные), общенациональные, глобальные | индуктивный |
по типу решаемых проблем – политические, экологические, права уязвимых групп, общегражданские права, культурные процессы, благотворительность и иная конкретная помощь нуждающимся, профессиональные, этнические и т.д.) | индуктивный | |
по реализуемости – идеалистические, предметно-стратегические, ситуативные, | индуктивный | |
18. особенности лидерства 1 – тип лидерства (традиционный, харизматический, формальный) | коммуникативная активность ядра наиболее описательна, только её инструментами сетевого анализа можно решать | индуктивный |
19. особенности лидерства 2 – дисперсность/концентрация лидерства | групповой показатель центральности по посредничеству | индуктивный |
коммуникативная активность ядра-количество пользователей, совершивших хотя бы три действия в группе | индуктивный | |
20.особенности лидерства 3 – уровень авторитета лидера (лидеров) | отношение числа откликов на посты лидеров к среднему числу откликов | индуктивный |
доля прямых связей в общем числе связей лидера | индуктивный | |
21. особенности лидерства 4 – степень включенности участников в процесс организации работы группы | соотношение проявлений информационной активности лидера к средней степени активности на одного участника группы | индуктивный |
частота публикаций участников на стене сообщества | индуктивный | |
частота публикаций админов на стене сообщества | индуктивный | |
22. особенности лидерства 5 – преобладающий стиль “руководства” группы (контролирующая/просветительская/вдохновляющая/вовлекающая) | ???? | дедуктивный |
23.особенности лидерства 6 – центральность участников (есть ли вообще лидеры) | центральность (сетевой анализ) | дедуктивный |
центральность по близости | дедуктивный | |
выходная степень узла (out-degree) | дедуктивный | |
PageRank | дедуктивный | |
24. идентичность | количество идентифицирующих признаков (оригинальное название, оригинальный логотип, оригинальный слоган и т.д.) | индуктивный |
25. степень социальной однородности/гетерогенности | возрастная однородность | индуктивный |
географическая однородность | индуктивный | |
однородность сферы деятельности (профессиональная, социальная активность, хобби) | индуктивный | |
26. возраст группы | количество лет | индуктивный |
27. количественный состав ядра группы | доля участников, проявивших активность хотя бы 1 раз в месяц | индуктивный |
количество (доля) участников, совершивших хотя бы три действия в месяц | индуктивный | |
28. личное знакомство участников | совместные фото | индуктивный |
отметки (теги) других участников в постах | индуктивный | |
доля взаимных действий участников во всех видах активностей | индуктивный | |
взаимные теги | индуктивный | |
взаимные комментарии | индуктивный | |
доля общих друзей | индуктивный | |
29. особенности участников 1 – средний возраст участников | средний возраст | индуктивный |
29. доля собственного/привлеченного материала | доля постов,имеющих ссылку/не имеющих ссылку | индуктивный |
30. жанровое разнообразие контента | доля видео/текстового/фото материалов | индуктивный |
31. соотношение материалов познавательных/мотивирующих | Доля материалов, использующих лексические формы “давайте”, “приглашаем”, “ждем” | индуктивный |
33. степень соответствия тематики публикации заявленным целям и ценностям ? ? ? ? | ?? | индуктивный |
доля публикаций участников в общем объеме контента | категоризировалось позже | |
доля публикаций админов в общем объеме контента | категоризировалось позже | |
коэффициент виральности контента | категоризировалось позже | |
среднее количество просмотров публикаций | категоризировалось позже | |
34. тип ценностей | унивесалистские/групповые | индуктивный |
борьба/достижение | индуктивный | |
уровень по Маслоу (витальные, социальные, индивидуально-творческие) | индуктивный | |
35. степень конкретности целей (узко-практические, достижимые, легко измеряемые/абстрактные, широкие, слабо измеряемые) | индуктивный | |
36. соотвестствие ценностей глобальным социо-культурным трендам | индуктивный | |
37. соответствие ценностей национальным социокультурным трендам | индуктивный | |
38. политическая направленность (оппозиционная/проправительственная/нейтральная) | индуктивный | |
39. соотношение видов активности | доля в общем объеме активностей: публикация/комментарии/участие в тематических обсуждениях, реагирование в виде лайков и репостов/просмотры | индуктивный |
40. наличие эмоционально воздействующего контента (видео, демотиваторы, юмор и т.д.) | Доля видео в общем контенте | индуктивный |
доля демотиваторов в общем контенте | индуктивный | |
доля юмористически окрашенных постов в общем контенте | индуктивный | |
41. соотношение поддерживающей и дискуссионной активности | отношение количества лайков к количеству комментариев | индуктивный |
42. интерфейс социальной сети | ???? | индуктивный |
43. специфичные онлайн-практики реализации социальных действий: контроль, одобрение, солидарность и т.д. | доля использования всего перечисленного?? | индуктивный |
44. актуальные форматы онлайн-самопрезентации (оформление профиля, демонстрация числа подписчиков, поддержка трендовых жанров постинга, напр. сферических фото и др.) | ??? | индуктивный |
45. персональные данные, доступные в интерфейсе соцсети (?) | ??? | индуктивный |
46. новые законы, регулирующие Интернет-активность | появились/не появились за месяц | индуктивный |
47. новые законы, регулирующие социальную -активность в поле интересов группы | появились/не появились за месяц | индуктивный |
48. резонансные политические или иные события | появились/не появились за месяц | индуктивный |
49. объемы и источники финансирования | упоминаются или не упоминаются объемы, источники или и то, и другое | индуктивный |
50. “ритуализированные”, конструирующие солидарность социальные практики группы | ??? | индуктивный |
51. лимитивность дискурса (ограничение круга коммуникантов), собственный язык, подчеркивающий групповую принадлежность | индуктивный |