Культуролог, исследователь русской культуры, художник Марина Князева в интервью aif.ru рассказала о том, почему в западных сказках много жестокости и садизма, чем может закончить свой жизненный путь нынешний президент Украины, как Иванушка-дурачок стал самым популярным героем наших сказках, а также почему русская цивилизация считается мобилизационной.

Владимир Полупанов, aif.ru: Марина Леонидовна, честно говоря, никогда не понимал смысл популярной детской сказки «Курочка Ряба». Можете пояснить, о чем она?

Марина Князева: Сказок для детей не существует. Это на самом деле очень взрослые истории. Есть такая логика в культуре — самые высокие сакральные вещи, проживая очень долгое время, в конце концов остаются в детской культуре. Это общий закон. Даже детские считалки — это отражение древних ритуалов. Сказки «Колобок», «Курочка Ряба», «Морозко» и т. д. — взрослые экзистенциальные сюжеты. Сказка — это рассказанный за две-три минуты народный Тик-Ток, ролик (говоря современным языком) о том, как устроена человеческая судьба, или рассказ про испытания, которые мы проходим в жизни, краткий экскурс по катастрофам, если хотите.

Самая знаменитая русская сказка о Курочке Рябе наделена колоссальным смысловым ресурсом. Просто она упрощена в пересказе. Старик и старуха — это два человека без имени. Это Он и Она, Х и Y. Зато животное имеет имя — Курочка Ряба. Это опять же логика народного сознания. Чем важнее персонаж, тем более подробно он обозначается. Курочка Ряба приносит людям вместо обычного яйца, которое бы они съели, условно говоря, на завтрак, золотое яйцо. Получив его, люди пытаются поступить с ним так же, как они поступают с привычными вещами. Они его пытаются разбить. Дед бил, не разбил, баба била, не разбила. А потом появляется самый маленький, незначительный персонаж — мышка, которая бежала мимо и махнула хвостиком. Яичко упало и разбилось. Плачет дед, плачет баба. Они же сами его били, чтобы оно разбилось. Нелогично. Сказки, как и жизнь, строятся не по законам логики, а по законам парадокса и даже абсурда.

У нас многие сказки, даже у Афанасьева, сильно отредактированы, некоторые просто оборваны. Потому что разверзшийся экзистенциальный смысл сложно принять. А продолжение у сказки про Курочку Рябу такое. Соседи деда и бабки услышали их стенания. Прибежали к ним. В итоге все жители деревни стали рыдать над разбитым яйцом. Прибежал и священник и попытался их утешить. Загорается храм, а потом и вся деревня. Всё сгорает в огне. О чём этот сюжет? Ты можешь жить в предлагаемых обстоятельствах, которые соотносятся с твоими возможностями, с твоим жизненным ресурсом. Получил человек яйцо и употребил его. У него в жизни — лад и гармония. Это то, чего всё время хочет русская культура. Но если человек получает то, что ему не соответствует, случается беда. Тысячелетняя народная мудрость учит нас тому, что самое страшное, это когда ты получаешь больше, чем то, на что ты способен, больше, чем то, что ты можешь освоить. Мы же это видим на примерах множества людей — получив неожиданный приз, человек просто ломается, сходит с ума, его жизнь рушится, случается катастрофа.

В этой сказке заложена еще одна глубочайшая идея. Я это называю «архетипом кошмарной мелочи». Не собака, не кошка, не петух разбили яйцо, а самое маленькое и незначительное существо в системе — мышь — кончик ее хвоста (это вообще ничто). Эта идея проходит через всю русскую цивилизацию — наибольшее значение наименьших величин. Каждый человек знает по своей судьбе — когда он собирается сделать важное дело, вмешивается незначительное обстоятельство, которое всё рушит. Вдруг забыл ключ. В той же сказке «Морозко» почему замерзает Настенька? Старый дед Морозко забыл морозильную палку дома, она и коснулась. Мелочь, которая может погубить человека.

Крылов это прекрасно показал в басне «Петух и жемчужное зерно». Петух, разрывая навозную кучу, находит жемчужное зерно. Он не осознает, какое у него богатство, не понимает, зачем оно ему нужно. Было бы это пшеничное зерно, он бы его съел. Та же самая логика. Когда ты получаешь больше, чем достоин, это приводит к беде. Поэтому нельзя презирать мелочи. Потому что эта мелочь может тебя как спасти, так и погубить. Об этом вообще все русские сказки. Так что сказка о Курочке Рябе — глубочайшая философема. У нас в 90-е годы «новые русские» получали неслыханные богатства. И где они сейчас? Большинство в сырой земле. Потому что не справились с этим огромным ресурсом.

— А «Колобок» о чём?

—  Тоже совсем недетская сказка. Вот это странное существо было создано из ничего, из мучной пыли — по сусекам поскребли. Как говорил городничий о Хлестакове в «Ревизоре» Гоголя: «Тряпка, пылинка, вообще ничто». И это ничто порушило жизнь города. Гоголь, конечно, прекрасно знал русскую культуру. Колобок получился не очень большим. Но он для бабы и деда был бы спасением. Но колобочек ускакивает с подоконника. Он страшно доволен собой. Всем рассказывает, как от всех ушёл. Это очень современный тип нарцисса, мажора. Катит этот мажор по Кутузовскому проспекту на дорогом авто. И от этого ушел, и от того… Этакий победитель жизни. Он так захлебывается от самодовольства, забывая, что его создали из праха. И нарывается в итоге на существо более изощренное. Вы меня можете осуждать, но для меня этот тип сказочного героя нагляднее всего проявляется в президенте Украины Зеленском. Он же захлебывается от самодовольства. Хотя, по сути, ничто, попрошайка. И когда Колобок садится на кончик языка к лисе (проходимице), та его съедает. Вот так бесславно заканчивается его жизненный путь.

Так что в этих сказках я вижу совсем недетские смыслы. Просто они все трансформированы для детского сознания.

— А Байден и все, кто за ним стоят, — это лисы, если следовать этой логике?

— Можно и так истолковать смысл. Зеленский — колобок, который при этом пользуется приемами лисы — прибедняется, клянчит у всех деньги. Попрошайка-манипулятор с «дурным умом». Он ведь губит свой народ. И финал по сказочным законам у него будет как у колобка. Тут я согласна и с нашим великим сказочником Александром Роу, который утверждал, что существует сказочный реализм. Сказки нам всё предсказывают, если их правильно воспринимать.

— Почему одним из самых популярных сказочных героев у нас является Иванушка-дурачок? Он ленив, лежит на печи, надеется на чудо. Но на самом деле не такой уж и дурак, если оказывается победителем.

— Я, возможно, вас огорчу, но Иванушка-дурачок не самый популярный персонаж. Статистически самый популярный персонаж русских сказок — солдат, богатырь. И еще разного рода ремесленники — Никита Кожемяка, Горшеня, Кузнец. Почему создаётся ощущение, что Иван-дурак — самый популярный герой? Это вина ряда поколений интерпретаторов и исследователей, которые популяризировали его. Во всех культурах мира есть персонаж мудреца-простака. Тот же Ходжа Насреддин. Это человек, который как бы прикидывается простаком, недалеким. Иван-дурак — это русский Ходжа Насреддин. Это мировая формула высшей мудрости. В сказке Ершова «Конёк-горбунок» Иванушка-дурачок становится в итоге царём. «Старший умный был детина, средний сын и так, и сяк, младший вовсе был дурак». В русской системе умный человек никогда не скажет о себе, что он умный. Когда человек начинает вас учить и утверждать, что всё знает лучше всех, значит, он дурак. Недавно Никита Михалков сказал, что сейчас такое время — все всё знают, все обо всём судят. Извините, но это признак глупости. В «Коньке-Горбунке» с чего всё начинается? Появляется весть, что кто-то мнёт пшеницу. Старший сын (самый умный) ночью спал, пропустил коня. Средний — тоже. А младший Иван — самый действующий. Он только кажется простаком. Великий ум всегда прост. И в итоге именно Иван оказывается победителем, потому что обладает истинным умом, способностью слышать жизнь.

— Не заложена ли в сказочной надежде на чудо мина под русский менталитет? Ведь это же свойственно нам всем надеяться на чудо, на авось, на то, что всё само образуется вместо того, чтобы самим ковать свою судьбу. «Господь всё управит», часто слышу я.

— Ключевский говорил, что в русском характере есть две особенности. Поскольку в России семь месяцев плохая погода, люди были заперты в домашнем пространстве. Это климатическое обстоятельство выработало в русском народе необыкновенную созерцательность и романтичность, воображение и склонность к философии. А потом внезапно наступало лето. И сельскому человеку необходимо много всего делать. Ключевский пишет, что русский человек за три дня делает то, на что немцу необходимо два месяца. Вот так веками сформировались две особенности характера нашего народа — с одной стороны мечтательность, а с другой стороны мы быстро всё делаем.

Но нельзя говорить, что мы рассчитываем только на авось. Наш национальный характер оболган так же, как и всё остальное. Все понятия, связанные с Россией, искривлены. На самом деле каждый из нас может подняться и переделать сто героических дел. Нам нужно снимать искажения с нашего сознания и самим себе ответить на вопрос, кто мы на самом деле такие?

Да, наш национальный характер противоречив. А кто не противоречив? Когда слышу фразу «это чисто русская черта», я возмущаюсь. Это не русская черта, это антропологическая черта, присущая всему человечеству. Точно так же ведут себя французы, итальянцы и голландцы в такой ситуации. А самый контрастный народ в мире — немцы. Очень сентиментальный и при этом жестокий. Мы до таких контрастов не доходим.

— Из-за способности делать всё быстро вы называете Россию «особой», «мобилизационной» цивилизацией?

— Да, к этому выводу я пришла очень давно. Потому что в единицу времени русский человек способен дать результат выше, чем его энергетические ресурсы. Перепрыгнуть свой потолок. Наш народ всегда делал невозможное. Он жил по законам чуда. Почему изначальное название нашей земли на скандинавских языках было Гардарика, то есть Страна городов? Потому что начиная с IX века до татаро-монгольского нашествия Россия стремительно строила города. Эту статистику приводит мой учитель Дмитрий Лихачев. Каждый год страна строила город. А потом татаро-монголы остановили этот процесс.

Русские — пассионарный народ, обладающий огромной преобразовательной энергией. Потому мы и владеем такой огромной территорией. Мы не просто получили эту землю и стали «лежебочить». К концу 1940-х годов в рекордные сроки наш народ восстановил все города, разрушенные во время Великой Отечественной войны. Без мобилизационных качеств это невозможно. И какие чудеса построили, как в сказке — за «три дня и три ночи». У нас экстрим в крови. И нам его мало. Поэтому и ищем его в быстрой езде, горячительных напитках, безумных танцах и т. д. Все наши исторические прорывы стали возможны благодаря этим качествам. Освоение космоса, исследования морей и океанов, таблицы химических элементов и другие системы, которые мы предложили миру. Это прежде всего мобилизация ума.

Важно еще отметить, что это не цивилизация русских. Уже в первых упоминаниях о нашем народе (V век) о русских пишут, как о «союзе племен». Это уникальная цивилизация, которая была изначально сложена как единство разных народов. Доказательств тому масса. У нас, извините, главный русский поэт Пушкин имеет эфиопские корни, у главного сказочника (режиссера, снявшего 14 фильмов по русским сказкам) Александра Роу отец — ирландец, мать — гречанка. А главный собиратель русского народного языка — Владимир Даль — имеет датские корни. Все они до такой степени вошли в плоть и кровь русского народа, что впитали в себя русский дух.

— А еще какие признаки у русской цивилизации?

— Русская цивилизация к тому же самая вопрошающая. Она задает много вопросов. Я ее называю «сократической». Сократ был философом, ставившим массу вопросов. Русская цивилизация тоже всегда задавала много вопросов: Кто виноват? Что делать? Кому на Руси жить хорошо? Настаиваю на том, что нашей центральной сказкой является «Горшеня» (Мозголов). В ней царь-интеллектуал Иван Васильевич задает вопросы своим приближенным: «Что самое щедрое на земле?» Придворные хотят понравиться царю, поэтому отвечают: «Ты, царь-батюшка». «Что самое быстрое на земле?» — спрашивает царь. Бояре-бюрократы отвечают: «Твоя конница, царь-батюшка». «Что самое плохое на земле?» — снова задается вопросом царь. «Твоя хула, недовольство твое», — отвечают ему. Он ставит коренные вопросы жизни. И тут к нему приводят Горшеню (гончара), Мозголова (он мысли собирает, хорошо мыслит). И Горшеня отвечает на те же самые вопросы. «Самое щедрое — земля. Она нас всех поит и кормит. Самое быстрое на земле — человеческая мысль, она пронзает пространство. Самое плохое — дурной ум. Он человеку покоя не дает». «Ну, — говорит царь, — наконец-то умный человек попался. Чем тебя, Горшеня, наградить?» «Ничем, — отвечает Мозголов. — Мне ничего не надо».

Герои русских сказок задают массу жизненно важных вопросов. В европейской сказке Ганс идет за пенсом. С чем идет в путь герой русских сказок? Он идет за смыслом. Сказка, которая послужила толчком для написания поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?», про двух русских мужиков — Правды и Кривды. Они идут в путь по деревням, чтобы выяснить — по правде или по кривде живут люди. Вот вам суть русской цивилизации. Она ставит экзистенциальные философские вопросы.

— Это правда, что сказки западных народов более жестоки, чем наши?

— Я много об этом думала, занырнув в немецкие народные сказки. И пришла, честно говоря, в ужас. Эти сказки совсем не для детей. Там такие сцены садизма, жестокости и убийств! Вот из чего выросло искусство фильмов ужасов. В русских сказках вы нигде не обнаружите подробную сцену казни, в наших сказках совсем нет картин смерти. Если кто-то над кем-то и совершает праведный суд, то гибель описывается одной фразой, условно, «и навеки сгинул». В наших сказках герой никогда не добивает врага. У него другая цель — повергнуть врага, чтобы перевоспитать.

В сказках западных народов существует культ жестокости. Можно исторически сравнить пути развития наших цивилизаций. Ничего подобного «святой инквизиции» в русской истории не было. Сотни людей подвергали страшным пыткам и мучительной смерти. Сталинские лагеря, по сравнению с тем, что делала инквизиция в «прекрасном европейском саду» (как сказал Боррель) — просто детский сад. Этот сад стоит на крови и костях. Это была практика «счастливых уик-эндов», когда весь европейский город приходил на центральную площадь, чтобы полюбоваться на то, как заживо сжигают красивую девушку.

— Вы имеете в виду охоту на ведьм?

— Конечно. В одном милом швейцарском городке, где я читала лекции, мне мой импресарио показал чудесное место, где стоят две башни. Он сказал: «Это башни девушек». Я решила, что с ними связаны какие-то романтические истории. «Нет, — сказал он. — Эти башни заполнялись красивыми девушками, чтобы в субботу какая-нибудь местная Гретхен могла прийти и за небольшую плату (люди билеты на это покупали) посмотреть, как в муках горят эти красавицы». «Ведьм» ведь отбирали по принципу притягательности, сексуальности. Такая женщина была опасна тем, что возбуждала мужчин. Такого опыта у русского народа никогда не было. И в нашей культуре этого нет совсем. А в сам состав европейской культуры входит допустимость садизма. И это, конечно, отражено в сказках. Я это объясняю также климато-географическими особенностями. Человек — это тектоническое существо, ему нужно сбрасывать напряжение. И все люди ищут адреналин. В русской культуре адреналин можно найти за порогом, вышел из дома, глянул в даль — эх, раззудись плечо. Пошел и разрядился. А куда деваться человеку из маленького европейского городка, где в полутора метрах дом соседа? Поэтому этот вулканический эмоциональный выброс у них происходит в сторону жестокости.

— Почему вы называете англосаксонскую цивилизацию самой агрессивной?

— Это цивилизация островная, по сути, пиратская. Великобритания — это же остров, изначально плохо приспособленный для жизни. Там мало ресурсов и плодородной земли. Нет полезных ископаемых. Они вынуждены грабить других, чтобы выжить. А как это оправдывать? Когда у тебя ничего нет, ты должен говорить, что ты лучше всех, и поэтому тебе всё позволено. Британцы колонизировали огромное количество земель, которые расположены вдалеке от острова. И этот дух был привнесен на американский материк. В Америке же было вырезано все коренное население. Злодейство мирового уровня. Лев Гумилев утверждал, что «благовоспитанные европейцы снимали скальпы с индейцев, расстреливали из поездов бизонов, чтобы уничтожить кормовую базу коренного населения». На нас нет таких исторических грехов, как на этих европейских народах. Поэтому когда они говорят, что мы какие-то неправильные, пусть посмотрят в зеркало.

— Какая сказка очень точно описывает нашу сегодняшнюю жизнь?

— «Никита Кожемяка», которая была написана очень давно и записана Афанасьевым. Жил-был добрый молодец Никита Кожемяка. И пошел слух по земле, что невдалеке от Киева поселился страшный змей и стал пожирать людей. Народ прибежал к Никите Кожемяке и попросил: «Никитушка, спаси. Только ты один можешь справиться со злым змеем». Но отказал им Никита, потому что был очень занят, кожу мял. Второй раз, третий пришли люди и попросили спасти их. Никита Кожемяка взял 300 шкур по 100 пудов каждой и стал ими биться со змеем. Почувствовал змей, что не может Никиту Кожемяку победить, и предложил Кожемяке: «Давай поделим землю. Одна половина земли будет твоя, другая моя». «Ладно, — говорит Кожемяка, — веди межу». Змей впрягся, сделал межу от Черного до Каспийского моря. Змей сидит в Киеве, а Никита ему говорит: «Землю мы поделили, а как поделим море?» Впрягся змей, попытавшись сделать межу в море, и утонул. Прибежал народ. Стал Кожемяку благодарить. А Никита пошёл дальше кожу мять. Для меня эта древняя русская сказка есть очень точное описание нынешней ситуации.

Источник: https://aif.ru/culture/person/kulturolog_marina_knyazeva_zelenskiy_eto_samodovolnyy_kolobok

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля