В конце октября в СМИ появилась информация о том, что Минцифры намерено внедрить в школах систему с автоматической проверкой домашних заданий. Планируемая к внедрению типовая государственная информационная система в сфере общего образования должна предусмотреть автоматическую проверку выполнения домашнего задания школьников, сообщил замглавы Минцифры РФ Олег Качанов. Нововведение вводится, в частности, с целью освободить учителей от ручной проверки домашних работ.
Согласны, что разгрузить учителей надо. Но не от проверки домашних заданий, а от чрезмерной бюрократизации, непомерной работы по подготовке к урокам и излишней отчетности.
Эксперты уверены, что искусственный интеллект никогда не сможет заменить учителя, ведь к каждому ученику нужно найти свой подход, при оценивании знаний учитывать его особенности. А еще компьютер может принять нестандартный подход к решению задачи как ошибку, и только человек может увидеть эту разницу.
«Сферу образования ни в коем случае нельзя переводить в цифру! Ничто не заменит живое общение педагога с классом. Это убьет творческую компоненту в образовании, ЕГЭфицирует всю школу. Искусственный интеллект хорошо проверяет только тестовые задания. А формат теста существует для проверки знаний в ситуации, когда нет времени или желания по-настоящему проверять знания и способ мышления ребенка. Разве это наша цель? Спасибо, я такого своему ребенку и своей стране не хочу», – заявляет первый заместитель председателя Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова
Другой депутат Госдумы Петр Толстой пошутил по этому поводу: «Я могу еще предложить им внедрить программу, которая будет вместо школьников выполнять эти самые домашние задания – чтобы не возникло сложностей при считывании машиной букв, написанных детской рукой», – продолжил: «А если отложить шутки в сторону, то это принесет только вред. Не учителей разгрузят, а реальный уровень знаний учеников снизят. Педагог ведь проверяет уроки, в первую очередь, для того чтобы откорректировать процесс обучения, уделить отстающим дополнительное внимание, сообщить родителям о проблемах в знаниях. И если внедрить эту систему, то контакт учитель-ученик будет утрачен автоматически».
Крайне важную проблему поднял Толстой в своем посте – при ведении компьютерной проверки домашки на корню уничтожится непосредственное общение между учеником и учителем, школьники разучатся контактировать со старшими в процессе совместной деятельности, выстраивать деловые и личные взаимоотношения. Как учителя будут знать и понимать своих учеников, если после проверки не будут работать вместе с ними над ошибками? Как ученики смогут научиться отстаивать свою точку зрения, подыскивать аргументы и доводы?
И еще один аспект, на который в последнее время постоянно приходится обращать внимание, в какой сфере жизни общества не выдвигалась бы законотворческая инициатива. Почему часто все делается кулуарно, без широкого обсуждения с экспертами, в данном случае с родительским и педагогическим сообществом?
Закончим эту небольшую заметку очень верным по своей сути замечанием ТГ Doctor: «Старые учителя всегда говорили, что вкладывают в своих учеников душу. Сможет ли это сделать машина – вопрос риторический. Кого она может воспитать? Вот таких вот оцифрованных чиновников-винтиков в общей системе зарабатывания денег? Молчу уже про то, что если бы машина проверяла творения Пушкина или Лермонтова, то узнал бы мир об этих великих поэтах?»
Смогут ли в будущем эти «оцифрованные чиновники-винтики в общей системе зарабатывания денег» построить сильное, независимое государство – еще один риторический вопрос.
М. Петрова
PS В рубрике «Вопросы образования и науки» в материале «Минцифры может включить автопроверку домашних работ в новое типовое решение» представлено мнение по этому вопросу зам главы ведомства.