Интенциональный подход к творческому воплощению впечатлений и переживаний, вызванных военными действиями, является одной из составляющих предметного поля военно-исторической антропологии. Репрезентативное отражение войны, как явления и, в некоторой степени, жизненной среды, в искусстве, литературе, мемуарах и устной истории, не просто является неотъемлемой частью исторического процесса и служит фундаментом для последующих исследований, посвященных рассматриваемым периодам военных действий, но также, в определенной степени, является связующим звеном между поколениями, поскольку военное прошлое нашей страны схоже с её настоящим. Вот как говорится о исторической межпоколенческой связи в песне B. Высоцкого «Он не вернулся из боя»:

Наши мертвые нас не оставят в беде, Наши павшие — как часовые…

Эти строки особенно подчёркивают симбиотическую связь между коллективной, национальной и индивидуальной памятью, формирующей ту особенную русскую по духу историческую ментальность.

Роберт Рождественский: РЕКВИЕМ (Отрывок)

Помните! Через века, через года, – помните! О тех, кто уже не придёт                   никогда, – помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти павших               будьте достойны! Вечно достойны! Хлебом и песней, Мечтой и стихами, жизнью        просторной, каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны! Люди! Покуда сердца               стучатся, – помните! Какою ценой завоёвано счастье, – пожалуйста, помните! Песню свою            отправляя в полёт, – помните! О тех, кто уже никогда не споёт, – помните! Детям своим             расскажите о них, чтоб запомнили! Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили! Во все времена бессмертной Земли помните! К мерцающим звёздам ведя корабли, – о погибших помните! Встречайте трепетную весну, люди Земли. Убейте войну, прокляните войну, люди Земли! Мечту пронесите через года и жизнью наполните!.. Но о тех, кто уже не придёт никогда, – заклинаю, – помните!  (1962)

Именно консолидация индивидуальной и многовековой коллективной памяти создала не только уникальный код нации – русской по духу, но и воскресила чувственно символические воспоминания каждого исторического периода, когда на защиту Родной Земли поднимался весь народ.  Вот как об этом написал Анатолий Аврутин : КУТУЗОВ

Год сорок первый… Битва под Москвой… О господи, что делал бы Кутузов, Будь он на немцев, а не на французов Сквозь годы призван Богом и судьбой? «…»О, сила слова!.. Лермонтов… Полна История придуманных идиллий. А люди помнят: «Мы их победили…» В день пораженья… В день Бородина…

Следует отметить, что феномен «военного творчества» не новое явление 21 века – термин «военная культура» и (или) «военное творчество» насчитывает не одну сотню лет и является многозначным, поскольку может отражать как искусство ведения военных действий, так и особую культурно-социальную ментальность – русскую душу. Еще Н. А. Бердяев (русский философ-идеалист, писатель) писал: «В Евангелии сказано, что нужно больше бояться убивающих душу, чем убивающих тело. Физическая смерть менее страшна, чем смерть духовная…. На войне разрушают физическую оболочку человека, ядро же человека – душа его может остаться не только не разрушенной, но может даже возродиться».

Сильные патриотические чувства породили особую творческую тональность, определили небывалый лиризм военной литературы. Поэзия о Войне — это совершенно особый род поэзии не только по «тематике», но и по своему внутреннему настроению, по тому человеческому состоянию, которое она передает.

Юлия Друнина * * * Качается рожь несжатая. Шагают бойцы по ней. Шагаем и мы — девчата, Похожие на парней. Нет, это горят не хаты — То юность моя в огне… Идут по войне девчата, Похожие на парней.

Маршал Советского Союза И. Х. Баграмян оставил очень интересные воспоминания. В первые, самые тяжелые месяцы войны он писал: «В это самое тяжелое время войны родилось много песен. Они были веселы и прославляли свою родину, воспевая ненависть к врагу, мужество, отвагу, воинскую дружбу – все то, что помогало преодолевать бесчисленные военные трудности». Эти слова подтверждают тот факт, что во время Великой Отечественной Войны не только сложился определенный пласт литературного творчества советских писателей-фронтовиков, но и сформировалась определенная дифференциация типов военного творчества, которая касается не только жанрового многообразия (проза, поэзия, очерки, мемуары, устная история и т. д.), но также периода написания (к примеру, военная и послевоенная поэзия и проза), различного военного и литературного опыта участников.

Как менялось настроение поэта в начале войны и в конце Алексей Сурков:

В ЗЕМЛЯНКЕ (Под Москвой, 1941г., ноябрь)  УТРО ПОБЕДЫ (1945)
Бьется в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза, И поет мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза. О тебе мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой. Я хочу, чтоб услышала ты, Как тоскует мой голос живой. Ты сейчас далеко-далеко. Между нами снега и снега. До тебя мне дойти не легко, А до смерти — четыре шага. Пой, гармоника, вьюге назло, Заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке тепло От твой негасимой любви  Где трава от росы и от крови сырая, Где зрачки пулеметов свирепо глядят, В полный рост, над окопом переднего края, Поднялся победитель-солдат. Сердце билось о ребра прерывисто, часто. Тишина… Тишина… Не во сне — наяву. И сказал пехотинец: — Отмаялись! Баста!- И приметил подснежник во рву. И в душе, тосковавшей по свету и ласке, Ожил радости прежней певучий поток. И нагнулся солдат и к простреленной каске Осторожно приладил цветок. Снова ожили в памяти были живые — Подмосковье в снегах и в огне Сталинград. За четыре немыслимых года впервые, Как ребенок, заплакал солдат. Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая, Сапогом попирая колючий плетень. За плечами пылала заря молодая, Предвещая солнечный день.  

Примечательно, что поэты Войны очень хорошо осознавали, что законы жизни едины, а война лишь выявляет их наиболее острым, ясным и трагическим образом. Об этом со всей определенностью сказано, например, в строках А. Межирова:

О войне ни единого слова Не сказал, потому что она —

Тот же мир, и едина основа И природа явлений одна.

Пусть сочтут эти строки изменой И к моей приплюсуют вине:

Стихотворцы обоймы военной Не писали стихов о войне.

Вышеприведённые строки ещё раз демонстрируют то, что поэзия войны является особым экзистенциальным архетипом, то есть является универсальным общечеловеческим смыслом, скрытым за эмпирическим явлением культуры, в том числе и в поэтических текстах. Исходя из принципа понимания поэзии о войне как важнейшего средства передачи не только исторической, но и экзистенциальной и нравственной памяти поколений следует отметить, что русские писатели никогда не хвалили войну как таковую — они поклонялись солдату на войне. Ведь солдаты сражаются против тех, кто презирает людей за их язык, культуру и память о своих корнях.

 Вот как в стихотворении «БАЛЛАДА О МАЛЕНЬКОМ ЧЕЛОВЕКЕ» Роберта Рождественского возрастает роль простого «маленького солдата»:

На Земле безжалостно маленькой жил да был человек маленький. У него была служба маленькая. И маленький очень портфель. Получал он зарплату маленькую… И однажды — прекрасным утром — постучалась к нему в окошко небольшая, казалось, война… Автомат ему выдали маленький. Сапоги ему выдали маленькие. Каску выдали маленькую и маленькую — по размерам — шинель. …А когда он упал — некрасиво, неправильно, в атакующем крике вывернув рот, то на всей земле не хватило мрамора, чтобы вырубить парня в полный рост!

Каждая эпоха в истории России рождает своих героев, свое искусство, свою поэзию. И наше время не исключение. Именно на защиту «Русского мира» от возродившегося на Украине национал-фашизма на Донбасс прибыли добровольцы. Историко-национальная память о зверствах фашистов и их пособников сподвигло воинов «Русского мира» встать на защиту стариков, женщин и детей Донбасса.

 САУР-МОГИЛА

Над Саур-Могилой ветер, Над Саур-Могилой плач. Чёрный вечер, чёрный вечер Бесконечен и горяч. Не остыли в лужах пули, В касках ржавая вода. Не хотели, но уснули Ополченцы навсегда. В небе голуби порхают, Слёзы льёт с утра трава, Молча вдовы выдыхают Все последние слова. Над Саур-Могилой вечер, Над Саур-Могилой крик, И снарядом изувечен Синий детский грузовик. 16 сентября 2020 (Межиров А)

После начала специальной военной операции появилось много авторов, пишущих о событиях, происходящих на Украине, о героях, мужественно выполняющих воинский долг, не щадя своих жизней.

Владимир Силкин   ( 24 марта 2022):       ЗА ДЕНАЦИФИКАЦИЮ

 Страшно! Идут бои За русскую Украину, Страшно, когда «свои» Русским стреляют в спину. Но за спиной- Донбасс, Но за спиной -Одесса. Страшно! Стреляет в нас Вся европейская пресса. Дипломатический вой Безумствует вся Европа. Выстоим! Не впервой Шествий всемирных топот.

     Валентина Паевская: Идёт война

Идёт война за души и умы, И в этой необъявленной войне – Которую затеяли не мы – Определись, на чьей ты стороне.

Не будет здесь нейтральной полосы, Остаться не сумеешь в стороне: Натравлены на нас цепные псы – Понятно, на войне как на войне…

Обиды и сомненья на потом Отложим – не тогда же их считать, Когда неправда ломится в наш дом Как зверь лесной, как бес ночной, как тать…… Идёт война, глумливая война. Я от себя одно сказать могу: Есть много “правд”, но Истина – одна! Решай, отдашь ли ты её врагу

После 24 февраля в русской поэзии произошла «перезагрузка». Стихи на военно-патриотический лад, рождённые на фоне специальной военной операции, на удивление оказались очень востребованы. Авторы стихов – люди неравнодушные, не остающиеся в стороне от происходящего, зачастую, это непосредственные участники специальной военной операции – солдаты, офицеры, добровольцы.  Свои чувства, переживания, свою боль и правду они доносят до нас в стихах. Вот один из примеров поэзии, появившейся после 24 февраля. Это стихотворение Михаила Душина «ПоZыVной – Русский!», в котором впервые появляются буквенные символы СВО – Z и V.

Поzыvной – русский!

Из Костромы и Курска, Из Грозного и Казани… Наш поZыVной – РУССКИЙ, Поэтому Бог – с нами!

Из Донецка, Иркутска, Луганска и Волновахи. Наш поZыVной – РУССКИЙ, А русский не знает страха!

Не прячемся за “Тунгуски”, Не бьём по домам из “Градов”. При поZыVном – РУССКИЙ По щелям прячутся гады.

Фашисты, наёмники, звери, Скоро вам будет пусто… Едет на БТРе Пацан с поZыVным – РУССКИЙ!!!

Примечательно, что культура Войны является одним из символов «инициации», то есть символического прохождения через смерть, испытания смертью, после которого человек приобретает особый опыт, позволяющий смотреть на жизнь и оценивать ее как бы со стороны, «с точки зрения вечности». Прохождение через смерть/ вечность зачастую поэты описывали исходя из своего опыта. Вот как экзистенциальную правду о мимолетности земного бытия, «уход в вечность» и рутинность, будничной работы описал ком взвода тяжёлых танков «КВ» Сергей Орлов (1944 году):

 Поутру, по огненному знаку, Пять машин КВ ушло в атаку. Стало черным небо голубое. В полдень приползли из боя двое. Клочьями с лица свисала кожа, Руки их на головни похожи. Влили водки им во рты ребята, На руках снесли до  медсанбата, Молча у носилок постояли И ушли туда, где танки ждали.

А вот как об этом пишет руководителя Совета по военно-художественной литературе Союза писателей России, ветерана боевых действий, полковника в отставке Владимир Силкин:

«Брат за брата

Передал координаты И вступил в неравный бой, А иначе бы солдаты Поплатились головой. Командир за всё в ответе, Он всё сделал по уму -Чтобы враг его заметил И ударил по нему.

И ударили нацисты Всею мощью огневой, А по ним артиллеристы, Не ушёл никто живой Друг за друга. Брат за брата не горят они в огне, Как и деды их когда-то, Побеждают на войне.

В подобных стихотворениях есть весь спектр человеческих чувств: боль, размышление, историческая память, героизм, лирические стихи о любви и верности, о родных и близких  . Но самое главное, что в стихах не оказалось ненависти. Показательно то, что СВО приобрела совершенно логичный статус «справедливой войны», что означает войну не в парадигме противостояния двух государств, но как противостояние мировому злу (национал-фашизму) и защита мирного населения.

В настоящее время, Специальная Военная Операция так же, как и Великая Отечественная Война, служит источником военного творчества новейшего времени, которое является бесценным материалом для последующих исследований восприятия СВО её непосредственными участниками. Ярким примером может служить возрождение литературного героя Отечественной войны Василия Тёркина: «Теркин на Донбассе» (Автор Ярослав Кауров); «Фантастическая поэма Тёркин в Донбассе» [Дмитрий Левичев]:

… Как? Вы разве не слыхали? Взбудоражил слух страну – Вася Тёркин рай оставил, Чтоб явиться на войну!. ..

Такой литературный персонаж не только возрождает историческую память, способствует укреплению межпоколенческих связей, но и отражали фронтовые и тыловые события, греет душу, призывает к действию. Такие образы они говорили лучше политруков, прославляя патриотизм, солдатскую дружбу и любовь к родной земле, матери, любимой девушке, жене:

Наталья Бондарева : ПЕСНИ ВОЙНЫ

И в бою и на привале песню пел солдат. Знают те, кто воевали, – нет пути назад. За спиной – ромашек поле, горы и леса И заплаканные, милые, любимые глаза. Песни птицами летели по родным местам. Песни с нами поседели, жизнь вручая нам. Песни с нами побеждали, шли в последний бой, Песни с нами погибали, жертвуя собой. Их подхватят! Те, кто живы, их за нас споют. Эти песни пой, служивый! Их сегодня ждут! Эх, война. Какие строки вырваны из жил. Тот, кто их писал когда-то, – и сегодня жив!

Особое внимание поэтам в парадигме военной антропологи уделено потому, что именно поэзия быстрее откликнулась на военные события, была на передовой в прямом смысле слова, и стихов в военное время было написано больше, чем прозы, которая требует дистанцирования от события.  Поэты разных поколений, объединённые неприятием нацизма, верой в торжество правды и справедливости опубликовали уже несколько поэтических сборников, объединенных общим названием «ПоZыVной – Победа»: «Порохом пропахшие слова», «Стихи из огня», «Позывной – Победа». Они посвящены событиям на Донбассе, на Украине в целом, конкретным военнослужащим, участвующим в выполнении специальной военной операции, объявленной Президентом нашей страны, Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами России В.В.Путиным.

В настоящее время, Специальная Военная Операция так же, как и Великая Отечественная Война, служит источником военного творчества новейшего времени, которое является бесценным материалом для последующих исследований восприятия СВО её непосредственными участниками.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля