
12 декабря отмечается «День Конституции» – государственный праздник, празднование принятия Конституции в современной России – Российской Федерации.
В этот раз отойдем от практики начинать изложение материала с исторического экскурса, а сосредоточимся на том Основном Законе, по которому сегодня живет наша страна и мы с вами. В этом плане стал в переломным 2020 год.
Напомним, что первая Конституция новой России была принята в 1993 году после провозглашения государственного суверенитета Российской Федерации. Документ кардинально отличался от предыдущих. Законодатели избавились от, как им казалось, балласта в виде всякого рода социальных обязательств. По крайне мере, значительной его части. Но закрепили статус социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). А оставшиеся социальные гарантии вплоть до начала нулевых годов оставались декларативными. Начиналась эпоха нарождения нового капитализма с российской спецификой, безжалостного, безудержного, живущего вне правового поля, диктующего политикам, что и как надо делать. Им некогда было заниматься народом и уже тем более, его сбережением.
С тех пор Основной Закон подвергался неоднократным изменениям (1996, 2001, 2003–2008, 2014, 2019 и 2020 гг.). Все последние изменения, исключая конституционные правки 2020 г., были связаны с образованием, ликвидацией субъектов федерации или их переименованием, а также принятием новых субъектов в состав России и носили точечный характер.
Изменения, одобренные в ходе общероссийского голосования 01.07.2020, носят более масштабный характер, что сравнимо с Конституционной реформой в России. Но такая оценка отрицается, поскольку за ней должно было бы последовать принятие нового Основного Закона с соблюдением всех конституционных процедур, включающих, в частности, формирование Конституционного Собрания Российской Федерации – представительного органа Российской Федерации, обладающего полномочиями учредительной власти. Однако многим правоведам (как, вероятно, и власти) сложившаяся тогда конституционная коллизия была очевидна.
Чтобы снять возникшие кривотолки 28.10.2020 (через несколько дней после принятия поправок) соответствующий законопроект (№ 1046036-7) был направлен Председателю Государственной Думы. С 21 января 2020 г. по 15 мая 2023 г. его изучали в Правительстве и профильных комитетах Госдумы, 15 мая законопроект был передан на рассмотрение нижней палаты парламента. С того времени 9 раз рассмотрение документа откладывалось с тем, чтобы 13 июня его окончательно отклонить.
Почему все же речь надо вести о Конституционной реформе? Хотя Закон о поправке к Конституции России был направлен исключительно на совершенствование регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти, тем не менее, они затронули нормы, касающиеся в том числе смежных с организацией и функционированием публичной власти сфер.
Начнем с того, что поправки закрепили в Основном Законе понятие «публичная власть» и ее систему, которых в предыдущих Конституциях не было.
В целый раздел можно вынести поправки, касающиеся: Президента (их 13), его обязанностей и ответственности, которые в совокупности меняют систему управления страной; Федерального Собрания (8 поправок) с расширением полномочий депутатов обеих палат, введением неприкосновенность для сенаторов, пожизненного срока работы в ФС для сенаторов из числа бывших президентов и лиц, которые имеют выдающиеся заслуги перед страной; Правительства (7), касающихся усиления ответственности и расширения полномочий Председателя Правительства и министров; судебной системы, прежде всего коснувшихся Конституционного Суда; органов прокуратуры (их 2), включая порядка назначения Генерального прокурора, региональных и других прокуроров.
Поправки коснулись также специфики статуса федеральных чиновников, местного самоуправления.
Кроме того, было внесено еще порядка 16 поправок, которых ранее не было. В частности, касающихся границ между субъектами федерации и границ России в целом; традиций, языка и культуры; столицы России; социальных гарантий и экономического роста; международного права и международных отношений (чрезвычайно важно, что теперь в Основном Законе закреплен приоритет Конституции России по отношению к решениям межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров России).
И это далеко не полный перечень изменений, которые отсутствовали в Конституции России ранее и которые одновременно являются существенными по содержанию. Даже этот беглый взгляд свидетельствует, что в 2020 году были не просто поправки, а масштабная конституционная реформа.
В преддверии очередного Дня Конституции в обществе вновь разгорается дискуссия о необходимости модернизировать действующий Основной Закон страны. Например, о том, стоит ли в тексте Основного Закона закрепить единую идеологию, поскольку идеология по-прежнему находится вне правового поля. Одни выступают против, считая, что подобные порождены «модным философским трендом» (Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации), другие, наоборот, предлагают сформулировать государственную идеологию и закрепить её в Конституции России, потому что «общество не может жить без идеологии» (Александр Бастрыкин, председатель Следственного комитета). Каждая из сторон приводит свои доводы и аргументы, в которых простому смертному порой сложно разобраться. Главное, что оппоненты не слышат друг друга, сегментируя, а не объединяя общество.
Когда вникаешь в суть спора, то приходишь к парадоксальному выводу – все упирается в само слово «идеология»: одни не стесняются его, другие предпочитают обходится без него, заявляя, что тяга к идеологии – историческая инерция и ничего более. Хотя все говорят об одном – об образе будущего России. С этой точки зрения не важно, говорится ли об идеологии в Основном законе или нет. В Конституциях других стран она отсутствует, но это не помешало им сформулировать свой образ будущего.
Возьмем, например, Китайскую народную республике. Ее идеология заключается в том, что Китай – Поднебесная страна, центр мира и лучшее место на Земле. Эта идеологема обусловлена особенностями национального мышления, характерными для китайского народа.
На самом деле в нашем государстве также есть свой набор ценностей, отраженных в Конституции и других официальных документах и являющихся, по сути, гражданскими ценностями. Есть Указ президента России «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Его часто, не читая, ругают за якобы ретроградность, архаику и «совьетик». Однако всем стоит его прочитать: «К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России».
Может быть, это и определяет образ будущего России и не стоит копья ломать? И нет никакого противостояния идеологии и ценностей. Ведь сегодня, по существу, это одно и то же. Именно наши, веками выработанные традиционные ценности способны заполнить пустоту разделенности, объединить народ, поставить национальные цели, противостоять иностранному влиянию, воспитать настоящих граждан свой страны.
И будем надеяться, что анонсированные недавно заместителем председателя Совета Безопасности Д. Медведевым изменения в Конституцию будут затрагивать именно эти проблемы.
В. Петров
On the Day of the Constitution of the Russian Federation
On December 12, Constitution Day is celebrated – a public holiday celebrating the adoption of the Constitution in modern Russia – the Russian Federation.
The changes made to the Basic Law in 2020 were of a fundamental nature and required legislative formalization, but this did not happen.
On the eve of the next Constitution Day, a discussion about the need to modernize the current basic law of the country is reigniting in society. For example, about whether it is worth consolidating a single ideology in the text.
Our state already has its own set of values reflected in the Constitution and other official documents and are civic values. Let’s hope that the amendments to the Constitution announced recently by Deputy Chairman of the Security Council Dmitry Medvedev will address precisely these problems.
V. Petrov