Аннотация: Статья посвящена проблеме взаимоотношения клипового и понятийного мышления как двух разновидностей восприятия и осмысления действительности. Рассмотрев преимущества и недостатки каждого типа мышления, автор приходит к выводу о необходимости их гармонизации в условиях информационного общества.

Ключевые слова: мышление, понятийное мышление, клиповое мышление, информация, информационное общество.

На современного человека со всех сторон обрушиваются мощные потоки визуальной и звуковой информации. Они становятся всё более интенсивными, скорость их распространения растёт, и мы не успеваем адаптироваться к этой мелькающей перед нашими глазами реальности – «ухватить» её органами чувств, «встроиться» в неё, «правильно» на неё среагировать.

Учёные всё чаще говорят о том, что в основе успеха одних людей и неудач других лежит их способ мышления. И если прошлый век был веком мышления понятийного, то в нынешнем веке, возможно, восторжествует мышление клиповое. Английское слово clip переводится на русский как «кусок», «фрагмент», «вставка». Мыслить «клипово» означает мыслить быстро, «фрагментарно», вне законов логики, не тратя время на установление причинно-следственных связей ради получения целостной, внутренне непротиворечивой картины окружающей действительности. Особенности клипового мышления (и сознания) подробно проанализированы современными философами, психологами, культурологами, в целом оценивающими его как феномен скорее негативный (хоть и естественный), не способствующий глубокому, творческому постижению окружающего мира, подменяющий умение размышлять, обобщать и анализировать умением быстро ориентироваться в конкретной ситуации [2, 3, 5].

Полностью разделяя эти выводы, мы хотим поставить несколько иные вопросы. Не является ли клиповое мышление своего рода защитной реакцией современного человека на деструктивные для его психики реалии информационного общества? Не представляет ли оно «суровую необходимость» (подобно, например, стереотипизации нашего мышления) для психологического «выживания» человека в условиях оглушающего «информационного шума»?

У военных существует методика так называемой флеш-стрельбы, когда за отвлекающим выстрелом следует двойной прицельный. Решение принимается в доли секунды, и только человек, способный за долю секунды оценить обстановку и верно отреагировать на неё, имеет шанс выжить в ситуации, когда «либо ты, либо тебя». Когда у человека нет времени для анализа и осмысления обстановки, а от быстроты принятия решения зависит его жизнь, необходимо перейти на иной, «клиповый» способ восприятия и мышления. Этому можно научить, что и делают военные инструкторы.

Большой опыт накоплен в этом отношении в Израиле, где военных особым образом тренируют на базах для действий в экстремальных ситуациях. Каждому солдату необходимо уметь полностью концентрироваться на поставленной задаче, а для этого ему нужно уметь очень быстро и точно оценить многочисленные звуковые и визуальные раздражители и извлечь из них необходимый фрагмент (клип) информации, проигнорировав всё лишнее. Специально созданное в Израиле подразделение занимается тем, что учит мыслить «клипово» в любой экстремальной ситуации, будь то землетрясение или ракетный удар с воздуха, не только солдат, но и всё население страны. В момент любой катастрофы именно такое «стремительное» мышление может стать залогом выживания. Взрослых граждан обучают в специальных лагерях или через Интернет, детей – во время школьных занятий. Практика показала, что ребёнок перестраивается на клиповый ритм мышления легче, чем взрослый. При этом никто не пытается изменить сознание детей – речь идёт о совершенствовании их знаний, умений и навыков посредством специальных тренировок и упражнений.

Суть клипового мышления в том, чтобы находить ответы на вызовы окружающей среды в максимально короткое время. А поскольку скорость смены событий в наше время стремительно растёт, извлечь из них смыслы становится практически невозможно. Известный российский философ Ф.И. Гиренок считает, что даже наша речь становится тормозом для развития человечества: язык «борется» с сознанием. Быстро мыслить можно лишь визуально, с помощью образов [2]. Пространство, в котором становится востребовано и формируется клиповое мышление, – это пространство стресса, аврала, поэтому человек с понятийным складом ума «выпадает» из него. Он, конечно, выполнит задание хорошо и основательно, но на это у него уйдёт слишком много времени, и поэтому не факт, что результат всё ещё будет актуален. «Клиповик» же, не углубившись в тему, не поняв её до конца, рискует ошибиться, но интуиция его не подведёт, то победа будет за ним.

Клиповое мышление как результат определённой модификации нашего восприятия само по себе ни хорошо и ни плохо – оно естественно и объективно необходимо для выживания человека в условиях избытка информации. Наличие подобного мышления у первобытных людей когда-то способствовало их выживанию во враждебном, непонятном и страшном мире. «Роскошь» понятийного мышления люди смогли позволить себе, когда их жизнь стала относительно «понятной» и безопасной. Но вот наступила новая эпоха, когда человечество накрыла новая волна информационного перенасыщения, и человек был вынужден вновь перейти к клиповому типу «обработки» информации. Он снова утратил способность к целостному восприятию окружающей действительности, она снова стала для него непонятной и враждебной, ему теперь опять нужно догадываться о том, что происходит вокруг, по отдельным чертам, образам, фрагментам. Современный человек – это «дикарь цифровой эпохи».

Чем же оборачивается распространение клипового мышления для человеческой цивилизации в целом и для каждого человека в отдельности?

Человек с клиповым сознанием, как правило, не в состоянии правильно оценить ситуацию, поскольку не в состоянии понять, где правда, а где ложь. Он всё воспринимает поверхностно, не пытаясь проникнуть в суть вещей, и поэтому не может отличить главное от второстепенного. Такие люди в первую очередь обращают внимание на образы, яркие картинки, чем успешно пользуются рекламщики и манипуляторы. Социолог С.Г. Кара-Мурза считает, что чем большее давление на человека оказывает мозаичная (клиповая) культура, тем меньшую роль в его мышлении играет логика, и тем более восприимчивым к манипуляциям оказывается его сознание [5].

Одна из манипулятивных технологий, во многом обязанная своим появлением сформировавшемуся у людей информационной эпохи клиповому мышлению, – product placement (по-русски её называют «скрытая реклама»). Эта технология предполагает использование логотипов торговых марок в фильмах, телесериалах, книгах, когда, например, при просмотре кинофильма зритель получает завуалированное рекламное сообщение [7]. Показательно, что люди старшего возраста, обладающие системным мышлением, чаще всего негативно относятся к такому типу продвижения продукции, в то время как молодёжь относится к product placement гораздо лояльнее. По данным исследования рекрутингового портала Superjob.ru, более 40% россиян воспринимают product placement нейтрально или положительно, что свидетельствует о распространении клипового мышления и игрового восприятия реальности [4].

Рассмотрим некоторые преимущества клипового мышления на примере техногенной катастрофы. Существует мнение, что авария в Чернобыле произошла из-за вхождения частоты оборотов турбины в резонанс с внешней вибрацией, в результате чего амплитуда вибрации начала стремительно расти. Когда вибрация достигла колоссальных размеров, обслуживающий персонал утратил способность к каким-либо действиям, поскольку воздействие подобной вибрации на мозг парализует человека. Некоторые успели выбежать, остальные остались внутри. Почему мозг одних «откликнулся» на возросшую вибрацию остолбенением, а мозг других дал чёткую команду бежать? Проведённые в разных странах исследования доказали, что у людей с клиповым и понятийным типами мышления при обработке информации задействованы разные участки мозга. Возможно, этим и объясняется различие реакций в критической ситуации.

В Великобритании ученые выяснили, что четверть населения страны не знает наизусть свой собственный телефонный номер, и только один из трёх опрошенных помнит важные семейные даты. Чем насыщеннее информационные потоки вокруг нас, тем хуже наша память, тем сложнее нам концентрироваться, анализировать, читать длинные тексты. Это подтверждают и эксперименты с помощью прибора под названием айтрекер (eyetracker), который после специальной калибровки улавливает направление человеческого взгляда. Одним из классических исследований по айтрекингу было исследование советского психофизиолога А. Ярбуса, который убедительно показал, что движения глаз отражают процесс мышления человека. Сегодня эта точка зрения практически подтвердилась. В рамках очередного эксперимента десяти участникам показали несколько страниц текста: на трёх страницах была типичная для современных СМИ вёрстка – много картинок, минимум информации, а на четвёртой был помещён отрывок из книги. Прибор зафиксировал, каким образом люди читали текст, что в первую очередь привлекло их внимание. После этого психофизиолог проанализировал тепловую карту взгляда. В результате анализа информации, полученной через айтрекер, было обнаружено, что для восьми из десяти испытуемых иллюстрации оказались более привлекательными. Бóльшую часть отрывка из книги прочитали все, но запомнили лишь двое из десяти человек. Это были люди, которые привыкли читать книги. Другими словами, людей с клиповым типом мышления оказалось больше, нежели с понятийным. К тому же последние, как потом выяснилось, не сделали успешной карьеры [3].

Означает ли это, что нам следует стремиться к выработке клипового мышления и подавлению понятийного? Ни в коем случае! Мы просто должны чётко представлять себе особенности, преимущества и недостатки каждого из них. Человек с клиповым мышлением быстрее найдёт нужную информацию, легче сориентируется в опасной ситуации, но только человек, владеющий понятийным способом мышления, сможет понять, почему это вообще произошло и что нужно сделать, чтобы в будущем подобного не случалось. Человек с клиповым мышлением может легко приспособиться к современному миру, но познать законы этого мира способен только тот, кто оперирует понятийным мышлением. Человек с клиповым мышлением может сделать быструю и успешную карьеру, но он не сможет ощутить радости познания, научных открытий, подлинного творчества. Всё это говорит о необходимости целенаправленного развития у человека информационного общества обоих видов мышления и их гармонизации в процессе решения познавательных и практических задач.

Литература и источники:

  1. Галаганова С.Г. О потенциале российской «мягкой власти» // роль технологий «мягкой силы» в информационном, ценностно-мировоззренческом и цивилизационном противоборстве. М.: Экон-информ, 2016. С. 239–244.
  2. Гиренок Ф. И. Клиповое сознание. М.: Проспект, 2016. 256 с.
  3. Докука С.В. Клиповое мышление как феномен информационного общества // Общественные науки и современность. 2013. № 2. С. 169–176.
  4. Земко М. Product placement алкогольной и табачной продукции в российском кино // Бюллетень лаборатории экономико-социологических исследований. http://www.hse.ru/data/2011/02/15/1208722464/GAZETA_pdf
  5. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., Эксмо, 2012. 864 с.
  6. Семеновских Т.В. «Клиповое мышление» – феномен современности // Оптимальные коммуникации (ОК). www.yarki.ru/wpress/2013/02/18/3208
  7. Советкина Э.В. Экранная клип-культура: взгляд в историю // Вестник Московского государственного университета культуры. 2012. № 3.
  8. Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста // Топос. Литературно-философский журнал. 2010. № 1. Электронный ресурс. Режим доступа: www.topos.ru/article/7371.
  9. Формы, методы и технологии профилактики и противодействия проникновению идеологии экстремизма и терроризма в образовательную среду / Ремарчук В.Н., Бочарников И.В., Семикин Г.И., Белозёров В.К., Овсянникова О.А., Смульский С.В., Зеленков М.Ю., Гейреханов Г.П., Галаганова С.Г и др. М.: Экон-иформ, 2019.

Худиковская М.В., студентка группы СГН3‐42 Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана

Научный руководитель: Галаганова С. Г., канд. философ. наук, доцент кафедры «Информационная аналитика и политические технологии»

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля