Противостояние системе – штука очень-очень сложная. И здесь нужно представлять, если ты начинаешь противостоять системе, нужно понимать, какие будут последствия. Ну, например, когда меня взяли за горло: вступать в КПСС, я знал, что я этого не сделаю ни за что не по политическим, а по эстетическим соображениям – я не буду бегать в стае и в стаде. Но я знал прекрасно, что я работаю на одном из факультетов МГУ и публичный отказ… А уже дошло до того, что отнекиваться было невозможно. И публичный отказ будет означать, что мне придётся уйти из университета и на работу будет устроиться очень трудно. Тем не менее, я прекрасно понимал, что это единственный выбор, который я могу сделать. Отказаться и уйти. То есть первая вещь, которую человек, который противостоит системе, должен понимать, что он вступает на такой очень серьёзный длительный и психологически сложный путь.
Ребёнку вступить на этот путь очень трудно. В этой ситуации надо максимально снизить давление на него, чтобы она не привела к срыву. Прежде всего, он должен ощущать, понимать, чувствовать, что родители на его стороне, что родители всегда будут на его стороне. И они всегда постараются его защитить против вот этих вещей, которые они считают неправильными. Второе. Ребёнку нужно объяснить, почему это неправильно. Почему? Что это? Вмешательство в частную жизнь. Потому что когда меня спрашивают, например. Что должны сделать родители по отношению к своим детям. Я говорю: прежде всего, это обеспечить здоровье. И второе, это привить им цельное мировоззрение, чтобы они понимали, что такое добро, что такое зло, что нужно трудиться. Детям нужно объяснить, чтобы они ощущали свою правоту. Только в этом случае они могут противостоять и своим сверстникам, которые этого не понимают.
Второй момент заключается в следующем. Я скептически отношусь к тому, что Умберто Эко пишет публицистику. Потому что то, что он написал про сравнение коммунизма и фашизма – это полный бред… У него есть замечательная книга, которая на русский переведена как «Имя розы», но переводить надо как «Во имя розы». Остальные вещи послабее. Но у него есть потрясающее письмо его внуку. И он объясняет своему внуку, почему нужно читать книги. И вообще, почему нужно быть культурным человеком. Он ему пишет, «если ты хочешь прожить не одну жизнь, а несколько, жизнь д’Артаньяна, жизнь Шерлока Холмса, жизнь героев Фенимора Купера, читай книги». То есть создавай вокруг себя кокон культурный. Помимо того что культура самоценна, она, безусловно, является дополнительным щитом и мечом для человека, противостоящего системе. Потому что культура – это вторая природа. Человек живёт не только в натуральной природе. Но и вот в этой искусственной природе. И работая с обеих рук, ему значительно легче противостоять давлению.
Если твою частную жизнь хотят сделать объектом присвоения, то этому надо противостоять. Когда тебе рассказывают, что ты должен покупать, какие у тебя должны быть цели. И вот это нужно очень важно объяснить ребёнку. Понятно, что здесь родительское сердце кровью обливается, потому что маленького мальчика или девочку, 12-ти лет… Родители его вталкивают в противостояние системе, и, с одной стороны, они готовят из него борца, с другой, подвергают его психику напряжению. Например, мне как-то задали вопрос. «Вот все дети в классе читают Гарри Поттера, а вот мой внук не читает. Он – изгой». Здесь ребёнок очень легко может стать изгоем. Поэтому очень важна кооперация родителей, нужно сообщество.
Дело в том, что вот эти насильственные все вещи, вмешательство в частную жизнь, это такая попытка создать социальный ад. Когда-то историк Фернан Бродель про XV-XVII века писал, что в это время в Европе был «социальный ад». И он поставил вопрос. Можно ли вырваться из социального ада? «Можно, – ответил он, – но только не в одиночку». Нужна социальная взаимопомощь. Кстати, любая система, как только сталкивается с координированным действием… Причём, это действие может быть пассивным, а не обязательно активным. Необязательно идти, быть стёкла в банке. Достаточно вместе сказать: «Нет!» Это действует очень-очень эффективно. Потому что власть практически во всех государствах… Власть – это люди. Они держатся за свои места. Власть труслива, и нужно это помнить.
Я повторяю, ребёнок должен быть уверен, что вы всегда на его стороне. Я когда-то, много лет назад, читал в переводе на английский язык такую психологическую разработку Восточно-Германской спецслужбы, где писалось, что если ребёнок до семи лет прожил в атмосфере всепоглощающей любви родителей, то когда он вырастет, им очень сложно будет манипулировать. Вот это и нужно – любовь! Вот как это ни странно звучит и не пафосно, но я в данном случае очень технологично… Вот сейчас, когда я говорю, родительская любовь, я очень технологично подхожу к этому. Я, например, когда рос, знал, что я за своими родителями как за каменной стеной. Мне было на что опираться, в том числе в конфликтах с учителями. Причём, я далеко не всегда был прав, это родители мне потом объясняли. Но в ситуации конфликта я знал, что они всегда на моей стороне. Я вообще исхожу из того, что семья должна быть сильнее и школы, и улицы.
Кстати, в России очень активные родительские такие вот союзы и тесно связаны друг с другом. И это, безусловно, сила. Люди начинают самоорганизовываться. Потому что одно дело взрослого человека уколоть, а другое дело, когда трогают детей. В России дореволюционной в XIX веке, не дай Бог, если власть что-то сделала по отношению к детям, на вилы могли поднять.
Это всё легче сказать, чем сделать. Но без борьбы нет побед…
А. Фурсов
How to save yourself in the 21st century. Tips for parents.
It is very difficult for a child to enter the path of confrontation with the system. In this situation, it is necessary to reduce the pressure on him as much as possible so that it does not lead to a breakdown. First, he must understand and feel that his parents love him. According to research, if a child has lived in an atmosphere of overwhelming parental love until the age of seven, then when he grows up, it will be very difficult to manipulate him.
Secondly, the child must be absolutely sure that the parents are on his side, that they will always be on his side.
Thirdly, it is necessary to teach the child to read in order to create a cultural cocoon around himself. Besides the fact that culture is valuable in itself, it is an additional shield and sword for a person who opposes the system. Because culture is the second nature. And working with both hands, it is much easier for him to resist the pressure.
This is all easier said than done. But there are no victories without a struggle…
Andrei Fursov
Источник: https://dzen.ru/a/YbGzxQZ7Y0VAmzmK