Большое количество людей связывают нехватку педагогического персонала именно с уровнем заработной платы. Мол, поднимите заработные платы всем учителям и их будет много. Но давайте на чистоту. Заработная плата – это только один из критериев, влияющих на количество педагогических кадров. Обо всех остальных критериях будет дальше и подробнее.
Немного подробнее о самой проблеме.
Кадровый голод в нашей стране не только в сфере образования, но и в сфере строительства, в нефтяной сфере и многих других областях труда. Причем нехватка не только “рабочих рук”, но и ИТР состава. Большинство связывает это с уровнем заработных плат. Посмотрим на нефтяную сферу, где очень часто можно встретить такие комментарии:
Зачем я поеду работать на север? Предлагают 120т.р. рублей за вахту в один месяц, не оплачивая при этом дорогу до места, питание и, дай бог, если предоставляют проживание. Межвахта никак не оплачивается. Вот и получается, что со всеми издержками у меня на руках остается 100т.р., а то и меньше, на два месяца, то есть +-50т.р. на месяц. Да я кассиром в пятере столько же заработаю.
А учителя? Регион региону рознь, жаловаться на свою заработную плату не хочу и не буду, она у меня очень даже не плохая. Но с проблемой кадрового голода столкнулась и я. Через 5 недель у меня должен наступить официальный больничный по беременности и родам. Но выйти в декрет я смогу только доработав до конца четверти, так как не было преподавателя, который мог бы меня заменить сразу же, более того возникают проблемы с тарификацией если нанимать совместителей из других школ, то взять на себя такие совместители могут лишь 0,5 ставки (9 рабочих часов в неделю), а у меня их 2 (36 часов в неделю), то есть на мои 2 ставки полагается брать 4 совместителей.
Как вы считаете, департамент образования и департамент культуры и спорта пойдут на такое раздутие штата?
И вот нашли мы человека, способного взять на себя 1,5 ставки (и то с небольшим рвением и отсутствием желания брать на себя основы изобразительной грамотности у начальных классов), на еще 0,5 ставки придется добирать совместителя. Оба этих преподавателя могут приступить к своим обязанностям только с начала 2 учебной четверти. А бросить своих ребят в середине первой четверти и просто уйти, сказав: “выкручивайтесь, как хотите”, – мне не позволяет совесть. Хотя с первого сентября повышается заработная плата у учителей как основного, так и дополнительного образования. Но не думаю что это сильно заставит выпускников пед. ВУЗов идти работать в школу. И вот после всех этих поисков, которые ведутся еще с мая месяца у меня возник вопрос, ответ на который я искала вместе с заменой себе на рабочее место.
Почему же учителя и выпускники “педов” не хотят работать в школе?
Заработная плата.
Начнем пожалуй с главного и животрепещущего. Заработная плата, как я уже сказала разнится от региона к региону. К моей зарплате у меня вопросов нет, тем более, что с первого сентября ее “угрожали” сильно поднять. Посмотрим, на сколько сильно угрожали и на сколько поднимут. Это вопрос десятый. Но есть регионы, где господа педагоги до сих пор за 2 ставки не получают больше 30т.р. Приходится искать дополнительный заработок, “идти в бизнес”, как нам один раз посоветовали грамотные люди. И это большая проблема, потому как на “кассе в пятере”, как выразился человек из комментария про заработок на месторождениях, зарплата выше, чем у педагога в школе, а требований меньше (во всяком случае, ходят такие слухи, лично не проверяла).
Кроме того, моя лично зарплата складывается из множества надбавок региональных, северных, территориальных. Другие таких надбавок не получают. Но так же есть в наших расчетных листах крайне странные и даже комичные статьи. Их я могу вам продемонстрировать. Скрин взят из моего расчетного листа, который я лично получаю на почту ежемесячно.
50 рублей… вы представляете? Кто-то хочет издать свой учебник?
К сожалению не нашла расчетку, где прописана оплата разовых консультационных часов, так как на преподавателя их дается не много и их я выдавала еще до того как начала получать расчетку на почту. Но смею заверить суммы там тоже смешные. Стоимость одного преподавательского часа 135 рублей. Да выглядит смешно. Ели человек работает на ставку, то зарабатывает он ставку в 10т.р. + книгоиздательство + коэф. за категорию + за качество (те самые баллы) + коэф. территорий (он везде разный). получается заработная плата в районе 18т.р. если работать строго на часов в неделю. Работа на 2 ставки уже в районе 35т.р. + выгорание. Заметьте, я не плюсую сюда северные и районные, потому что они есть не везде. А разовые тоже выдают не все, хотя их стоимость так же 135 рублей… но без надбавок. В общем то зарплата это боль педагогов. и если эту боль решат, то это может конечно улучшить положение, но не на много. По этому двигаемся дальше…
Родители.
Да, да… Не дети… Родители. Вот с кем действительно сложно работать. К счастью в дополнительное образование часто приходят хорошие и ответственные родители, чего не скажешь об общеобразовательных школах.
У нас такая проблема всплывает редко, но преподаватели школ и гимназий очень часто сталкиваются с проблемными родителями роющими недра социальных сетей на предмет “пляжных фото” преподавателей. И ведь находят… И жалуются “куда надо”… Некоторых родителей очень сильно смущает беременность преподавателя. Ее “этакую растакую” надо немедленно уволить, всем ведь ясно, чем она дома с мужем под одеялом занимается. И это не мои фантазии, я клянусь, сама лично на каком то форуме видела ветку оскорбленной женщины, дочь которой попала в класс к беременной классной руководительнице. Споры там просто не на жизнь, а на смерть разгорелись. И согласных с возмущенной мамой было много. В связи с чем у меня ряд вопросов к таким мамам.
- А вы своих детей как то по-другому получили? Обычно в таких случаях востоке восходит яркая звезда и три волхва спускаются с холма (из старого анекдота)
- Почему преподаватель должен положить свою жизнь на полку? Ради чего?
- И как мешает беременность педагогической карьере?
А мамы “отличников, комсомольцев, спортсменов, теннисистов” в одном лице это вообще песня о грустном. Они же никогда не смирятся с тем, что их чадо получило не 5, а 4 за домашнее задание. И в лучшем случае пойдут разбираться с учителем и директором, обычно проблема решается довольно легко, назначается пересдача и ребенок сдает работу и получает 5. В худшем прилетит тому самому теннисисту… Да так прилетит, что он сесть больше не сможет. И никакие пересдачи тут не помогут. Душа болит за таких детей, потому что мы и не знаем что происходит там, за закрытыми дверями. Отличник он, потому что он так хочет, или потому что хочет, чтобы больше больно не делали?
В общем да. Родители – это основной источник стресса для преподавателя.
Дети.
Обсудили проблемных родителей. Не стоит забывать, что очень часто у проблемных родителей вырастают проблемные дети. Дети-эгоисты. Дети-эгоцентристы. Да это не одно и то же. Эгоцентристы, это дети, которые не могут поставить себя на место другого человека, а эгоисты, это те, кто в силу воспитания не хотят этого делать. Дети с синдромом отличника, которые из-за небольшого, не критичного замечания могут устроить истерику во время урока минут на 30. Ну и дети пофигисты. Которым вообще “по барабану” чего там вещает “этот у доски”. У него своих дел на уроке хватает.
Собрать их в кучу и привести в рабочее состояние таких детей очень сложно. Это надо быть прирожденным лидером.
Опять же, я на практике с таким не сталкивалась, у меня самая большая проблема это прогулы и отсевы, которые в “художках-музыкалках” были, есть и будут, ни куда они не денутся.
Конечно, каждому педагогу приятно, когда, не проявлявший интереса к предмету, учащийся, вдруг начинает понимать предмет, делать домашние задания, обращать внимание на нюансы. Ради этого стоит приходить на работу. Но минусы перевешивают.
Другие педагоги.
Хаха… Да… Никакой трудовой солидарности в педагогических коллективах нет. Сплетни, разборки, конфликты на личной почве и на рабочей. Редко когда удается найти хороший коллектив, слаженный, без принципа “курятника”. Думаю дальше эту тему развивать не стоит, ее с удовольствием разовьют комментаторы ниже, если статья хоть куда то попадет.
В общем выводы можно сделать разные из всей этой ситуации. Скажу только одно. Поднимая заработную плату педагогическому составу полностью проблему не решить. Пока к педагогам относятся как к обслуживающему персоналу, без личной жизни, личных интересов, хобби, относятся как к человеку отказавшемуся от всего ради чужих детей и вечно что то должному помимо своих должностных обязанностей и инструкций, ничего не поменяется. Зная, что учитель получает большую зарплату, родители будут с еще большим рвением искать непристойности в поведении учителя, другие педагоги с еще большим рвением будут сражаться за “часы”, а детям как было пофигу, так и будет, для них авторитет не зарплатой определяется…
Очень вышло длинно. Надеюсь меня поймут правильно и не примут мои абсолютно холодные размышления на тему за гневное письмо, в котором я жалуюсь на все и вся. Можно посчитать, что все мне не так и зарплата маленькая, и родители плохие, и дети плохие, и другие педагоги тоже плохие, одна я “как роза среди навоза”. Нет все не так, не так плохо, как может показаться из статьи. Я люблю свою работу, люблю детей, которые ко мне приходят и даже прогульщиков своих люблю и рада с ними встрече, когда они приходят. И родители меня в большинстве своем вполне устраивают, ну если речь идет о выборке, которая приходит ко мне, а не в целом.
Источник: https://dzen.ru/a/Ztrc_vP1JUf6CMc_