Люди заигрались в игры. Это очевидно. По планете прокатилась барбимания в связи с показом новой кинокартины о приключениях пластиковых кукол из идеальной страны Барбиленд. Поветрие коснулось даже России, где игрушечную антиутопию не показывают из-за санкций, в которые играет с нашей страной Голливуд.

Но краешком зацепило. Депутат Госдумы Мария Бутина в интервью парламентской телекомпании заявила о необходимости запретить продажу игрушек нетрадиционной для России ориентации. На ее взгляд, сюжет фильма отражает искаженные представления об обществе, где «все захватили женщины» и квир-персонажи. Остается только довериться впечатлению депутата, ведь россияне не имеют возможности легально посмотреть новинку, так и не попавшую в отечественный кинопрокат. Кстати, у Бутиной тоже есть свой сказочный мир на Первом канале: телепрограмма «Куклы наследника Тутти».

Но власть розовой Барби над умами россиян все-таки сильнее голубого экрана. Увлечение продуктом масскульта подобно кругам на воде. Набирают популярность различные программы, позволяющие воплотить фотографии реальных людей в образы миров Барбиленда. Всем хочется посмотреть на себя через розовые очки искусственного интеллекта. Даже некоторые солидные российские деятели замечены в злоупотреблении розовыми кофточками.

Набирает популярность и индустрия вечеринок в стиле «барбикор» – подражания кукольному миру. Газета New York Times разместила подборку предложений, как можно провести то или иное событие в окружении живых Барби и Кенов. Среди этих проектов – традиционная трапеза, приуроченная к наступлению шабата. Все блюда выполнены в палитре оттенков красного. На традиционных субботних хлебах – присыпки алые, розовые и цвета фуксии.

Вообще в еврейской блогосфере, в том числе в аккаунтах соцсетей, предназначенных для ультраортодоксальных иудеев, гуляет множество интернет-мемов, связанных с одновременными показами премьер «Барби» и фильма Кристофера Нолана «Оппенгеймер» про создателя атомной бомбы. Как ни странно, но в этом переплетении совпадений красной нитью (не путать с популярным аксессуаром неокаббалистов) проходит еврейская тема. Мало того что атомщик Джулиус Роберт Оппенгеймер – нью-йоркский еврей, но и создательница культовых кукол, Рут Хендлер, тоже еврейского происхождения. Кукол Барби и Кена Хендлер назвала в честь собственных дочери и сына, так что…

Любопытно, что тема шабата вдруг возникла и в жизни режиссера нынешнего нашумевшего фильма Греты Гервиг, хотя она и выросла в протестантской семье. Газета New York Times выудила у создательницы ленты откровения о некоторых воспоминаниях из детства. «Подражание идеалу Барби кажется ей квазирелигиозным явлением», – говорится в статье о Гервиг. Журналистка передает рассказ режиссера о том, что «когда она росла, самыми близкими друзьями ее христианской семьи были набожные евреи». «Они постоянно ходили друг к другу в гости, – передает автор статьи. – Она бывала у соседей по пятницам на субботней трапезе, где произносились благословения на иврите, в том числе над всеми детьми, которые сидели за столом: «Да благословит вас Бог и защитит вас!» Каждую пятницу отец семейства возлагал руку на голову Гервиг – точно так же, как он клал руку на головы своих собственных детей, и всех благословлял. «Я помню, как у меня возникало чувство: какими бы ни были ваши победы и поражения за неделю, что бы вы ни делали или не делали, когда вы подходите к этому столу, ваши достоинства и качества не имеют к этому действу никакого отношения», – сказала мне Гервиг. Ты – дитя Божье. Я возлагаю на тебя свою руку и благословляю тебя как дитя Божье за этим столом. И в этом твоя ценность. «Я помню, как чувствовала себя при этом в безопасности и чувствовала себя такой, типа, довольной». Режиссер представляет, как люди идут в храм кино, чтобы посмотреть «Барби» жарким летним днем, сидят в темноте в зале с кондиционером, чувствуют восторг, смеются, может быть, плачут, а затем опять выходят на жару. «Я хочу, чтобы люди чувствовали себя так же, как чувствовала себя я тогда на субботнем ужине, – сказала она. – Я хочу, чтобы они получили благословение».

Вот такое признание Греты Гервиг получила американская газета.

Но и ранее были сообщения о попытках причастить Барбиленд религиозной стороне жизни. В 2014 году аргентинские художники Марианела Перелли и Пул Паолини из кукол сотворили библейских персонажей. Они подготовили целую выставку под названием «Барби. Пластиковая религия». Она представляла собой 33 фигурки, изображающие действующих лиц христианства, буддизма и иудаизма. Среди них – Иисус Христос, популярная в Латинской Америке Дева Мария Гваделупская, индийская богиня Кали, Будда.

«Первые куклы, изготовленные человеком в верхнем палеолите, так называемые венеры, предназначались для религиозных практик, неотделимых тогда от магии, – пояснил «НГ-Религиям» культуролог Роман Багдасаров. – Они акцентировали женские признаки, связанные с плодоношением и выкармливанием. Позднее эти представления соединились в культах Великой Матери. Далеко не все фигурки венер представляют из себя грудастые «кубышки». Среди венер костёнковской культуры (23–21 тыс. лет назад, Воронежская область) встречаются вытянутые пропорции, близкие к параметрам Барби. А танцующая Гальгенбергская венера, найденная в 1988 году в Австрии, напоминает хараппскую статуэтку танцовщицы из Мохенджо-Даро. Уже в древнюю эпоху божественное женское начало рассматривалось не только как биологическая функция, но и как динамичная сущность, выражающая высшую волю через жесты, язык танца и тому подобное».

«Если «раздеть» Барби, то мы увидим всю ту же венеру с коррекцией на стандарты ухоженности и здоровья, выработанные в XX веке, когда к атрибутам идеальной невесты добавилось спортивное телосложение, – продолжает эксперт. – У кукол есть еще одна важная религиозно-магическая функция: мемориальная. В интерьере жилища она часто замещает близкого человека, умершего или переехавшего. Куклы могут занимать почетное место в «домашнем реликварии» наряду с образами святых».

«Свойственная католицизму традиция изображать Деву Марию вечно юной и придавать ей форму статуэтки, безусловно, оказала влияние на различные типы кукол, сообщая им некую одухотворенную заоблачность, которая усваивается девочкой и участвует в формировании ее личности. Именно отсюда возник гендерный образ принцессы», – отметил Багдасаров.

Хотя новый фильм не показывали в российских кинотеатрах, сюжет ленты известен. Задумавшаяся о смерти и впавшая в депрессию кукла изгоняется из игрушечного Барбиленда, имеющего черты инфантильно-феминистской утопии (игрушки-то предназначены для девочек, и правила игры здесь девчачьи). Ее сопровождает Кен, ведь, согласно игровому миру, он – лишь приложение к Барби. Персонажи словно повторяют историю Адама и Евы. Точнее Евы и Адама – приоритеты должны быть расставлены именно в таком порядке. Можно еще провести аналогию с историей царевича Гаутамы, который покинул идеальный дворец и за его стенами знакомится со свинцовыми мерзостями жизни. Барби и Кен попадают в реальный мир, где теряют невинность, быстро разбираются в вопросах познания добра и зла. Затем герои вновь обретают Барбиленд, но вместе с проникающими в игрушечный мир представителями корпорации – изготовителя кукол привносят в розовый рай черты реальной действительности. Классический миф о невинности и опыте.

Фильм завершается разговором призрака Рут Хендлер со своим созданием. Рут говорит Барби, что та идея, которую воплощала безупречная кукла с большой грудью, но без вагины, исчерпала себя. Последняя сцена: Барби идет на прием к гинекологу, называя себя Барбарой Хендлер.

Источник: https://www.ng.ru/ng_religii/2023-08-01/11_555_barbie.html

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля