
Аннотация: Рассматривая политический плакат как особое направление в развитии плакатного искусства, автор уделяет основное внимание его использованию в пропаганде в качестве инструмента воздействия на массовое сознание.
Ключевые слова: искусство, плакат, политический плакат, реклама, пропаганда, «мягкая сила».
Газета, плакат, лозунг, диспут, реклама, высокомерно отстраняемые чистыми лириками, эстетами, выставлены как важнейший род литературного оружия.
В.В. Маяковский
С искусством плаката сегодня можно встретиться на каждом шагу. За наше внимание ежедневно борются яркие баннеры, торговая реклама, афиши, предвыборные агитационные листовки, красочные витринные вывески. Обилие и разнообразие подобной информации делают её привычным фоном нашей жизни: бросив беглый взгляд на очередное произведение плакатного искусства, люди спешат дальше, а иногда и вовсе не замечают его. А между тем плакат способен оказывать мощное воздействие на массовое сознание и подсознание, являясь одним из самых эффективных инструментов «мягкой силы».
История становления плакатного искусства – часть общемировой художественной традиции, берущей начало с наскальной живописи. Основоположниками плаката принято считать мастеров Древнего Китая, чей опыт со временем стали перенимать европейские художники. Именно в Китае плакат приобрёл свою главную черту – лаконичность. Яркие картинки с минимумом текстовой информации отлично подходили для вывесок магазинов, театральных афиш, и даже для политических лубков. К предкам политического плаката можно отнести и так называемые alba – извещения об актуальных событиях, размещавшиеся на древнеримских улицах и чем-то схожие с современными баннерами на билбордах. В жанре политизированного плаката работали многие прославленные живописцы эпохи Возрождения. Так, например, флорентийские власти поручали Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи изображать на стенах домов повешенных политических преступников. Выполняя эти задания, мастера старались не только добиться портретного сходства, но и метафорически отразить в каждом изображении всю тяжесть преступлений, совершённых именно этим конкретным человеком. В наполеоновские времена родились политические листовки с карикатурными изображениями, зачастую увеличенного формата. Другими словами, политизация плакатного искусства началась ещё на относительно ранних этапах его развития.
Однако широко распространённым инструментом массовой пропаганды политический плакат стал лишь в середине XIX века в результате так называемого плакатного бума – скачка в развитии плакатного искусства, связанного с быстрым и значительным усовершенствованием его качества. Плакатный бум был порождён изобретением литографии, которая в свою очередь позволила не только упростить создание плакатов, но и сделать их многокрасочными, то есть подлинными произведениями искусства. Именно поэтому впоследствии искусству политического плаката отдали дань многие известные художники, как, например, Пабло Пикассо, который создавал не только афиши выставок и боёв быков, но и пропагандировал при помощи плакатов свои коммунистические взгляды. Отдельным этапом в развитии искусства плаката, в том числе и политического, стало появление киноафиш. Изначально плакаты, рекламирующие фильмы, не требовали художественных навыков: они создавались простой перерисовкой одного или нескольких кадров рекламируемой картины. Но вскоре за дело взялись художники- плакатисты, и на афишах появились главные герои фильмов, отражения сюжетов и идей.
Политический плакат, выделившийся в начале ХХ века в отдельное, самостоятельное направление, можно отнести к сложнейшим видам искусства. Его жёсткий формат, в рамках которого обязан работать художник, сродни строгому канону православной иконы. Существенно ограничивает творческую свободу и повышает личную ответственность мастера-плакатиста и огромная сила эмоционального воздействия плаката на массовую аудиторию: одно лишь неудачное слово или неверно
«прочитанный» образ могут спровоцировать спонтанный протест, заронить недоверие к власти, а то и полностью перечеркнуть репутацию самого художника.
Политика – своего рода «рынок», на котором «продаются» идеи, лозунги, перцептивные образы, мифы, стереотипы. Закономерности психологического восприятия политического плаката принципиально ничем не отличаются от психологии рекламы как таковой. Поэтому и его создание в целом подчиняется «общерекламным» законам. Но в то же время политический плакат рекламирует «товар» особого рода, в связи с чем имеет смысл обратить внимание на некоторые моменты, имеющие, как нам кажется, особое значение для использования плакатного искусства в качестве инструмента «мягкой силы».
История плаката свидетельствует о том, что наибольшим успехом всегда пользовались плакаты, сочетающие изображение с коротким и ярким текстом (слоганом). Удачные слоганы-комментарии (особенно рифмованные) облегчают восприятие и запоминание плаката. В России плакаты с использованием рифмованных слоганов получили широкое распространение благодаря В. Маяковскому, который в данном случае выступал не только в роли поэта, но и в качестве художника. «В каждом его рисунке, в каждом штрихе – доподлинный реализм. И как хлёстко нарисовано, с каким темпераментом, с каким знанием анатомии! Нет, это не дилетант, это мастер», – так оценил ещё в 1915 году плакатное искусство Маяковского И. Репин [3].
Большое значение для политического плаката имеет учёт всех психических феноменов, связанных с исследованной швейцарским психологом К.Г. Юнгом сферой коллективного бессознательного, то есть архетипов, мифов, массовых стереотипов. Примером удачной активизации коллективного бессознательного в пропаганде (и прежде всего, в плакатах) является обыгрывание двумя политическими силами времён Гражданской войны двух «архетипических» цветов – красного (цвета Пасхи, Воскресения, цвета праздничной русской народной одежды, синонима слова «красивый») и белого (активированного Патриархом Тихоном библейского символа чистоты, праведности, святости).
Для тогдашних (равно как и более поздних) советских плакатов характерен ещё один эффективно «работавший» принцип – опора на любимую народом традицию лубочных изображений. Могучие красавцы- красноармейцы в алых одеждах (архетип «сила/слабость»), пронзающие штыками маленьких, чёрных, карикатурно уродливых врагов, взывающая к народу Родина-мать (активированный миф о матери-земле) – эти и многие другие простые и наивные «лубочные» плакаты легко «прочитывались» и адекватно воспринимались народом.
Ключевым понятием для любой рекламы является рекламная апелляция (от англ. appeal – «привлекать»). Речь идёт о выявлении главного мотива, способного привлечь внимание реципиента, обеспечить желаемое восприятие им рекламы и соответствующие последующие реакции. Апелляция выводится из экспектаций (от англ. to expect – «ожидать») – неосознанных массовых ожиданий, установок. Так, в 1970–1980-е годы одной из устойчивых подсознательных экспектаций культурного слоя нашей страны стала экспектация скрытого антисоветского подтекста, радостно обнаруживаемого в «смелых» произведениях искусства. Умелым использованием этой экспектации можно объяснить тогдашний успех у широкой публики далеко не самых талантливых произведений некоторых режиссёров, художников, писателей, поэтов. Этим же (а не только лаконичностью знаковой графической системы или образностью шрифтового решения) объясняется популярность в «перестроечные» годы школы ленинградского политического плаката. Когда очередная выставка ленинградских плакатистов под красноречивым названием «Совесть» проходила одновременно с выставкой знаменитого И. Глазунова, очереди были примерно одинаковыми. Кстати, и в том, и в другом случае срабатывала ещё одна апелляция – к извечной народной «жажде правды», извечно скрываемой от народа «бессовестной» властью (в этом смысле название антисоветской выставки аналогично названию главной партийной газеты). Что же касается живописи Глазунова (опять-таки весьма далёкой от художественного совершенства), то она в основном тоже выполняла функцию политического плаката с завуалированным антисоветским посылом: на полотнах художника с почти лубочным изображением дореволюционной Руси – России (великой, святой, светлой, прекрасной) русское противопоставлялось советскому как своему антиподу и губителю. Этим же объясняется и отсутствие массового интереса к живописи Глазунова сегодня: у политического плаката короткая жизнь.
Сегодня выставки плаката проходят относительно редко, однако часто именно плакат используется в качестве баннера или превью на телевидении и в Интернете, при этом сохраняя тот же потенциал психологического воздействия, что и плакаты в «печатном» варианте. Что касается последних, то в настоящее время наиболее узнаваемы «агитки» члена Союза художников России Игоря Петрыгина-Родионова, придерживающегося в своих работах основных традиций плакатного искусства и реализующего их в максимально современном формате. Не менее популярен самобытный стиль Андрея Будаева: актуальные политические события художник комментирует при помощи эффектных коллажей, где сквозь шедевры мировой живописи проступают лица наших современников.
История плакатного искусства свидетельствует о том, что во все времена оно было основным инструментом рекламы, в том числе и политической. Яркое, красочное, лаконичное, оно служило эффективным художественным средством политической пропаганды, воздействуя на сознание народа и побуждая его к действию. Не меньшую роль играет политический плакат и сегодня в качестве инструмента «мягкой силы», и поэтому плакатное искусство нуждается не только в государственной поддержке, но и в глубоком научном изучении.
Литература и источники:
- Галаганова С.Г. О потенциале российской «мягкой власти» / Роль технологий «мягкой силы» в информационном, ценностно-мировоззренческом и цивилизационном противоборстве. М.: 2016. С. 239–244.
- Галаганова С.Г. Проблемы патриотического воспитания российской молодёжи // Молодёжная политика. Коллективная монография в 5 тт. Т. 4. Молодёжная политика XXI века: ответы на вызовы времени / Ред. и сост. А.Ф. Радченко. М.: Город 21 век, 2017. С. 113–121.
- Галаганова С.Г. Язык СМИ и молодёжная политика в сфере культуры // Молодёжная политика. Коллективная монография в 5 тт. Т. 4. Молодёжная поли- тика XXI века: ответы на вызовы времени / Ред. и сост. А.Ф. Радченко. М.: Город 21 век, 2017. С. 136–144.
- Искусство плаката. http://tramvaiiskusstv.ru/plakat/articles-plakat/item/370- 31-07-2015-iskusstvo-plakata.html
- Искусство и политика на словах и на плакатах https://okolo.me/2011/02/ iskusstvo-i-politika-na-slovax-i-na-plakatax/
- Плакатное искусство в СССР http://mostmag.ru/art/plakatnoe-iskusstvo
- Снопков А.Е., Снопков П.А., Шклярук А.Ф. Советский рекламный плакат. 1923–1941. М.: Контакт-Культура, 2013. 224 с.
- Снопков А.Е., Снопков П.А., Шклярук А.Ф. Советский рекламный плакат. 1948–1986. М.: Контакт-Культура, 2015. 192 с.
- Снопков А.Е., Снопков П.А., Шклярук А.Ф. Советский политический плакат. М.: Контакт-Культура, 2016. 24 с.
- Формы, методы и технологии профилактики и противодействия проникновению идеологии экстремизма и терроризма в образовательную среду / Ре- марчук В.Н., Бочарников И.В., Семикин Г.И., Белозёров В.К., Овсянникова О.А., Смульский С.В., Зеленков М.Ю., Гейреханов Г.П., Галаганова С.Г. и др. М.: Экон- иформ, 2019.
Дурнева М.А., студентка группы СГН3‐41
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
Научный руководитель: Галаганова С.Г., канд. философ. наук, доцент кафедры «Информационная аналитика и политические технологии»