На днях руководство Казанского авиационного завода им. Горбунова (КАЗ) вынуждено было признаться о срыве обновленного плана по выпуску самолетов Ту-214 по причине нехватки инженерных кадров. В целом ряде других высокотехнологичных производств существует та же проблема.

Причины, к этому приведшие, возникли не сегодня и даже не вчера. Реформирование высшего образования, слияние вузов, снижение качества подготовки кадров и др. продолжаются с момента образования современной России, и преодолеть этот негативный тренд, несмотря на вес усилия правительства, пока не получается.

Как человек, уже несколько десятков лет преподающий в вузах, могу ответственно заявить, что победные реляции о вхождении России в десятку ведущих стран по качеству образования не соответствуют действительности.

В жизни ведь как? Одно тянет другое. Если откровенно пробуксовывает школьное образование, заточенное не на получение учениками реального знания, а на натаскивание их на ЕГЭ, в вузе ждать результатов не приходится. Добавьте к этому разрыв поколений, утрата многих инженерных школ, несоответствие образовательных программ реальным требованиям работодателей

Но что делать, если нехватка инженеров и специалистов приближается к критической отметке? Многие компании вынуждены закрывать глаза на квалификацию выпускников вузов в надежде доучивать их непосредственно на производстве, развивать наставничество. Это трудная и кропотливая работа, наставничество ниоткуда возникнуть не может. Наставники – это особый тип людей, владеющих, помимо самой профессии, психологическими и педагогическими навыками. Это штучный товар, нуждающийся в бережливом отношении.

При всех сложностях, в условиях объявленного перехода страны к политике «технологического суверенитета» эту проблему придется решать.

В. Петров

Материалы по теме читайте в рубриках:

– «Вопросы образования» – «Высшее инженерное образование в России» (перечень современных инженерных профессий);

– «Есть мнение» – «Частота кадров: почему российским компаниям не хватает инженеров» (эксперты обсуждают пути решения проблемы);

– «Книги» – Александр Попов «Инженер-Миллионер» (Школьники узнают, стоит ли вообще учиться и становиться инженером. Студенты и молодые инженеры узнают, как быстро увеличить зарплату. Опытные инженеры узнают, как создать капитал на свою будущую пенсию и как не терять мотивацию).

Материалы по теме в недавних выпусках журнала:

– «Вопросы образования» – «В России вырос спрос на инженерное и платное образование «не для корочки»;

– «Вопросы образования» – «Самый страшный предмет. Учителя рассказали, почему дети не учат физику»;

– «Вопросы образования» – «Раскрываем потенциал: зачем нужен наставник?».

М. Петрова

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля