Эта важная тема была поднята в разговоре с директором института ЛаПлаз, доктором физико-математических наук, профессором, Андреем Петровичем Кузнецовым в Инженерном подкасте. Для наших читателей мы подготовили небольшие статьи по мотивам записи.
Сейчас наблюдается тенденция снижения значимости высшего образования. Возникает вопрос: «Нужно ли идти человеку в ВУЗ, чтобы стать инженером?»
Очень ярко это можно наблюдать на примере IT сектора. Действительно, по нашему университету тоже заметно, что студент, поступая на IT специальность, через два года при наличии самостоятельной работы и самообразования становится специалистом, востребованным на рынке. Такая динамика, когда сейчас наши студенты уходят из бакалавриата и не поступают в магистратуру в довольно большом количестве на IT специальность, говорит о том, что человек легко может освоить те навыки, которые нужны ему для того, чтобы зарабатывать деньги. Но навыки и образование — это разные вещи.
К сожалению, я думаю, что «перегретость» IT сектора связана с очень высокими запросами выпускников вузов на зарплаты и возможностью этого сегмента рынка обеспечить их выпускникам. Эта вещь временная. Очень похоже на ситуацию, которая была в девяностых, начале двухтысячных годов с юристами и экономистами, когда любой университет, филиал выпускал десятками подобных специалистов, а теперь они лишние на этом рынке. Сейчас IT сектор сам себе роет могилу, занимаясь нейросетевыми решениями, машинным обучением. Такие линейные программисты, их называют еще «кнопкодавами», скорее всего выйдут в невостребованный сегмент. Но при этом останутся люди, которые глубоко понимают процессы, лежащие в основе программирования, прикладную математику, глубокое квантовое кодирование – все эти процессы, лежащие внутри программирования. Даже IT рынок останется, но востребованы будут другие люди: люди, которые глубоко понимают математику.
Здесь, кстати, мы уже говорим не о профессиональных навыках, а знаниях, их можно получить, только если регулярно системно формировать нейронные связи в своем мозге. К сожалению, уже много лет наблюдается, что система высшего образования отличается от принципа обучения школьников старших классов. Наиболее ярко это заметно, когда абитуриенты приходят на первый курс. Приходится ломать мозг, который сформировался на программах заучивания, запоминания и решения известных задач, где есть четыре ответа на один заданный вопрос. выходит своеобразная «реабилитация после ЕГЭ», когда заставляют мозг студента первого курса перестраивать свои взаимосвязи, без этого нельзя.
К сожалению, нет альтернативного положительного примера, но известно, что имеющаяся система образования позволит сформировать n-ное количество успешных людей. Этот положительный пример дает надежду в системное образование, в котором в базу закладывается математика, базовая картина мира, то есть физика. Если человек знает картину мира, значит он может сам критически относится к тому, что сделал. Идея, которая приходит ему в голову, должна быть критически осмысленна на основе тех законов природы, которые даны нам в ощущениях, многократно проверены экспериментом и описаны математическим языком. Вот тогда база начинает работать.
Во многих вещах навыки можно получить без обучения в высшем учебном заведении. Это будет работать, принесет краткосрочный успех в плане оплаты за вашу работу, социальных льгот и так далее. Но если говорить о среднесрочной, дальнесрочной перспективах, то образованность – это необходимая функция, в первую очередь, необходимая самому инженеру. Тут как раз говорится об инженере-исследователе, инженере-изобретателе, именно он будет востребован на рынке.
В ВУЗе на инженерных специальностях проводят различные лабораторные работы в отличие от IT специалистов, почему?
Без навыков работы руками инженером не стать. Всем студентам, кто приходят работать в лабораторию, мы даем сделать какую-то деталь. Компьютер, как и бумага раньше, стерпит все. Когда студент рисует деталь, где, например, внутри есть некая полость, он задумывается о том, как это можно сделать. Другими словами, в голове формируется технология создания детали –это первое, чему нужно учить. Именно поэтому инженер должен расти очень поступательно, с учетом знаний о работе того же технолога.
Можно ли перескочить через эти ступеньки? Да. Но очень хорошим инженером становится тот, кто идею воплотит в железе. А это начинается с лабораторных работ в курсе общей физике. Сейчас в институте ЛаПлаз на первом курсе внедряется проектную практика, где студенты в игровой, конкурсной форме выполняют общий проект. В 2021ом, например, создавали марсоходы. Второй курс –уже более сложная история, когда задание дают уже научные группы, когда студент занимается уже чем-то востребованным в реальном эксперименте. Вот так, только так возможно воспитать инженера.
Какими навыками должен обладать инженер? Для него важнее именно навыки работы руками или же высшая математика?
Инженер может быть разным. Это человек, который воплощает идеи ученого. К инженеру могут прийти с запросом: «Нужно, чтобы что-нибудь в этом месте взяло объект А, принесло к объекту Б, вместо Б вставило А, повернуло на 30°, вставило и вернуло обратно». Исполнителем задачи такого рода и будет инженер, ему понадобятся навыки одного уровня.
Есть и второй вариант, когда инженеру не нужен ученый. Сейчас происходит размытие понятий инженер и ученый. Поэтому его и называют «инженер-изобретатель», человек, который по складу характера не может не придумать что-то новое. Поэтому нужно уметь чертить, правильно понимать фрикционные пары или же идеально писать формулы и уметь связывать различные математические понятия, чтобы на основании этого моделировать новое. В таком случае востребованы все навыки: чем глубже вы понимаете суть вещей: высшую математику и современную физику, тем больше вариативность у вашего самоопределения, сложнее и интересней профессиональная деятельность.
Сейчас, много говорят про soft skills, например, быть лидером, умение работать в команде, насколько они сейчас важны инженеру?
Именно эти понятия напрямую относятся к инженерной практике. Работе в команде –да, в первую очередь, лидерские навыки –да, если чувствуете, что люди, работающие рядом с вами, делают хуже, чем вы. Тогда вы доказываете, что больше знаете, четче видите цель и лучше планируете пути реализации. В таком случае лидерские амбиции, подтвержденные навыками быть лидером, позволят вам сделать то, что вы хотите.
Многие люди, которые окончили инженерную специальность, уходят в IT из-за высокого спроса. Как пытаются бороться с этой проблемой
«Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу, дьяволу служить или пророку, каждый выбирает для себя».
Человек, который ушел из инженерии в IT, это потеря для нас. Значит, ему не смогли показать всю красоту той деятельности, которая связана с инженерной частью. Это наша потеря, наш проигрыш, потому что человек выбирает место, где ему комфортнее, интересней и, наверное, где он получает больше вознаграждение за свою деятельность.
Не думаете, что в основном в IT идут именно за вознаграждением, а не из-за интереса?
В спорте есть марафонская дистанция, есть спринтерская. Марафон –это про терпение. В спринте возможно получить очень быстрый прогресс. В мое время, когда я заканчивала институт, страна, в которую я пришел учиться, перестала существовать. Обрушилось все, что могло обрушиться. В то время мои одногруппники бросали университет и за год получали по миллиону долларов. Прошло уже тридцать лет, я не скажу, что при встрече с ними они совершенно довольны своей жизнью. И здесь также: готовы ли вы потерпеть?
Инженерная деятельность определяется опытом, необходимо набрать некую стоимость себя, поработав даже не за очень большие деньги. И, конечно, надо понимать правильность выбора. Если вы пришли в научную инженерную группу, которая имеет большой потенциал, работает над большим проектом, обладает большими компетенциями, то это стоит того. Но если вы видите, что люди вокруг вас работают без энтузиазма непонятно над чем, с непонятным результатом, возможно, что и не нужно пытаться нарабатывать опыт, его там не будет.
Подводя итоги, если люди уходят из инженерии, для нас это большая проблема, и мы понимаем, что здесь, к сожалению, мы не смогли обеспечить нужную оплату. С другой стороны, а стоит ли ушедший человек тех денег, которые он хочет получать. У IT при нынешней нехватке рабочих рук другие расценки. У нас, к сожалению, тоже, как и в науке. Нигде в мире ученые не получает большие деньги. В Германии реальная проблема: выпускники университетов со степенью PhD, отучившись в аспирантуре, уходят в бизнес и там получают вместо 2,5 тысяч сразу 5, поэтому германская наука осуществляется китайским аспирантами, как, впрочем, и во всем мире. В любом случае, занятие наукой и инженерией, описанное ранее, отрицает какое-либо хобби.
Ученый получает удовольствие от занятия своей работой и за это стоит платить. Кроме того, ученый открыт для всего мира: для них нет преград. Вы можете поехать на эксперимент в другие страны. Отсутствие границ, интернациональность работы, который занимаетесь, она стоит того. Отмечу, что ученые, занимающиеся хорошей, востребованной наукой не бедствуют, это весьма приносящие плоды занятие.
Источник: https://dzen.ru/a/ZrxTlcGGsTVy83cM