С такого вопроса мы начали беседу с директором института ЛаПлаз, доктором физико-математических наук, профессором, Андреем Петровичем Кузнецовым в Инженерном подкасте. Для наших читателей мы подготовили небольшие статьи по мотивам записи.
Нужно ли идти в вуз, чтобы стать инженером?
Начнем чуть подальше, хотя бы с коннотации: «Что такое инженер». Это, наверное, самое сложное понятие по той причине, что оно неоднократно менялось как по его сути, так и по внешнему антуражу. Что такое инженер? Мы находимся внутри университета, который гордо носит название Московский инженерно-физический институт. Инженерно-физический – такое название для себя сформулировали основатели в средине прошлого века: некое объединение с усилением двух сущностей между исследованием и разработкой. Ученый – это человек, который генерирует знания, а инженер – человек, который создает новое. По существу, нынешний инженер – это человек, который должен иметь понимание, как на основании новых знаний создавать что-то новое.
Очень хорошо в свое время сказал Дмитрий Иванович Менделеев. Эта фраза для меня стала очень четкой формулой современного инженера:
«Идея должна работать не в принципе, а в металлическом корпусе».
Очень простая на вид фраза, но внутри она содержит все обязанности инженера: обладать всеми знаниями, накопленными человечеством в данной области и уметь ее расширить. Он должен знать очень много, иногда решение какой-то конструкции приходит с разных сторон: из знаний механики, электричества, электроники, химии, биологии. Если что-то из этого не знать, реактор для производства определенных биоактивных добавок, например, не построить. Таким образом, если вы не понимаете, как идею превратить в конструкцию, вы не инженер. Это понимание (классическая инженерия) и начиналось как конструирование, проектирование. Сейчас мы в основном занимаемся программированием, потому что современный инженер не может без программных приложений, таких как CAD – программных продуктов для создания чертежей модели и уже готовых решений, которые отдают в производство. Очень важно, современный инженер – это умение моделировать поведение вашей конструкции, изделия в реальных условиях.
В компьютере уже можно сгенерировать некий виртуальный мир, в котором изделие будет жить, а этот мир будет идентичен тому, что мы с вами имеем в реальности. Например, известная компания Boeing раньше проводила до тысячи краш-тестов в год своих изделий. Сейчас все эти краш-тесты перешли в компьютер. Скорость и стоимость создания изделия поменялись.
Известно, что нормальная фирма, которая занимается производством новых конструкций изделий до 80% денег тратит на первый этап – научно-исследовательские разработки, когда очень много необходимо придумать, испытать, внести изменения. Сейчас этот период сокращается и удешевляется. При этом возможность создавать новое была всегда. Но, как ни странно, очень сильно меняется отношение к инженерам. Это может быть и важно для роли инженера, но самое важное, наверное, то, что получает инженер в своем мироощущении.
В свое время начало ХХ века, когда вся физика трансформировалась за счет появления новых идей, мир перестал быть детерминирован, появилась вероятность и вся квантовая механика. Вся физика, математика ХХ века зарождалась и во многом была сделана в университете Геттинген.
Геттинген был меккой физиков и математиков начала прошлого века и вот в одно время директором был известный Давид Гильберт, человек в математике очень известный. На одной конференции его попросили сказать речь о том, что, в общем-то, между наукой и инженерией есть связь. На что Гильберт сказал приблизительно следующее:
«Приходится слышать о враждебности между учеными и инженерами. Я не верю в это, потому что ни те, ни другие не имеют ничего общего между собой».
Начало прошлого века: наука и инженерия занимались разными вещами и, надо сказать, что, пожалуй, именно атомный проект в невозможности его реализации очень тесно связал инженера и ученого, поменяв историю.
Сейчас мы живем в условиях, когда инженер не может делать что-то новое, глубоко не понимая суть вещей, глубоко не осознавая физических, химических процессов, которые происходят в объекте, назначение объекта. Именно в этом большая разница инженерного подхода ранее и сейчас, потому что современный инженер – это, в первую очередь, ученый-исследователь. Назовем его «инженер-изобретатель», потому что обычный инженер уровня техника, скорее всего умрет с развитием искусственного интеллекта, сложных программных продуктов, которые заменяют контроль за рабочим. Самого рабочего тоже не будет, потому что на его смены уже приходят роботизированные комплексы. Инженер как человек останется в том месте, где искусственный интеллект не сможет быть: в творческой части, где нужно придумывать ранее не существовавшее. Эта новая функция и требует изменения формата образования, о чем сейчас очень много говорят.
Что такое новое инженерное образование, вопрос непростой по той причине, что сейчас все пытаются искать идеальный путь для подготовки инженера. А его не существует, потому что у нас много вопросов не только абитуриенту, который приходит учиться инженерному делу, но и к промышленности, у которой еще нет запроса на этого инженера.
Источник: https://dzen.ru/a/ZrphV0RnK37r-xRK