В современном мире под влиянием процессов глобализации и интеграции расширяются международные контакты, происходит активное накопление знаний и представлений о других народах. Граждане начинают более активно интересоваться мировой политикой, а это повышает значение публичной дипломатии. В связи с этим образ государства является эффективным инструментом при выстраивании двухсторонних отношений, а имиджевая работа — одним из наиболее приоритетных направлений внешней политики.

 В настоящее время официальным документом, определяющим стратегию внешней политики Испании, является «Стратегия внешних действий». Испанское правительство придает первостепенное значение формированию позитивного имиджа Испании на международной арене. Основная цель работы над имиджем — создание у стран-партнеров и их населения благоприятной «картинки», вызывающей доверие и располагающей к сотрудничеству. В главе «Приоритеты внешних действий» обозначена проекция в глобальном масштабе образа Испании как развитой, конкурентоспособной страны и надежного партнера. Там же говорится о публичной дипломатии как ценном компоненте «глобального проецирования образа развитой страны». В документе дано определение образа страны, который понимается как один из элементов богатого потенциала и складывается из четырех направлений — политического, экономического, социального и культурного.

Центральное место в системе испанских политических исследований занимают аналитические центры, или «фабрики мысли», которые принимают участие в формировании внешнеполитических приоритетов страны. На начало 2020 г. в Испании действует 66 аналитических центров. При этом в Европе их количество превышает 2000: Испания занимает 9-е место в Европе по количеству «фабрик мысли», функционирующих в стране. Пять испанских центров попали в число 177 наиболее влиятельных «мозговых центров» мира; из них два – Барселонский центр по международным отношениям (Barcelona Centre for International Affairs, CIDOB) и Королевский институт Элькано (Real Instituto Elcano, RIE) – входят в ТОП-50. Кроме того, Королевский институт Элькано находится на 15-м месте в мире среди «фабрик мысли», специализирующихся на исследованиях внешней политики и международных отношений.

Особую роль среди испанских аналитических центров играет Королевский институт Элькано, почетным президентом которого является король Филипп VI. Основная работа Института заключается в публикации научных статей и докладов по различным аспектам внешней политики Испании и ее подходов к решению глобальных проблем. Институт также формирует рабочие группы для проведения предметных исследований, проводит семинары и конференции и участвует в многочисленных международных проектах, что расширяет его влияние за рубежом.

Включение правительства Испании в процесс формирования более привлекательного национального бренда пришлось на 2010 г., когда при сотрудничестве Королевского института Элькано и представителей Народной партии (Partido Popular, PP) началась разработка проекта, получившего название «Марка Испания». Среди государственных структур, можно выделить Государственный секретариат по связям, Министерство образования, культуры и спорта, Министерство образования, Высший совет по спорту, Олимпийский комитет Испании и штат советников по культуре в посольствах Испании. Кроме того, успеху способствовала поддержка таких учреждений, как Институт Сервантеса, Фонд Каролины, агентство ЭФЭ (EFE) и Испанская радиовещательная и телевизионная корпорация (RTVE).

Еще одним другим аналитическим инструментом стала Система «Исследования Марки Испания» (Sistema “Inteligencia de Marca España”, MESIAS). Она была разработана Школой бизнеса и маркетинга ESIC для проведения качественного и количественного анализа развития элементов, составляющих основу испанского бренда. Качественный анализ проходит в рамках 12 аналитических ячеек, каждая из которых специализируется на той или иной составляющей образа Испании, и затем он дополняется международной сетью экспертного сотрудничества MESIAS (Red Exterior MESIAS).

С 2015 г. частью проекта по улучшению «Марки Испания» стала экспертиза Консалтинговой фирмы по социальным исследованиям и связи GAD3. Эта фирма занялась изучением места Испании в иностранных СМИ. Экспертами проводился анализ частоты упоминания Королевства и его граждан в наиболее значимых изданиях 10 стран, среди которых на первом месте по числу публикаций за 2014 г. оказалась Мексика.

Таким образом, Испания развивает свои подходы и придает большое значение формированию «позитивного имиджа» страны на международной арене. Испания привлекает к решению этой задачи как ведущие аналитические центры, так и правительственные структуры.

Автор: Сторожкова Кристина Игоревна, студент 4 курса Московского государственного лингвистического университета

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля