Аннотация. В статье рассматривается сущность и характеристики политических решений, механизм их выработки, принятия и реализации. Особое внимание уделяется роли информационных технологий в принятии политических решений.

Ключевые слова: решение, информация, государство, политический, стратегия

Для оценки роли информационных технологий в принятии политических решений необходимо иметь чёткое представление о понятиях

«политическое решение» и «принятие политического решения», а также о механизме принятия политических решений и основных требованиях, которыми следует руководствоваться.

Итак, политическое решение – это основной элемент управления, состоящий в определении цели и механизмов (средств) ее реализации. Это своего рода, принимаемое субъектом политического действия постановление, направленное на осуществление политических мероприятий с целью достижения определенного результата. В то время, как принятие по- литического решения – это выработка нескольких вариантов действия для ликвидации возникшей политической проблемы и дальнейший выбор оптимального (наилучшего) из них, реализация которого должна устранить проблему с максимальной эффективностью [1].

При принятии политических решений необходимо руководствоваться следующими требованиями:

  • целесообразность принятия решения;
  • своевременность разработки решения;
  • системность в учете факторов, значимых для принятия решения;
  • соответствие принимаемого решения действующим в обществе правовым нормам, законам;
  • подчиненность процесса принятия и реализации решения действию общих принципов человеческой деятельности;

Основные этапы принятия политических решений:

  • анализ проблемной ситуации;
  • формулирование решения;
  • принятие решения;
  • реализация решения;
  • контроль за исполнением решения;

В обществе с достаточно высоким уровнем политической культуры принимаемые решения в основном соответствуют вышеизложенным основным требованиям. Их реализация не нарушает целостности и стабильности политической системы общества в целом. Там же, где данные требования не учитываются, или учитываются не в полной мере, принимаемые политические решения нередко приводят к серьезным политическим и экономическим кризисам [6].

Базовым политическим процессом, который в целом характеризует всю систему власти, выступает, как уже отмечалось, принятие решений. В то же время внутри этого широчайшего политического процесса существуют некие функциональные зоны, которые тоже предопределяют наличие специфических информационных технологий. В частности, среди них различают две наиболее общие информационно-коммуникативные подсистемы в принятии решений.

Одна из них характеризует внутренние связи и механизмы управления, с помощью которых государство решает информационно-коммуникативные задачи, связанные с подготовкой и принятием решений. Вторая подсистема помогает раскрывать ту область управленческих связей, в которой информация в виде решений поступает на внешний информационный рынок, пытаясь оказывать то или иное влияние на общественное мнение, на социальные взаимодействия и отношения граждан. Выделение «внутренней» и «внешней» подсистем показывает специфику информационно- коммуникативных связей, возникающих с целью решения государством двух разного типа задач – выработки и реализации решений [8].

«Внутренняя» информационно-коммуникативная подсистема раскрывает ту модель государственного управления, которая предполагает формирование и обращение специализированной, функционально направленной информации. В силу этого используемые здесь информационные технологии непосредственно определяются соответствующими этапами информационно-управленческого цикла, каждый из которых задает субъектам свои специфические задачи. В целом эти взаимодействия можно представить следующим образом (см. рис.1). На этой схеме показана последовательность действий коммуникаторов и реципиентов от момента возникновения информации до ее воплощения в управленческом решении (возникновения вновь созданной информации), что позволяет учитывать динамику параметров информационных сообщений (полноты, адекватности, доступности и др.). Каждый из выделенных этапов предъявляет собственные требования к содержанию и характеру обращения информации, качеству коммуникаций между субъектами управления.

Рис. 2 Информационно-коммуникативная система реализации решений

«Внешняя» информационно-коммуникативная подсистема определяется тем, что государство является лишь одним из агентов информационного рынка, не обладающим исключительными правами ни в вопросах выработки отношения общественности к поставленным целям, ни в деле формирования собственного имиджа в общественном мнении, ни в контроле за собственными сообщениями. Информационные технологии усложняются одновременно и за счет возникновения массовых обратных связей, в которых коммуникатор и реципиент начинают меняться местами. Такое положение побуждает к формированию интерактивных коммуникативных сетей и доминированию уже не монологических, а диалогических информационных связей. Это означает, что государство, выходя на внешний информационный рынок, должно постоянно совершенствовать свои действия, учитывать особенности своих контрагентов и состояние культурной среды, уметь адекватно и оперативно реагировать на изменение духовной ситуации. При этом надо учитывать, что у государства могут меняться его контрагенты, в качестве которых могут выступать общественное мнение (когда правительство, например, ставит зада- чу проинформировать общественность о своем отношении к той или иной социальной проблеме); управленческие структуры (при распределении необходимых для госучреждений ресурсов, назначении руководителей); тот и другой контрагенты одновременно (например, при необходимости мобилизации населения для решения конкретной общественной проблемы); зарубежное общественное мнение; международные организации и т.д. Вот почему «проблема с большей частью правительственной информации, – пишут Г. Саймон, Д. Смитбург и B. Томсон, – заключается в том, чтобы она попала по назначению и не была использована нежелательным образом» [8].

Рассмотрим стратегии поведения государства на информационном рынке. Первостепенным фактором, от которого зависит содержание информационных технологий, являются стратегии и тактики его поведения на информационном рынке. В качестве основных можно было бы назвать следующие установки, накладывающие качественные ограничения на информационное поведение государства и направляющие деятельность всех его органов и звеньев управления:

  • инициация массовой поддержки населением поставленных государством целей и мобилизация широких социальных слоев на их реализацию (стратегия «побуждения»);
  • информирование общества о собственной позиции, принятом по тому или иному вопросу решении, но без активизации усилий по его выполнению (стратегия «поддержания коммуникации с общественностью»);
  • распространение указаний подчиненным низовым структурам и органам управления для реализации решений, имеющих служебный характер («ролевая» стратегия);
  • контроль за реализацией принятых и уже осуществляемых решений (стратегия «контроля»);
  • координация активности государственных, политических и общественных организаций и объединений при обсуждении тех или иных социальных проблем (стратегия «поддержания баланса сил»);
  • создание положительного имиджа политического режима и типа правления и, соответственно, критика оппозиции (стратегия «конструирования имиджа»);
  • отвлечение общественного мнения от обсуждения невыгодных режиму социальных проблем («отвлекающая стратегия») [2].

Следует заметить, что советники и помощники руководителей могут намеренно искажать информацию по какой-либо проблеме. С одной стороны, они могут действовать в чьих-то личных или корпоративных интересах, с другой – подавать информацию в том виде, в каком ее хочет видеть руководитель, т.е. «yгaдывать» его понимание данной ситуации и поддерживать иллюзии в отношении нее. Руководитель, верящий в свои иллюзии, склонен принимать только определенную информацию, не выходящую за рамки его собственных представлений о проблеме или той модели политического процесса, которая сложилась в его сознании.

Кроме того, благодаря информационным технологиям политики приобретают дополнительный канал доступа к общественному мнению. При таком положении вещей увеличивается возможность навязать публике решение, основанное не на разуме, а на эмоциях. Таким образом, активизация и расширение поля деятельности СМИ, широкое использование опросов общественного мнения, политических консультантов и специалистов, занимающихся организацией и проведением избирательных кампаний, «продажей» избирателям специально «сконструированных» имиджей кандидатов и т.д., способствовали, с одной стороны, лучшему освещению и доведению до широких слоев населения проблем, стоящих перед обществом, позиций и альтернатив, предлагаемых различными партиями и кандидатами, с другой – беспрецедентному увеличению возможностей для манипулирования настроениями и ориентациями людей [4].

На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  • процесс принятия политических решений представляет собой выработку нескольких вариантов действия для ликвидации возникшей политической проблемы и дальнейший выбор оптимального (наилучшего) из них, реализация которого должна устранить проблему с максимальной эффективностью, кроме того принятие политических решений имеет чёткий алгоритм и набор требований, которым надо следовать, для того чтобы принятые политические решения носили положительный характер для общества и государства;
  • информационные технологии формируются в зоне противоречий между потребностью в повышении достоверности информации и нарастанием факторов ее субъективного прочтения;
  • информационные технологии оказывают большое влияние на принятие политических решений и любое государство, вырабатывая свои информационные технологии, каждый раз должно отыскивать наиболее эффективные способы распространения информации, в том числе и соответствующие технические средства, конкурировать с информационными потоками, специально организованными, например, оппозицией, для снижения эффективности его решений, вести борьбу за сохранение своих преимуществ в политическом рекламировании, способствовать распространению специализированной информации;

Литература и источники:

  1. Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995.
  2. Туронок, С.Г. Политический анализ и прогнозирование: учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство «Юрайт», 2016. 291 с.
  3. Василенко И.А. Современная российская политика: учебник для магистров. М.: Издательство «Юрайт», 2016. 488 с.
  4. Голицына О.Л. Информационные технологии: Учебник. М.: Форум, ИНФРА-М, 2013. 608 c.
  5. Данелян Т.Я. Информационные технологии в психологии. М.: Ле- нанд,2015. 232с.
  6. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2006. 559 с.
  7. Формы, методы и технологии профилактики и противодействия проникновению идеологии экстремизма и терроризма в образовательную среду / Ремарчук В.Н., Бочарников И.В., Семикин Г.И., Белозёров В.К., Овсянникова О.А., Смульский С.В., Зеленков М.Ю., Гейреханов Г.П., Галаганова С.Г и др. М.: Экон- иформ, 2019.
  8. https://center-yf.ru/data/stat/informacionnye-tehnologii-v-politike.php
  9. https://studfiles.net/preview/4238782/page:72/

Самышкин Г.С., студент группы СМ5‐41 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

Научный руководитель: Гришнова Е.Е., докт. полит. наук, профессор кафедры «Информационная аналитика и политические технологии»

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля