
От имени Президиума Академии военных наук рад приветствовать организаторов, участников и гостей научно-практической конференции «Информационная аналитика и информационно-аналитические технологии в контексте социального управления: проблемы, перспективы и тенденции реализации и применения».
Важно, что инициаторами проведения сегодняшней конференции являются Отделение общих проблем войны, мира и армии Академии военных наук и факультет «Социальные и гуманитарные науки», его кафедра «Информационная аналитика и политические технологии» МГТУ имени Н.Э. Баумана. Полагаем, что совместное обсуждение результатов теоретических исследований военных ученых и ученых ведущего технического вуза страны не только позволит его участникам обменяться мнениями и установить долгосрочные творческие контакты, но и выработать консолидированную позицию по обсуждаемым вопросам.
В современных условиях динамичного развития международной, военно-политической и стратегической обстановки в мире тема сегодняшней конференции, безусловно, является очень актуальной. Она непосредственно связана с проблематикой ведения межгосударственного противоборства во всех сферах общественных отношений: политической, экономической, социальной и духовной.
Информация, информационные и информационно-аналитические технологии стали в настоящее время важнейшим инструментом такого противоборства, мощнейшим оружием гибридной войны, ведущейся объединенным Западом против нашей страны. От того, насколько эффективно нами будет применяться такое «оружие», насколько надежно мы построим защиту от информационно-психологического воздействия противника, во многом зависит успех в этой войне. Поэтому крайне важно при обсуждении имеющихся в этой сфере проблемных вопросов обосновывать и возможные пути их решения. Это позволит придать конференции конструктивный характер, соответствующий ее научно-практическому предназначению.
Желаю всем участникам конференции творческих успехов. Надеюсь, что периодичность ее проведения будет иметь постоянный характер, а результаты обсуждения в ходе конференции проблемных вопросов будут способствовать дальнейшему повышению эффективности научных исследований в области обороны.
В своем выступлении постараюсь кратко показать возможные направления решения одной из важнейших задач Генерального штаба, связанной с совершенствованием методологии стратегического планирования в Российской Федерации в сфере обороны или военного планирования.
Значительную сложность при осуществлении военного планирования представляют проблемы информационно-аналитического характера, непосредственно связанные с созданием эффективного инструментария прогнозирования угроз военной безопасности. Трудность формализации процессов прогнозирования существенно ограничивает возможности по их моделированию и вынуждает ориентироваться на использование преимущественно методов экстраполяции и опроса экспертов, что не всегда позволяет обеспечивать своевременное получение прогнозных данных приемлемого качества.
В соответствии со своим предназначением Минобороны России организует и осуществляет прогнозирование условий и основных параметров будущего вооруженного противоборства. Полученные прогнозные результаты используются для формирования системы исходных данных для военного планирования, подготовки предложений в Стратегический прогноз, Стратегию национальной безопасности и Военную доктрину Российской Федерации, для разработки системы концептуальных документов военного планирования и документов Плана обороны Российской Федерации.
Прогнозы задают исходные установки военного планирования и во многом являются «ориентирами» при обосновании и периодическом уточнении его целей и предлагаемых мер. Это требует обеспечения необходимой точности и достоверности определения возможных условий, форм, способов, средств и других характеристик будущего вооруженного противоборства, непрерывного мониторинга тенденций их изменения под воздействием различных факторов. Выполнение этих требований может быть осуществлено при условии решения следующих групп имеющихся в настоящее время проблем.
Первая группа – это фундаментальные проблемы военной науки.
Прогнозирование войн будущего непосредственно связано с определением возможных тенденций изменения их содержания. В настоящее время небезосновательно считается, что главное содержание войны составляет вооруженная борьба, а невоенные фор- мы противоборства и соответствующие им средства не являются доминирующими и применяются в качестве дополнительных в интересах достижения целей войны.
Вместе с тем содержание войны постоянно изменяется не только за счет расширения номенклатуры применяемого оружия (то есть, создания принципиально нового и модернизации существующего), форм и способов его применения, но и по причине увеличения масштаба использования политических, дипломатических, экономических, информационных и иных невоенных мер. На последнее, в частности, указывает то, что в обиходе постоянно употребляется множество названий различных видов так называемых «войн» (экономические, информационные, дипломатические и др.).
Применительно к проблематике сегодняшней конференции хотелось бы пояснить то, как мы рассматриваем роль и место информации и информационных технологий в существующей системе общественных отношений. Как показано на Рис. 1 для политической, экономической, социальной и духовной сфер жизнедеятельности общества и множества видов взаимодействия субъектов общественных отношений, включая дипломатические, производственные, военные, культурные и другие, информация является инструментом, посредством которого эти взаимодействия осуществляются. Конечно, при дружественном и враждебном характере взаимодействия субъектов общественных отношений набор информационного инструментария будет значительно различаться.
В перспективе может сложиться ситуация, когда по своему объему и эффективности невоенные меры и средства будут преобладать над военными и актуальным станет вопрос о необходимости пересмотра главного содержания войны и, соответственно, классического ее понимания. Однако поскольку невоенные меры противоборства применяются практически всегда (как совместно с применением средств вооруженной борьбы, так и обособленно), то в случае осуществления такого пересмотра состояние войны станет перманентным, что неприемлемо.
Рис. 1. Место войны в процессе жизнедеятельности общества

Положения военной науки четких критериев, определяющих роль, место и возможное соотношение в войне военных и невоенных мер, не устанавливают. Вследствие этого прогнозирование параметров невоенного противоборства будущего (наряду с характером вооруженной борьбы, военными опасностями и военными угрозами) не является обязательным. Таким образом, имеется неопределенность с установлением предметной области прогнозирования, проводимого в интересах военного планирования.
События последних лет подтверждают необходимость акцентирования внимания на все без исключения аспекты межгосударственного противоборства. То есть, хотя практика показывает значительное влияние невоенных мер на обеспечение военной безопасности,
теория военной науки фактически оставляет этот факт без должного внимания, что вызывает необходимость развития соответствующих ее положений.
Представляется целесообразным в теоретическом плане рассматривать обеспечение военной безопасности как единый процесс, реализуемый как в военное, так и в мирное время. При этом главным признаком войны следует считать систематическое применение средств вооруженного насилия. Главное содержание войны по-прежнему будет составлять вооруженная борьба, а невоенные формы противоборства, даже в случае их преобладания и значительной эффективности, следует рассматривать лишь в качестве вспомогательных. В мирное время главными в обеспечении военной безопасности будут являться политические, дипломатические, экономические и иные невоенные меры, а меры чисто военного характера, например, стратегическое сдерживание, следует рассматривать в качестве обеспечивающих их реализацию.
Несмотря на известность и кажущуюся очевидность такого подхода, системному исследованию процесса обеспечения военной безопасности должного внимания до настоящего времени не уделялось, а военной наукой этот вопрос рассматривался лишь как дискуссионный. Вместе с тем его принятие будет способствовать дальнейшей систематизации вопросов обеспечения военной безопасности в рамках единой методологии обеспечения национальной безопасности. В частности, это позволит рассматривать угрозы военной безопасности как составную часть угроз национальной безопасности, вызовет необходимость выделять их в качестве самостоятельной категории, взаимосвязанной с другими категориями в данной предметной области.
Вторая группа – это проблемы терминологического характера.
Для достижения требуемой надежности и точности прогноза важна четкая формулировка предмета прогнозирования.
Известно, что о терминологии не спорят, о ней договариваются. Результаты таких «договоренностей» фиксируются в нормативных правовых документах, содержащих определения ключевых понятий в соответствующих областях правового регулирования. Для сферы обороны главными документами, определяющими используемую терминологию, являются Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, далее – Стратегия) и Военная доктрина Российской Федерации (Утверждена Президентом Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. ПР-2976, далее – Военная доктрина).
Вместе с тем в терминологическом плане указанные документы нельзя назвать образцовыми. Основные содержательные различия понятийного аппарата, используемого в Стратегии и Военной доктрине, представлены в таблице. Необходимость наличия и сохранения многих из них является неочевидной.
Так, в Стратегии используется понятие «угроза национальной безопасности», но в Военной доктрине, соответствующее ему (для сферы обороны) понятие «угроза военной безопасности» отсутствует, несмотря на его широкое распространение и практическое использование.
Требуют корректировки определения понятий «военная опасность» и «военная угроза», поскольку в них не указаны четкие признаки военных опасностей и военных угроз, требующиеся для их выявления и прогнозирования. Кроме того, в Военной доктрине угрозы невоенного характера, влияющие на обеспечение военной безопасности, содержательно не выделены, отсутствует и терминология, необходимая для определения таких угроз.
Таблица 1 Соотношение основных понятий в сферах обороны и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

Национальная безопасность Российской Федерации – состояние защищенности национальных интересов РФ от внешних и внутрен- них угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, социально- экономическое развитие страны Военная безопасность Российской Федерации – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять
Национальные интересы РФ – объективно значимые потребности личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии Защита суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности РФ, укрепление обороны страны.
Обеспечение национальной безопасности – реализация органами публичной власти во взаимодействии с институтами гражданского общества и организациями политических, пра- вовых, военных, социально-экономических, информационных, организационных и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности
Обеспечение военной безопасности
Угроза национальной безопасности – совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность причинения ущерба национальным интересам РФ Угроза военной безопасности
Военная угроза – состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого-либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы (вооруженному насилию).
Военная опасность – состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы.
Ряд указанных недостатков может быть устранен в случае нормативного закрепления понятия «угроза военной безопасности». В теоретическом плане это позволит не только рассматривать его в качестве самостоятельной категории, но и провести декомпозицию угроз военной безопасности, представив их как совокупность военных и «невоенных» угроз. При этом в интересах устранения имеющейся тавтологии для названия «невоенных» угроз военной безопасности Российской Федерации целесообразно ввести термин «угроза обороноспособности государства».
На рис. 2 представлен возможный вариант определений в предлагаемой системе понятий. Следует отметить, что в ней не определено место понятию «военная опасность». Полагаем целесообразным рассматривать это понятие в качестве вспомогательного, позволяющего качественно оценивать вероятность возникновения военной угрозы, и дать ему следующее определение: «Военная опасность – совокупность условий и факторов, создающих возможность возникновения военной угрозы».
Прогнозирование не только военных угроз, а всех угроз военной безопасности позволит системно оценивать возможности государства по реализации стратегического национального приоритета
«оборона страны» на основе прогнозных данных об угрозах национальным интересам, создающих прямую (с применением средств вооруженного насилия) или косвенную (посредством враждебных действий невоенного характера) возможность нанесения ущерба обороне Российской Федерации.
Следует отметить, что, помимо корректного определения указанных взаимосвязанных понятий и нормативного правового закрепления их, например, в Военной доктрине, потребуется кропотливая работа по обоснованию идентификационных признаков угроз военной безопасности, подходов к классификации угроз и их признаков в интересах дальнейшего развития научно-методического аппарата выявления и прогнозирования военных угроз и угроз обороноспособности Российской Федерации.
Рис. 2. Вариант определения понятий «угрозы военной безопасности», «военные угрозы» и «угрозы обороноспособности»

Третья группа – это проблемы инструментария прогнозирования. Научно-методологическое обеспечение прогнозирования угроз военной безопасности Российской Федерации должно способствовать реализации принципов единства, целостности, преемственности, непрерывности и сбалансированности системы стратегического планирования. Это предполагает использование в ходе военного планирования единых исходных данных, общих методологических подходов к моделированию всех процессов, включая прогнозирование, обеспечение непрерывного мониторинга возможного изменения прогнозных данных под влиянием действующих факторов.
То есть для эффективного научно-методологического обеспечения военного планирования требуется инструментарий, позволяющий осуществлять постоянное отслеживание и прогнозирование ситуации в России и мире, быструю в автоматизированном режиме корректировку принятых программно-плановых документов с учетом появления новых факторов, тенденций и рисков.
Поскольку перспективный инструментарий прогнозирования угроз военной безопасности Российской Федерации не должен быть автономным, необходимо создавать его как составную часть автоматизированной системы стратегического планирования в сфере обороны. В концептуальную основу такой системы может быть положена методология «карты будущего», которая позволяет на единой информационной платформе объединять все процессы военного планирования и создавать динамически обновляемую базу данных, содержащую информацию о произошедших, прогнозируемых и планируемых событиях.
Для выполнения этих требований необходимо дальнейшее развитие существующего научно-методического аппарата. Так, для решения задачи прогнозирования угроз военной безопасности в реальном масштабе времени малопригодными представляются методы опроса экспертов и экстраполяции, а применяемые методы моделирования подлежат значительному совершенствованию.
Следует также учитывать, что в условиях экспоненциального увеличения объема подлежащей анализу информации для выявления и прогнозирования угроз военной безопасности применения только традиционных методов и средств представляется недостаточным. Для создания специализированных проблемно ориентированных инструментариев необходимо более широко использовать технологии анализа слабоструктурированной информации. Их эффективность в настоящее время достигла приемлемого уровня, а высокие темпы развития и внедрения в различные сферы деятельности указывают на перспективность выбора в качестве технологической основы.
С учетом этого представляется целесообразным осуществить разработку интеллектуальной информационной системы выявления и прогнозирования угроз военной безопасности Российской Федерации (ИИС). Такая система, созданная на основе использования средств искусственного интеллекта и анализа больших массивов данных, позволит выявлять существующие и прогнозировать новые угрозы военной безопасности в наиболее вероятных сферах их возникновения, определять источники, причины возникновения, возможные меры парирования и нейтрализации этих угроз.
Поскольку угрозы военной безопасности имеются как в военной, так и многих других сферах, потенциальными потребителями интеллектуальной информационной системы могут стать не только органы военного управления и научно-исследовательские организации Минобороны России, но и профильные структуры других федеральных органов исполнительной власти, аппараты Совета Безопасности и Правительства Российской Федерации, Российская академия наук, Фонд перспективных исследований. В перспективе эта система должна стать действенным инструментарием для решения всеми заинтересованными органами и организациями задач по предназначению, а получаемые с помощью этой системы результаты позволят повысить эффективность существующих систем поддержки принятия решений в области обороны.
Четвертая группа – это проблемы нормативно-правового и организационного характера.
Создание интеллектуальной информационной системы выявления и прогнозирования угроз военной безопасности Российской Федерации – объемная и трудоемкая работа, требующая привлечения значительных интеллектуальных и финансовых ресурсов. Поэтому очень важно уже на начальном ее этапе решить указанные ранее теоретические проблемы и осуществить нормативное правовое закрепление, в том числе в Военной доктрине, уточненных теоретических положений, включая систему взаимосвязанных понятий в сфере обеспечения военной безопасности.
Это позволит избежать распыления усилий и ресурсов на выполнение второстепенных задач и акцентировать работу по созданию такой системы, дальнейшему развитию и реализации методологии выявления, прогнозирования и парирования угроз военной безопасности, подготовке соответствующего научно-методического аппарата.
Межведомственный характер функций ИИС указывает, что для ее создания недостаточно усилий лишь одного Минобороны России и необходимо задействовать в этой работе научный и организационный потенциал всех заинтересованных структур, включая МГТУ им. Н.Э. Баумана и другие ведущие вузы страны.
Это позволит (помимо повышения качества решения задач ин- формационно-аналитического и научно-методологического обеспечения в конкретных областях возникновения угроз военной безопасности) организовать процесс получения исходных данных как из государственных органов, деловых, научных и общественных организаций России, так и из доступных зарубежных источников. Интеграция исходных данных и последующая их обработка с использованием технологий искусственного интеллекта позволят создать необходимую информационно-технологическую основу для функционирования ИИС.
Решение рассмотренных проблем информационно-аналитического и научно-методологического обеспечения прогнозирования угроз военной безопасности позволит повысить эффективность и качество военного планирования и всего стратегического планирования в Российской Федерации.
Сергей Петрович Белоконь