Благодарю за возможность выступить на таком авторитетном форуме, каким является заседание Валдайского клуба по Центральной Азии.
Мы видим, что для России Центральная Азия становится одним из важных направлений развития своего международного сотрудничества. И сразу задается вопрос: а где Российская Федерация была раньше, почему не было такой целенаправленной деятельности 30, 20, 10 лет назад? Видимо потому, что в тот период и Россия и страны Центральной Азии старались быстрее самостоятельно войти в систему вестернизированного глобального политического и экономического взаимодействия. И друг для друга мы представляли интерес только по отдельным проектам сотрудничества, без выработки всеобъемлющих принципов и системных моделей согласованного развития. Ситуация изменилась. Сейчас России есть что предложить странам Центральной Азии на уровне цивилизационного выбора, на уровне стратегии формирования совместного будущего, на уровне фундаментальных принципов и ценностей человеческого взаимодействия.
«Сегодня мир переживает масштабные перемены, человечество вступает в новую эпоху стремительного развития и масштабных преобразований. Развиваются такие процессы и явления, как многополярность, экономическая глобализация, информатизация общества, культурное многообразие, трансформация системы глобального управления и миропорядка, усиливается взаимосвязанность и взаимозависимость государств, формируется тенденция перераспределения баланса мировых сил, растет запрос мирового сообщества на лидерство в интересах мирного и поступательного развития». Так начинается текст Совместного заявления Китайской Народной Республики и Российской Федерации о международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии, подписанное 4 февраля 2022 года в Пекине.
Понимание факта трансформации прежней монопольной либеральной системы глобального управления начинают признавать в МВФ. В их докладе мир поделен на центры экономического развития во главе с США и КНР, а также некое третье пространство, не имеющее своего центра.
Президент России В.В. Путин отметил, что ЕАЭС «утвердилось в качестве одного из самостоятельных и самодостаточных центров формирующегося многополярного мира».
В Российской Федерации в феврале 2022 года начала кардинально трансформироваться модель управления, сформированная в 90-х годах прошлого века. Пришло прочное осознание, что Россия – это не периферия западного глобального мира, не территория, которая пытается втиснуться в северо-атлантическую цивилизацию, а исторически сложившееся самостоятельное цивилизационное пространство. Со своими традициями, интересами, тысячелетней историей, общественно-политическим устроем.
В уже процитированном Совместном заявлении от 4 февраля 2022 года было сформулировано и отношение российского государства к другим цивилизационным пространствам. По сути предложены современные принципы взаимного признания и сотрудничества, основанные на уважении к особенностям государственного и общественного устройства, на стремлении вырабатывать общие договорные принципы обеспечения безопасности, экономического сотрудничества, культурного взаимодействия.
Это не декларативные лозунги. В ШОС и БРИКС, в ЕАЭС и в формате Союзного государства Российская Федерация строго придерживается их. Выстраивает на их основе и двухсторонние отношения с другими государствами. Остается на этой принципиальной позиции в ООН и на всех международных форумах.
Во внутренней политике также мы отмечаем реализацию этих принципов. Набирающие популярность идеи «Русского мира» не имеют ничего общего с идеологией национального превосходства или унификацией этноконфессиональных групп в единую унитарную культурную парадигму. Это невозможно сделать и внутри русского суперэтноса. Исторически он очень разнообразен по своим культурным особенностям и это дает ему прочность и адаптивность к различным природно-географическим и экономико-технологическим условиям существования. Умение жить в поликультурном пространстве, более того, понимание преимущества такой модели и создает в России практику межэтнического взаимодействия, при которой культурные различия являются не конфликтной проблемой, а фактором высокой адаптивности к любым разнообразным условиям развития. Взаимное влияние культур становится основой их модернизации, формирует устойчивые традиции уважительного и равноправного отношения между различными носителями культур. И является основой не толерантного, то есть отстраненного отношения друг к другу, а соучастного взаимодействия, при котором стороны выстраивают коммуникации на основе взаимопонимания. Соработничество, то есть объединение вокруг задач, предполагающих созидательный труд и совместное использование его результатов были и остаются основой российской цивилизации.
Эта модель сегодня и вступила в непримиримое противоречие с моделью либерального понимания глобализма. Вестернизация предполагает непременное деление сообществ на передовые и отсталые, Зацикленность на индивидуальных правах не только отрицает обязанности человека по отношению к социальным группам, но и само понятие формирования идентичностей. Потребление как цель прогресса ставит самого человека не в центр мироздания, а лишь в позицию одного из факторов экономического роста. Традиции, семья, государство – все в либеральной глобалистической парадигме рассматривается как факторы, мешающие прогрессу. Тогда как принципы, на которых договорились строить отношения между китайской и российской цивилизациями лидеры КНР И РФ прямо говорят об обратном. Человек, его духовность, культура, семья, традиции и государство как форма обеспечения всеобщей безопасности, справедливости, благополучия – вот основа миропорядка, за который мы сегодня боремся.
Мы убедились, что современные информационно-психологические технологии способны за одно-два поколения полностью перестроить общественное сознание, если социум погружают в них и не дают возможности получить альтернативную точку зрения. Реальная свобода слова и мысли важны, также как и принципы народовластия. Но именно реальные, а не те химеры, которые нам сегодня выдают в качестве принципов «западной демократии», при которых нацизм – это демократия, а геноцид, например, палестинского народа – это право их соседей на защиту их собственной безопасности. Двойные стандарты, искажение исторических фактов, лицемерие, сознательное манипулирование терминами и навязывание постоянно изменяющихся и удобных только для их декларантов «правил» – вот сегодня устойчивая практика глобальной либеральной «демократической» политики. Мы это очень хорошо видим на примере Украины. Там не случайно ставили эксперимент над обществом, заставляя его отказаться от своей идентичности и примерить на себя химеру нацизма, там не случайно формировали патологическую ненависть к соседям, там не случайно насаждали культ смерти. Украину готовили к участи быть наконечником копья для военной машины либеральных глобалистов.
Почему Запад сегодня идет ва-банк, давно вышел за пределы концепта «управляемого хаоса» и готов к дальнейшей эскалации вооруженных конфликтов. Фундаментальная причина в том, что прежний технологический уклад и прежняя модель инвестирования, основанная на бесконтрольной эмиссии доллара, достигли пределов своего роста. Надо списать долги, надо эфемерные финансовые капиталы переложить в реальные активы. Надо выйти на новый цикл накопления капитала.
История нам показывает наглядные примеры как это происходит. Войны, болезни, голод сокращают численность населения и дают возможность перераспределить активы, которые ранее имели широкий круг собственников. Поэтому либеральные глобалисты сегодня заинтересованы в любых форматах количественного сокращения человечества: от пропаганды сексуальных отношений, которые явно ненаправлены на деторождение до всемирных эпидемий и мировых войн. Иначе мир в состоянии создать альтернативные центры цивилизационного и экономического опережающего развития. И тогда в лучшем случае для либерального проекта, он станет одной из конкурирующих моделей, а в худшем случае, просто обанкротиться.
Поэтому ставки очень высоки. Капитализм стал доминирующей формой экономических отношений по всему миру. Попытаться закрыться от него, попытаться сделать вид, что можно побыть вне противостояния цивилизационных систем – это самоуспокоительная утопия. Не важно, что хотят от мира небольшие страны и малые народы, как только они попадают в орбиту интересов глобалистов, им начинают навязывать модели поведения, которые выгодны ключевым субъектам политического процесса.
Мы очень хорошо видим, как это происходит на постсоветском пространстве. Казахстан января 2022 года – спланированная попытка создать еще одну майданную химеру на границах России. Упорное разжигание конфликта на Южном Кавказе. Это уже не только проблема армяно-азербайджанских отношений, это стратегия, направленная на недопущение консолидации России, Турции, Ирана, Сирии и арабского мира.
Навязывание в образовательном пространстве государств Центральной Азии концепта России как колониальной метрополии. И это вопреки хорошо известным историческим фактам. Вопреки жизненному опыту людей, которые хорошо помнят реалии СССР. Это тоже элемент противостояния глобальной либеральной модели с идеями, которые воплощают объединения ШОС и БРИКС.
Страны Центральной Азии сейчас будут активно вовлекаться в противостояние с Россией и Китаем. Это мы видим на примере теракта в «Крокус холле». Мы это видим на примерах поддержки различных идеологических концептов, направленных на рост негативного отношения к народам соседних стран. И не надо себя успокаивать тем, что сегодня в обществе государств Центральной Азии не доминируют русофобские настроения. Лет 15 назад даже невозможно было себе представить, что на Украине будет преследоваться православие и русский язык. Все может быть очень быстро переформатировано, если активно не противостоять этим попыткам.
Подводя итог. В современном мире главной угрозой безопасности для государства и общества является неверная оценка своей позиции в процессе глубокой трансформации современного мироустройства. Здесь риски самые разные: игнорирование или непонимание происходящих событий, не адекватная оценка своих возможностей, предательство интересов своего государства и народа со стороны политической элиты, не желание общества защищать собственную идентичность, интересы и традиции.
И здесь очень высока ответственность научного и интеллектуального сообщества. Во многом от него зависит адекватное понимание происходящих процессов, от него зависит, как это понимание будет воспринято сознанием народа, от него зависит насколько культура диалога позволит минимизировать потери и максимизировать выгоду от правильно выбранной стратегии развития.
В.Л. Савичев, исполнительный директор Школы молодого этнополитолога, директор Института стратегических исследований ГБНУ АН РБ, к.полит.н.
(выступление на IV Центрально-азиатской конференции Валдайского клуба, Уфа, 14 мая)