Почти 85 миллионов зрителей за год, холодные отзывы отечественных критиков и неожиданный “Оскар” — режиссер Владимир Меньшов в 1979-м удивил многих. О том, как русские ввели моду на белые носки, почему Гоша из сварщика стал слесарем-интеллигентом, а также о приготовлениях Рональда Рейгана ко встрече с Михаилом Горбачевым — в материале РИА Новости.

Странный сценарий и поиск героев

В основе фильма — сценарий “Дважды солгавшая” Валентина Черных, написанный для конкурса произведений о Москве. Сначала Меньшов и Алентова посчитали его “абсолютной ерундой”.

Режиссера заинтересовал один момент — когда Катерина заводит будильник, засыпает в слезах, а просыпается через двадцать лет успешной деловой женщиной.

“Я решил, что пропустил несколько страниц, но потом меня осенило: это же так похоже на нашу с Верой жизнь, — вспоминал Меньшов. — Уже снимая, я вложил в фильм весь свой опыт, приобретенный за годы в Москве”.

Черных отказывался переделывать сценарий, поэтому Владимир Валентинович сам переписал некоторые диалоги и добавил новых героев. Текст увеличился на треть.

Меньшов хотел, чтобы главных героинь сыграли Маргарита Терехова (Катерина), Анастасия Вертинская (Людмила) и Галина Польских (Антонина). Но Терехова тогда согласилась на “Трех мушкетеров”, а Вертинская и Польских возмутились, как им вообще могли предложить сниматься в подобной дешевой мелодраме.

Тогда режиссер попросил супругу пройти кастинг, и она получила роль.

“Я ругался на нее по любому поводу, не хотел, чтобы думали, что Вера получила ее по блату. Тем более Вера победила в честном конкурсе. Мне казалось, она все делает не так. Выяснения отношений продолжались в машине, по дороге домой, в квартире”, — признавался Меньшов.

Ирину Муравьеву он увидел в спектакле, а с Раисой Рязановой познакомился в поездке по Сибири.

Долго не могли подобрать актеров на роли Гоши (рассматривали Олега Ефремова и Виталия Соломина) и женатого любовника Катерины (среди вариантов был Вячеслав Тихонов).

Меньшов определился, посмотрев картину “Дорогой мой человек” с Алексеем Баталовым. Актер сначала сомневался, но все же согласился: понял, что Гоша — “не регламентированный государством рабочий, который уже сто раз бывал на экране”.

Цензура и советские нравы

Перед выходом в советский прокат картину существенно изменили. Одной из претензий стало наличие откровенных сцен. От запрета фильм спас Леонид Брежнев, которому “Москва” очень понравилась.

Тогда решили сделать ставку на сюжетную линию о том, как простая провинциалка упорным и честным трудом добивается высокого статуса.

Убрали “крамольные” сцены с Алентовой и Табаковым, значительную часть фрагментов с Гуриным и Людмилой. Отказались от эпизодов с Гошей и Николаем, где они “опасно” шутили и выпивали. Финальная версия длилась на час меньше задуманной.

Впрочем, итоговый вариант тоже не всем понравился: Муравьева была в шоке от своей киногероини.

“Грубая, неотесанная, пошлая: все, что я ненавидела в людях, оказалось на экране”, — говорила актриса.

Критики тоже отреагировали холодно: фильм показался им упадочническим по духу и эксплуатирующим низменные чувства аудитории.

Тем не менее картина стала лидером отечественного проката в 1980-м, а читатели “Советского экрана” назвали ленту лучшей. Тогда это считалось даже престижнее “Оскара”.

Фильм поразил иностранных зрителей не только сюжетом, но и задал модный тренд. После релиза стало популярно носить туфли с носками — многие подражали стилю Катерины.

Причем его придумали случайно. Найденная для съемок обувь 1950-х годов оказалась жесткой, кожа загрубела. Чтобы туфли не натирали, художница по костюмам предложила артисткам надевать белые носки. В США писали: “Русские ввели моду на белые носки”.

“Невыездной” режиссер

В СССР ходил анекдот: вручают “Оскар”, отправляют телеграмму от Дома кино — “Москва в слезах. Не верит”.

А все потому, что Владимира Меньшова не выпустили за рубеж: как выяснилось, он — “невыездной”. Спустя годы режиссер узнал, что коллеги написали на него два доноса.

“Меня поздравили с “Оскаром” 1 апреля, и я решил, что это розыгрыш. Но когда объявили в программе “Время”, стало понятно: так далеко розыгрыши не заходят”, — рассказывал Меньшов.

Статуэтку в Лос-Анджелесе получал атташе по вопросам культуры. Причем многие американцы, не зная, как выглядит режиссер фильма, решили, что на сцену поднялся именно он. Некоторые фотографы так и подписывали фото.

“Оскар” Владимиру Меньшову отдали только через восемь лет на церемонии вручения премии “Ника”. Чиновники хотели снова забрать статуэтку за кулисами, но лауреат просто унес ее с собой.

Фильм стал очень популярным в США, американцы восхищались self-made-героиней, которая сделала карьеру и осуществила свои мечты. При этом Гошу, которого превозносили советские дамы, жители Штатов совершенно не поняли.

Картина во всем мире приобрела статус культовой. Известно, что тогдашний президент США Рональд Рейган перед встречей с Михаилом Горбачевым, чтобы понять загадочную русскую душу, посмотрел фильм Меньшова восемь раз.

Источник: https://ria.ru/20230402/kino-1862218665.html

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля