Когда мы говорим о современном образовании, то невольно сравниваем его с прошлым, советским. Почему так происходит? Во-первых, всё познаётся в сравнении (народная мудрость), а во-вторых, наверное, человек так устроен. Мы не можем не сравнивать.

А когда мы сравниваем, то выводы делаем не в пользу сегодняшних реалий. Это тоже более-менее понятно, ведь “тяперича – не то, что давеча”.

И помимо разных коллизий, не способствующих улучшению качества образования, одну важную деталь помогла вычленить мне, репетитору, коллега, учительница математики, уже лет двадцать как репетитор. Мы познакомились на морском побережье, когда я делала опрос по таблице умножения.

Так вышло, что мне повстречались две учительницы, и обе по математике. Про первую я рассказала, про вторую рассказываю сегодня.

На ловца и зверь бежит, сами понимаете. Ещё одна пословица есть, не буду её приводить. Про рыбаков.

Всё-таки мудрость приходит с годами. Наша героиня очень и очень мудрая. Так осторожно я намекнула на возраст, который совершенно не мешает ей заниматься любимым делом  преподавать математику.

Она-то и задала вектор рассуждений. Делюсь с любимыми читателями. С её разрешения.

Не могу сказать, что мысль какая-то уж совсем новая, у меня были похожие материалы. Но она так красиво разложила по полочкам, что я не смогла пройти мимо.

Писать буду от себя, но основная мысль её.

Фантомные боли образования

В прошлом веке, когда мы дружным строем шагали в светлое будущее, с учёбой было понятно: каждый сознательный гражданин должен хорошо учиться, чтобы приносить пользу обществу (в первую очередь) и семье (во вторую, хотя семья  ячейка общества, поэтому в первую, как ни крути).

Учиться хорошо старались все, даже отстающие. Если кто-то слабо понимал, ленился, артачился и прочее, того:

  • брали на поруки и назначали ему помощь из класса. Я лично помогала слабым мальчишкам и занималась с ними математикой, русским, французским, географией, историей…. Всем, что говорили учителя.
  • не брали по партийной лестнице. В октябрята могли не принять, если плохо учишься. В пионеры – тем более. Про комсомол вообще молчу. (Была во всех категориях, потому что училась хорошо, да и игра в эти инстанции мне нравилась.)
  • прорабатывали на собраниях, на классных часах и выносили порицание. Коллективное порицание – ужас моего детства. Ни разу не было. Наверное именно потому, что всерьёз боялась.
  • мотивировали хорошо учиться, снабжая поездками в пионерские лагеря, билетами в театр, походами в цирк и прочими бонусами.
  • дисциплина была неотъемлемой частью учебного процесса, ведь любая организация (октябрята, пионерия, комсомол) требует строгой иерархии, а она, в свою очередь, без дисциплины невозможна.

Были отметки за поведение, а учитель был по определению являлся старшим товарищем, это даже не обсуждалось.

Идеология умело сопровождала процесс обучения и помогала достигать приличных образовательных результатов.

Если из бус вытащить ниточку, бусинки раскатятся по полу.

Не стало идеологии. А фантомные боли остались.

Учителя требуют уважения и беспрекословного подчинения, встречая недоумение со стороны учеников и неприятие со стороны родителей.

Прорабатывать учеников из-за плохой учёбы некоторые учителя ещё пытаются, но метод перестал приносить результаты, зато жалобы на таких педагогов пишутся регулярно.

Круговая порука (один накосячил, остальные отвечают) не работает уже давно.

Мотивировать нечем. Рычагов управления нет. Стремиться не к чему.

***

– Так в чём же главная ошибка, по-вашему?

– В том, что мы с вами видели, насколько продуктивно работает идеология. Люди, которые нам это показали, ошибались.

Если бы мы не видели, то и разговора бы не было.

Но мы-то с вами видели. И помним. Даже не в том ошибка, что идеологию изъяли. Именно в том, что без неё ничего не получается. Деньги, доход, финансовое благополучие – не идеология. Пока не придумают новую, мы, учителя, так и будем пытаться управлять старыми категориями, нарываясь на критику, жалобы и… да, на порицание.

Поверженные идолы достойны только порицания, Леночка…

***

Вот такая беседа вышла у меня с коллегой. Она из школы ушла сама, когда появились тестовые виды итоговой проверки знаний (ОГЭ/ЕГЭ). В её жизни ничего не поменялось, она прекрасно справляется, у неё большая база учеников.

Но со школой она предпочла расстаться. Чтобы избавиться от фантомов.

Источник: https://dzen.ru/a/Zp_z-B2Rby8YHq6f

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля