1. Нации и национализм в российском обществе

Процессы, происходящие в национальных автономиях России, Конституция РФ позволяет рассматривать через призму концепции национализма. С этой точки зрения в национальных республиках РФ существуют политические нации, которые обладают зачаточными государственностями («национальные республики в составе РФ»), связанными с центральной властью РФ положениями федеративного договора. Элиты этих наций ведут сложную политику, цель которой — получение из центра дотаций и в то же время максимальное дистанцирование от центра. Наиболее радикальные активисты призывают к отделению этих республик от РФ и созданию полноценных национальных государств.

Несмотря на кажущуюся самоочевидность такой теоретической схемы, она страдает значительной оторванностью от реальности. Мы полагаем, что перед нами очередная попытка перенести на российскую почву «импортированные теории» (С. Г. Кордонский), которые описывают качественно иную западную реальность. Национализм, равно как и нации, это феномен модернистского либерального капиталистического западного общества Для традиционного общества этничность была неважна, более важными были политическая лояльность и религиозная принадлежность. Нации появляются в XVII—XVIII веках в Западной Европе как институты, которые собирали распавшееся, атомизировавшееся общество средневекового Запада. Национализм становится идеологией и строительства наций, и их самовоспроизводства.

В России наций, понимаемых в западном смысле как формы гражданского общества, равно как и национального государства как правового государства общественного договора, не существует. Так называемые титульные нации в республиках представляют собой сложные образования, включающие в себя этносы, племенные группы, национальные интеллигенции, созданные методами госполитики в советские времена, кланы функционеров и т. д.

Так называемые республики в составе РФ не являются на самом деле национальными протогосударствами, поскольку, имея второстепенные признаки государственности (конституцию, флаг, герб и гимн), они лишены главных ее признаков, делающих социальное образование государством, — собственных полиции и армии (ведь первостепенная функция государства это поддержание внутренней безопасности и защита от внешних врагов).

Наконец, национализм региональных радикальных политиков не является политическим либерал-национализмом западного типа. Они требуют привилегий для титульного этноса, при этом провозглашая себя демократами, тогда как один из главных тезисов либеральной демократии — равенство всех граждан перед законом.

Реальное российское общество мало изучено, поскольку, как мы уже говорили, российское научное сообщество занимается исследованиями с применением западных теорий, которые созданы на основе анализа совершенно иной социальной реальности — классового эгалитарного модернистского гражданского общества Запада. Следует взглянуть на структуры российского государства и общества не через призму западных теорий, а объективно. На наш взгляд, это позволяет сделать теория, разработанная современным социологом С. Кордонским (Кордонский С. Г. Сословия в постсоветской России; его же: Ресурсное государство; его же: Россия. Поместная Федерация).

2.         Этносословия в России. Этносословия В республике Башкортостан

Теория Кордонского позволяет рассматривать народы (и прежде всего так называемые титульные этносы) как этносословия. Этносословиями мы будем называть этнические группы, которые являются сословиями в том смысле, какой вкладывает в этот термин С. Г. Кордонский78, то есть которые получают от государства определенный ресурс (как правило, в виде набора привилегий) и взамен обязаны выполнять определенные государственные повинности (иногда символические, иногда реальные). Этносословия следует отличать от этносов; так, русские в СССР были этносом, но не были (во всяком случае в центре) этносословием, потому что не имели привилегий, данных государством. Этносословия имеют свое корпоративное самосознание, построенное на идее, что они заслужили госресурс (прошлыми либо настоящими заслугами или как компенсацию за прошлые обиды), представления об идеальном поведении члена этносословия (вплоть до того, как он должен одеваться и что говорить). Им свойственно стремление к взаимопомощи и к созданию органов сословного самоуправления, которые могли бы принимать в этносословие или исключать из него (соответственно наделять ресурсом, положенным этносословию, или лишать его).

Этносословие — такая же характерная и органическая форма существования этноса для традиционного сословного общества, как нация — для общества модернистского и классового. В условиях капитализма этносословия разрушаются, поскольку в либеральнокапиталистическом обществе государство не наделяет никого ресурсами, средства к существованию распределяются через рыночные механизмы и доступны всем, кто экономически успешен (преуспел в накоплении капитала), а привилегии отсутствуют в силу юридического равенства граждан перед законом.

Существование этносословий является традиционным для России. В аутентично-сословном российском обществе, каковым была Российская империя, права и обязанности этносословий были оговорены в законе. В Российской империи все народы делились на природных подданных империи и инородцев, а инородцы, в свою очередь, — на оседлых, кочевых, бродячих инородцев, сибирских инородцев, инородцев Туркестанского края и т. д. Их жизнь регулировал Устав об управлении инородцев, изданный в 1822 году. Разные категории инородцев имели различные привилегии, касающиеся прежде всего порядка управления и воинской повинности (так, инородцы Туркестана подчинялись местному судопроизводству и освобождались от воинской повинности), в то же время на них налагались и определенные обязанности, в частности, в сфере налогообложения и передвижения по стране (См.: Правовое положение инородцев в Российской империи: http://badnews. org.ru/news/pravovoe _polozhenie_inorodcev_v_rossijskij_imperii_chast_1/2011-01-07-5880; Андреянова Н. Н. Понятие инородцев и их классификация в дореволюционной юридической литературе и законодательстве Российской империи XIX века: http://emelinaludmila. ru/forum/lofiversion/index.php/t128.html). Проще говоря, инородцы Туркестана получали от государства ресурс (например, право на самоуправление на основе собственных обычаев), но обязаны были использовать этот ресурс «правильно» (в целях укрепления, а не ослабления имперской власти).

В Советском Союзе этносословия существовали негласно (хотя некоторые привилегии малых народов нашли юридическое выражение — так, чукчи освобождались от призыва в Советскую армию по закону). Права и обязанности этносов (этносословий) либо оговаривались в подзаконных актах (непубличные распоряжения партийных комитетов о проценте представителей определенных народов при поступлении в вузы и т. д.), либо молчаливо признавались всеми как устоявшееся положение вещей, традиция (так, например, сложилась традиция, в соответствии с которой должность первого секретаря обкома КПСС национальной республики в составе РСФСР доставалась представителю титульного этноса, а должность второго секретаря — русскому).

Были этносословия привилегированные (титульные этносы национальных республик и округов) и наказанные (чеченцы, ингуши, крымские татары), обреченные на легитимное ущемление прав. Имеется пример ущемленного этносословия — советские евреи. Это сословие сумело добиться от государства права на выезд за рубеж на ПМЖ, которого были лишены члены привилегированных советских сословий.

Рассмотрим механизм деятельности этносословия на примере типичного титульного этноса национальной автономной республики РСФСР — башкир в БАССР и ее наследнице — Республике Башкортостан. (Подобная попытка уже предпринималась в работе: Романов Р. Существует ли башкирский национализм?: http://www.rb21vek.com/280-sushhestvuet-li-bashkirskij- nacionalizm.html).

3.         Этносословие башкир в БАССР

Победа большевиков над белыми в период Гражданской войны во многом стала возможной за счет компромисса между советской властью и умеренными националистами (национал-коммунистами) из среды нерусских народов. Ярким примером такого компромисса стал договор между Башкирской республикой, возглавляемой Заки Валидовым, и Советской Россией В. И. Ленина. Сами башкирские националисты взаимоотношения с российской властью мыслили как федеративные, однако на деле в Советской Башкирии к 1930-м годам окончательно сформировалось этносословие башкир, которое существовало на всем протяжении советского периода и продолжает существовать и теперь. Тот факт, что башкиры были и остаются этносословием, не исключает того обстоятельства, что каждый отдельный башкир входил и входит в разные сословия и подсословия советского и российского общества (крестьян, рабочих, интеллигенции, горожан, селян, членов КПСС, комсомольцев, членов профсоюза, пенсионеров и т. д.)..

Какие же ресурсы получили от государства башкиры, что позволяет говорить о них как о советском этносословии?

1.         Прежде всего, право на пользование родной башкирской землей. В 1860—1870-х годах государство разрешило куплю-продажу башкирских вотчинных земель, результатом чего стала земельная лихорадка — скупка башкирских земель по заниженным ценам, отраженная в русской литературе (Л. Н. Толстой). За девять лет «свободной продажи», с 1869 по 1878 год, было продано — с огромным количеством нарушений закона — около миллиона десятин башкирской земли, в среднем по рублю за десятину (http://www.oktb-tower.narod.ru/histor/bash6.htm). Таким образом башкиры лишились значительной части своей земли.

Национализация земли советской  властью  означала  изъятие ее у тех русских купцов и зажиточных крестьян, которые скупали землю у башкир. Но земля была не возвращена башкирским родам, а именно передана башкирам-сельчанам (впоследствии колхозникам) в пользование. Предполагалось, что она будет использоваться по назначению — для сельскохозяйственной деятельности (советской власти удалось превратить башкир в земледельцев) и традиционных народных промыслов башкир — разведения лошадей, пчел и т. д. Официальная пропаганда всячески превозносила образ башкираземледельца или коневода, которому советская власть вернула то, что у него незаконно отобрали при царском режиме. Постепенно стало складываться представление, что одно из основных предназначений башкир в советском обществе — это сельскохозяйственный труд. Это представление транслировалось через литературу, театральные постановки, кино, телевидение, задавая модель поведения для башкир. Это представление разделяли и сами башкиры, первые советские поколения которых воспринимали национализацию, то есть экспроприацию земли у бывших частных собственников, как историческое возмездие, а свой труд на национализированной земле во благо советской власти — как торжество социальной справедливости. В итоге сложилась ситуация, которую фиксируют специалисты по этническому разделению труда: башкиры в БАССР в отличие от русских и татар в основном были заняты в сельском и лесном хозяйстве. По данным переписи 1989 года, башкиры составляли большинство в следующих отраслях народного хозяйства: сельское хозяйство — 34,6 % башкир, 33,3 % татар, 16,6 % русских; лесное хозяйство — 37,1 % башкир, 29,5 % русских, 29,5 % татар (Ирназаров Р. Равенство этносов в Республике Башкортостан. Уфа, 1997. С. 49). Показательно, что перестроечные социологи и солидарные с ними деятели башкирского национального движения уже в этом видят социальную несправедливость: представления башкир о социальной справедливости и достойном месте в обществе со временем изменились.

2.         Следующий ресурс, который получило в советские времена этносословие башкир от государства, это право на развитие родной культуры. Право это обеспечивалось целым рядом государственных мер — созданием национального театра, сети национальных школ, национальных отделений в творческих союзах, отделений на филфаках пединститутов и университетов, газет и журналов на башкирском языке, государственного издательства, выпускающего книги на башкирском языке. Наконец, существовал нацнабор на факультеты и в аспирантуры вузов республики, Москвы и Ленинграда. (Заметим при этом, что нацнабор распространялся на гуманитарные факультеты, поскольку был необходим для воспроизведения гуманитарной интеллигенции.) Однако, как мы говорили, право на ресурс предполагало обязанность целевого использования ресурса. В данном случае это означало, что члены этносословия башкир обязаны получать образование и становиться либо создателями, либо потребителями башкирской советской культуры. Официальная пропаганда внушала, что башкир-интеллигент должен заниматься развитием национальной культуры, созданием башкирской истории, башкирской литературы, их популяризацией, а башкир-крестьянин, рабочий или служащий — быть книгочеем, активным читателем продукции на башкирском языке, знатоком своей истории и культуры (в ее советском варианте). В связи с этим в гуманитарном научном сообществе БАССР к 1960-м годам сложился интересный и мало исследованный феномен: создание диссертаций, монографий, научных работ по истории Башкирии (особенно по таким ее узловым темам, как, например, присоединение Башкирии к России, башкирские восстания XVII—XVIII веков, Башкирия в период Гражданской войны 1918—1921 гг.) становится прерогативой ученых — башкир по национальности. Они сознательно или бессознательно рассматривают это как своеобразное специфичное служение членов своего этносословия, и попытки русских или татар заниматься тем же расценивают как нарушение установленных правил, отвечая на них моральным бойкотом. В то же время историк — башкир по национальности, который решил вдруг заниматься другой тематикой, скажем, историей Европы, тоже рассматривается ими как кандидат на исключение из этносословия. В глазах членов этносословия башкир он виновен в нецелевом использовании ресурса: он получил образование как башкир, пользуясь льготами для башкир, но отказывается выполнять башкирское этносословное служение.

3.         Еще один ресурс, который полагался в советское время башкирам как этносословию, можно назвать условно дружба народов. Имеется в виду государственная идеологическая поддержка башкир, создание в рамках официальной пропаганды положительного образа башкирского народа и олицетворяющих его героев, осуждение оскорблений башкир и их культуры, провозглашение права башкир войти в семью советских народов на равных. Иначе говоря, предполагалось, что любой башкир по национальности, в какой бы области Советского Союза он ни оказался, мог рассчитывать на радушную встречу со стороны представителей других народов СССР, на уважительное отношение к башкирской культуре, ее героям, и прежде всего Салавату Юлаеву, официальный культ которого носил общесоюзный характер. Обязанность же члена этносословия башкир состояла в таком же отношении к представителям других народов Советского Союза (в том числе и к русскому народу). В 1930—1950-е годы в республике сложились даже негласные правила речевого этикета башкир, направленные на выражение уважения к русским и предотвращение конфликтов на национальной почве. Например, чтобы избежать неприятных ситуаций, связанных с тем, что русскому человеку трудно произнести башкирские имена и отчества, башкиры сами предлагали называть их на русский лад (так Амалетдин становился Алексеем, а Ильгам — Иваном). Если в общем разговоре участвовали не только башкиры, но и русские, то считалось невежливым говорить по-башкирски. Входя в помещение, где находились и русские, и башкиры, следовало произносить приветствие на обоих языках.

Вообще негласная этика советского общества предписывала умалчивать о национальных обидах, превозносить достоинства других народов (разумеется, в среде соплеменников в неформальном общении возможно было и другое поведение).

4.         Еще один ресурс, который советское государство давало башкирам на основе традиции, то есть неписаного закона, это право на создание национальных моноэтничных вооруженных формирований. Это право даровалось только в случае большой оборонительной войны (в мирное время башкиры служили на общих основаниях в многонациональных воинских частях). Примером является создание знаменитой башкирской кавалерийской дивизии в годы Великой Отечественной войны. Целевым использованием этого ресурса считалась, естественно, борьба с врагом и защита всей родины (а не только малой родины башкир) и государства.

Подобный ресурс был предоставлен не только башкирам. Была калмыцкая кавдивизия, была чечено-ингушская кавдивизия. Последняя известна тем, что большая часть ее личного состава дезертировала или перешла на сторону врага: «Из 2986 чел., призванных в формировавшуюся в 1942 г. Чечено-Ингушскую национальную кавдивизию, дезертировало 1772 чел.». Наказанием за это стало лишение чеченцев и ингушей государственных привилегий, в том числе привилегии жить на своей малой родине (с позиций мировоззрения ресурсного государства все, в том числе земля, принадлежит государству, и ему решать, какой народ где будет жить). Концепция этносословий позволяет вполне рационально объяснить такие феномены, как сталинское выселение народов.

5.         Наконец, одним из главных ресурсов, дарованных советским государством башкирам, был административный ресурс. Пропаганда представляла это как осуществление права башкирского народа на самоопределение, которого башкиры были лишены в дореволюционный период. Однако не будем забывать о том, что советская марксистская пропаганда имела в качестве своей базы концепцию европоцентризма, которая совершенно неприложима к российской реальности. Безусловно, БАССР не была государством башкир (так же как не была она провинцией унитарного государства русских, которые якобы прикрыли истинный характер своей власти словесами о федерализме, как утверждают современные башкирские националисты). Речь шла о праве башкир занимать определенные должности в партийном и советском аппарате (как правило, согласно традиции первым секретарем комитета был башкир, а русский или татарин — вторым). Это было очень важным стимулом для любого башкира, поскольку он знал, что может рассчитывать на определенный карьерный рост только потому, что принадлежит к башкирскому народу. Нередкими были случаи, когда представители других национальностей, прежде всего татары, выдавали себя за башкир, чтобы воспользоваться этой привилегией. Однако это накладывало обязанность повышенной лояльности по отношению к советскому государству и публичного, подчеркнутого осуждения «башкирского национализма» (в эпоху сталинских партийных чисток предполагалось даже личное участие в таких чистках и разоблачение искомых

«националистов»).

Существование этносословия башкир преследовало следующие цели, весьма выгодные для советского государства:

1)         развитие культуры неславянских народов, подвергавшихся дискриминации при царском режиме, что соответствовало пропагандистской саморекомендации советского государства как освободителя народов империи;

2)         обеспечение межнационального мира и согласия за счет ресурса

дружбы народов;

3)         обеспечение лояльности нерусских народов, и прежде всего их политических и культурных элит.

Однако дальнейшее развитие этносословия башкир, равно как и других титульных этнических и неэтнических советских сословий, было связано с кризисом сословного общества, поразившим СССР в период застоя. С.Г. Кордонский связывает этот кризис с рассогласованием межсословных отношений, распространением среди советских сословий убеждения, что доля ресурса, выделяемого им партией и правительством, не соответствует их значению в обществе, а также с развитием механизмов теневого рынка, криминальной рыночной экономики, подтачивающих начала сословности. Это предопределило судьбу советских сословий (в том числе этносословий) в постсоветскую эпоху.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля