В начале февраля Росстат опубликовал доклад «Социально-экономическое положение России», в котором сообщил, что на фоне введения санкций против России реальные располагаемые доходы россиян в 2022 году снизились на 1% по сравнению с 2021 годом. (Реальные располагаемые доходы — это доходы за вычетом обязательных платежей (налогов, коммунальных платежей, процентов по кредитам) и поправкой на инфляцию. Этот показатель рассчитывается только в процентах, а не в рублях).

В течение первых трех кварталов 2022 года доходы россиян снижались в годовом выражении, при этом в третьем квартале их падение составило 3,1%. Тем не менее этот показатель ниже ранее спрогнозированного уровня падения в 3,4%. В четвертом квартале реальные располагаемые доходы россиян вновь начали чуть расти и прибавили 0,9% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.

В итоге общегодовой показатель снижения доходов населения оказался на уровне 1,1% — лучше сентябрьского прогноза Минэкономразвития о снижении на 2,2%.

Вот как менялись реальные располагаемые доходы россиян:

с 2014 по 2017 годы — падали,

Доходы россиян снизились и ослабло «ощущение благосостояния»

в 2018 году — незначительно выросли (примерно на 0,1%),

в 2019 году — увеличились на 1%,

в 2020 году — упали на 3,5%

в 2021 году — увеличились на 3,2%.

В связи с этими цифрами не вызывают удивление результаты социологического опроса о настроениях и изменении привычек россиян в контексте турбулентности 2022 года, проведенного консалтинговой компанией «Яков и партнеры» (бывшая McKinsey), совместно с исследовательским холдингом «Ромир».

В опросе, который состоялся в декабре, приняли участие более 1,5 тыс. респондентов из разных социально-демографических групп и разных возрастов. Среди участников были представители четырех поколений — Z (зумеры, 18–19 лет), Y (20–37 лет), X (38–58 лет) и беби-бумеры (59–64 года). Они также различались по уровню дохода и региону проживания. Основной вывод исследования: за прошедший год «ощущение благосостояния» российских потребителей ослабло.

При оценке благосостояния учитывались такие факторы, как долгосрочная стабильность, сбережения, эмоциональное и физическое состояние, досуг, забота о себе, возможности профессионального роста и т.д., следует из отчета по итогам исследования «Срез потребительских настроений в РФ № 1: новая реальность-2022».

Больше половины респондентов (53%) отметили ослабление ощущения благосостояния относительно долгосрочной стабильности. Ухудшение ситуации со сбережениями и накоплениями, а также с физическим и эмоциональным здоровьем зарегистрировали тоже по почти половине (46%) участников опроса. Снижение качества досуга и отдыха отметили 42% респондентов.

Большинство опрошенных (78%) уверены в том, что на возврат к прежней жизни может потребоваться от года до нескольких лет; 22% – год; 19% – год-два и три-пять лет; 20% – «более пяти лет» и «в обозримом будущем невозможен». В ближайшие полгода на какое-то улучшение семейного благосостояния надеются молодые участники опроса, а также респонденты с высоким доходом (от 80 тыс. руб. в месяц на члена семьи).

Отношение к сложившейся ситуации в значительной степени зависело от возраста и уровня дохода участников опроса. Чаще всех о своей негативной оценке сообщали представители поколения Х и лица с низким уровнем дохода (до 20 тыс. руб. в месяц на одного члена семьи). Молодежь более терпимо отнеслась к изменениям. Так, ослабление ощущения долгосрочной стабильности заметили 59% респондентов из поколения Х и лишь 33% из поколения Z.

Прогноз на будущее участников опроса оптимизма не вызывает. 59% респондентов заявили, что в ближайшие шесть месяцев уровень дохода станет для них основным фактором беспокойства в связи с ростом цен, инфляцией, общей экономической ситуацией в стране и падением дохода семьи. 39% ожидают, что в предстоящие полгода беспокойство у них будет вызывать психоэмоциональное состояние, 38% – здоровье и забота о нем.

Таким образом, результаты соцопроса позволили его авторам сделать вывод о том, что «ощущение благосостояния» российских потребителей ослабло. Учитывая ситуацию в России и во всем мире, вывод и не мог быть иным.

Марина Петрова

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля