Предполагается, что по итогам каждой четверти полученные по всем предметам пятёрки будут конвертировать из «Электронного журнала» в финансовые средства и зачислять их на Пушкинскую карту. Инициативу проявила Анна Скрозникова из фракции «Новые люди». Депутат объяснила свое предложение следующими тезисами.

Оплата пятёрок создаст атмосферу соревновательности среди учеников, к тому же они будут охотнее ходить в кино, театры и музеи, потому что сами заработали на них.

Для учителей это решит проблему с мотивацией учеников, так как сами собой отпадут вопросы: «Зачем мне это всё учить? Это вам за уроки платят, а мне — нет». Наивно полагать, что дети хотят в школу исключительно ради получения знаний. У старшеклассников уже давно главная мотивация не реально научиться чему-то, а набрать нужное количество баллов на ЕГЭ. Поэтому наша задача — заинтересовать ребят учёбой не через подзатыльники и угрозы.

Родителям в этом случае не придётся объяснять, зачем надо хорошо учиться, и покупать подарки за отличные оценки из своего кармана.

Отдельно депутат подняла вопрос о Пушкинских картах, которые получают все школьники с 14 лет, но многие старшеклассники и студенты их не используют: то, что бесплатно, не так интересно. «Эту нереализованную часть бюджета Пушкинских карт можно пустить на премии, а в дальнейшем можно отдельно выделить в госбюджете «премиальную» часть для отличников», – предлагает Скрозникова.

В пользу своего предложения депутат приводит результаты исследования ученых из канадского университета, которые пришли к выводу, что финансовое стимулирование школьников приводит к росту среднего балла успеваемости.

Резко против идеи выступил коллега Скрозниковой Анатолий Вассерман, которому «не нравится идея платить ученикам». «Дело тут не в том, что это противоречит нашему менталитету, — к заслуженным деньгам у нас отношение нормальное. Дело в другом. Стремление хорошо учиться не должно быть продиктовано финансовой заинтересованностью. Боюсь, что плата за пятёрки может создать у многих школьников ложное впечатление, что они учатся ради денег, а не ради собственного развития и перспектив. И это понимают во всём мире» – рассуждает депутат.

Он также не видит смысла в переводе денег на Пушкинскую карту, так как «эта карта нужна в первую очередь не отличникам. Они и так, как правило, более-менее вовлечены в культурное пространство. Карта нужна как раз тем, кто культурой не очень-то интересуется, — то есть отстающим ученикам». «Это предложение вряд ли принесёт пользу», – делает вывод Вассерман.

А вот Александр Попов, директор физико-математического лицея № 31 Челябинска хотя и убежден в том, что «система платы за высокие оценки испортит школу», так как «в школьных пятёрках мало труда», при этом предлагает «платить за большой труд».

Александр Попов поясняет свою идею следующими примерами. Стыдно давать деньги за доказанную теорему Пифагора. А за пять разных способов решения одной теоремы — можно! Вот за это надо платить! За открытия! А не за банальные пятёрки.

Другой пример уже не из точных наук. Директор физико-математического лицея рассказывает: «В дни рождения двух великих поэтов — Пушкина и Пастернака — в лицее работает «Открытый микрофон». Читаешь 5 минут без перерыва Пушкина наизусть — премия 5 тыс. руб. Следующий чтец не может повторить стихи первого выступавшего. Победили в итоге две девятиклассницы. Боялся, что Пастернак сложный, не смогут. Но и там нашлись победители. А 27 апреля будем читать Николая Рубцова. Выделил 15 тыс. на призы и пять сборников стихов поэта. Вот на это выделять средства мне не жалко!».

Может быть, стоит прислушаться к практикующему педагогу и пойти предложенным им путем? Ведь если будет принята инициатива Анны Скрозниковой, то возникнет множество вопросов.

Первый из них – источник финансирования отличников. У школ обычно своих денег недостаточно, а то и вовсе нет. Ни в муниципальном, ни в федеральном бюджете такие расходы не предусмотрены. Если все есть лишние средства, то их следует направить на увеличение зарплат учителям. «Ведь действительно заинтересовать ребёнка учёбой может только педагог, а не денежные поощрения. Для этого нужно обеспечить преподавателям достойную жизнь, разгрузить от массы отчётов. Иначе у них не остаётся ни времени, ни сил на ребят», – уверен отец четверых детей, основатель организации «Ставропольское родительское собрание» Александр Джамбатов.

Кроме того, возникает вопрос о том, что не приведет ли оплата пятерок к росту коррупции в школах. «Ни для кого не секрет, что в школах и так бывают поборы, то и дело вскрывают факты взяточничества. Где гарантия, что монетизация знаний не приведёт к новому витку коррупции? И денежкой, полученной за хорошую оценку, придётся делиться «с кем надо»? Или руку нужному человеку подмазать, чтобы больше пятёрок получить?», – задается вопросом Джамбатов и добавляет: «Тогда в многодетных семьях вообще не останется отличников, потому что доплачивать за красивые оценки всех чад накладно».

И наконец тривиальный вопрос о граблях. Великая русская литература доказывает, что никакие деньги не смогут добавить ума в глупую голову. Об это свидетельствует опыт Митрофанушки из «Недоросля» Дениса Ивановича Фонвизина, которого как не подкупали, так ничему научить и не смогли. Деньги никогда не смогут пробудить в детях интереса к новым знаниям, к творчеству, к духовному росту. Для того, чтобы они захотели учиться, в них нужно пробуждать это желание, а не банально подкупать.

М. Петрова

Поделиться в социальных сетях
Один комментарий к “Депутаты предложили платить школьникам за отличные оценки”

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля