В Российской книжной палате констатировали, что в 2022 году в России вышло на 10% меньше экземпляров газет и на 3,4% меньше журнальных номеров. Общий годовой тираж газет (количество экземпляров, выпущенных всеми действующими изданиями) составил около 3,94 млрд экземпляров, что на 9% меньше, чем в 2021 году (почти 4,32 млрд экземпляров). Средний разовый тираж одной газеты сократился на 10%, до 14,7 тыс. экземпляров. Число газетных изданий в целом сократилось почти на 5,5%, до 7,3 тыс.

Количество номеров журналов снизилось на 3,47%, до 41,7 тыс. Число журнальных изданий сократилось на 1,6%, до 6,2 тыс.

Участники рынка связывают динамику с уходом ряда изданий по экономическим и политическим причинам. Так, президент Союза предприятий печатной индустрии и гендиректор холдинга «ИМ-Медиа» Алексей Иванов называет основным фактором падения тиражей газет уход с рынка ряда крупных участников, а журналов — отзыв иностранных лицензий (например, Conde Nast, выпускающий Vogue, GQ, Glamour и Tatler).

Кроме того, на доходы журналов повлиял уход иностранных рекламодателей, в частности, автоконцернов, отмечает руководитель объединенной редакции медиахолдинга РБК Петр Канаев.

При этом растут расходы. Так, печать, по словам Алексея Иванова, подорожала на 30%. Рост цен на бумагу составил 20–25%, уточнил Петр Канаев. Издатели стараются хоть как-то компенсировать увеличение расходов. «Некоторое падение показателей в ритейле вследствие роста цен удавалось компенсировать подпиской и ростом продаж в e-commerce», – отмечает гендиректор ИД «Лев» Лев Елин.

Добавляет проблем издателям и снижение распространения. Тенденция к снижению количества киосков прессы или перенос их на менее заметные места, а также сокращение ассортимента прессы в ритейле отрицательно сказываются на сбыте.

Эксперты отмечают, что основной стратегией многих российских компаний стало развитие в digital-среде, что также усложняет ситуацию для газет и журналов.

Опрос ВЦИОМ, проведенный в январе 2023 г., подтвердил, что граждане перестали читать бумажную прессу.

Всего 14% участников опроса продолжают регулярно читать бумажные СМИ. Еще 21% опрошенных читали их ранее, но перестали. 63% указали, что не читали их ранее и не читают сейчас. Однако 26% граждан старше 60 лет читают газеты и журналы в два раза чаще, чем россияне в целом. Для них, а также для сельских жителей бумажные газеты и журналы остаются востребованным каналом информации

Районная газета занимает первое место в рейтинге газет, которые регулярно читают россияне (30%). Среди сельских жителей этот показатель выше — 39-40%. «Можно предположить, что горожане, молодые россияне, граждане трудоспособного возраста получают новости о ситуации по месту жительства из интернета и социальных сетей, а в старшей группе и на селе традиционные способы пока сохраняют свою роль в информировании», — говорится в результатах исследования.

Причина того, что россияне перестали читать печатные СМИ, заключается в замещении прессы электронным форматом. Такой ответ дали 29% участников опроса. Вторая причина — рост стоимости газет и журналов (18%). Еще одна причина заключается в том, что «газету или журнал перестали выпускать» (11%).

За последние восемь лет доля россиян, которые предпочтут прочесть интересную для них статью в электронном формате, а не в печатном, выросла почти в два раза. Так, в 2014 году предпочтение электронному формату отдавали 34%. Сейчас этот показатель увеличился до 62%. В то же время сократилась доля предпочитающих бумажную версию — с 51% в 2014 году до 32% в 2023 году.

Все же бумажные газеты и журналы совсем не исчезнут, по крайней мере, в ближайшем будущем. Об это говорит, например, Данил Ермолаев, директор по развитию «ВЦИОМ-Консалтинг»: «Несмотря на то, что все больше жителей России предпочитают читать газеты и новости в электронном формате и, скорее всего, данный тренд продолжит нарастать, утверждать, что бумага полностью исчезнет, было бы опрометчиво. Во многих небольших населенных пунктах и районных центрах бумажная газета по-прежнему существует наравне и со своей цифровой копией, и с другими источниками информации».

В целом, издатели отмечают, что в 2023 году на рынок бумажной прессы будут влиять прежде всего все возрастающее замещение ее электронным форматом, а также проблемы с распространением, сокращение рекламных бюджетов и ожидаемый рост стоимости печати.

М. Петрова

PS Подробнее о судьбе печатных СМИ можно прочесть в материале «Когда печатные СМИ станут «мамонтами»?» в рубрике «Вне политики».

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля