
Аннотация: в работе автор анализирует избирательную систему США. Рассмотрена структура проведения выборов. Обозначены положительные и отрицательные стороны системы выборов США.
Ключевые слова: избирательная система, парламентские выборы, выборы губернаторов, президент, государство.
Избирательная система – один из важнейших факторов в политической жизни любой страны. Особенности избирательной системы способны повлечь за собой широкие последствия – от раскола партии до распада страны.
В научной литературе термин «избирательная система», в том числе и в российском правоведении, употребляется обычно в двух значениях – широком и узком. В широком смысле избирательная система – это совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право. Избирательная система в узком смысле – это порядок определения результатов голосования.
В последних числах декабря 2018 года началась наиболее продолжительная за всю историю США приостановка работы правительства, причиной для начала которой, послужило нежелание Палаты представителей Конгресса утвердить бюджет, выделяющий администрации действующего президента Дональда Трампа средства на постройку стены вдоль границы с Мексикой. Подобная позиция нижней палаты Конгресса напрямую связана с изменением её состава, произошедшим ранее в результате промежуточных выборов, прошедших в начале ноября 2018 года. В ходе этих выборов проводящихся раз в два года, Америка избирала членов Палаты представителей (435 места) и треть сенаторов (34 места из 100). Помимо этого, в 36 субъектах проходили выборы губернаторов. На выборах в Палату представителей победила Демократическая партия, набрав 52.2% (235 мест) голосов, тогда как Республиканская партия смогла получить лишь 45.8% (199 мест). Представители Демократической партии, как известно, скептически относятся ко многим альтернативам нынешнего президента, а идею строительства стены на границе с Мексикой критикуют совсем уж нещадно, называя нацисткой. Весь описанный выше процесс сопровождался огромным количеством публикаций в СМИ, публичными дебатами между представителями партий и перепалками в Конгрессе. Данная ситуация очень удачно иллюстрирует американскую политическую систему: она многообразна, развита и активна.
С самого появления американского государства и до сегодняшнего дня выборы президента непрямые, двухступенчатые: на первом этапе граждане Соединенных Штатов, выбирая президента, фактически голосуют за выборщиков, а на втором уже выборщики отдельным голосованием избирают нового президента. Подобная система напрямую связана с историей возникновения государства. После обретения независимости в ходе войны с Великобританией в конце XVIII века перед отцами- основателями встал вопрос об осуществлении централизованного руководства государством. Создатели американского государства были категорически против монархической системы правления, но и к системе прямой демократии относились скептически, видя ее недостатки в неравномерном распределении населения по штатам. Политическая элита того времени боялась охлократии, или власти толпы, нередко проявлявшей себя в том числе в Америке. И поскольку США формировались как объединение нескольких государств-штатов, в каждом из которых существует собственное законодательство, было решено, что население должно избирать наиболее авторитетных людей, которые затем будут голосовать за кандидатуру президента. Эта процедура формировалась на протяжении длительного времени. В настоящее время процесс избрания первого лица государства носит многоступенчатый характер и состоит из нескольких этапов.
На первом этапе во всех штатах проходят первичные выборы кандидатов в президенты, или праймериз. Такая практика впервые появилась в начале XX века, но только с 1970-х годов стала обязательной. В ходе них американцы выбирают кандидатов от Республиканской и Демократической партий, которые впоследствии и поборются за президентское кресло. В отличие от большинства стран Европы, в Соединенных Штатах кандидатуры на пост президента выбираются самими избирателями, а не назначаются партийным руководством. То, что в США простые избиратели могут выбирать кандидата от партии, лично общаться с ним по волнующим вопросам, – это исключительно американский феномен.
После голосования избирателей кандидатов в президенты США официально утверждает руководство партий на национальных съездах демократов и республиканцев, после чего определяются кандидаты на пост главы государства.
На третьем этапе граждане США фактически голосуют за представителей своего штата (выборщиков), которые обязуются проголосовать впоследствии за кандидата от соответствующей партии.
На четвертом этапе голосует коллегия выборщиков. У каждого из 50 штатов есть определенное количество голосов выборщиков, пропорциональное количеству избирателей. Самые густонаселенные штаты имеют большее количество электоральных голосов – у Калифорнии, к примеру, их 55. Всего голосов по стране насчитывается 538, и для победы на выборах кандидату достаточно набрать 270. Важно также отметить принцип «победитель получает всё», согласно которому кандидат, получивший большинство голосов определённого штата, автоматически получает все голоса этого штата. Такая особенность провоцирует ставшее уже традиционным разделение штатов на «республиканские» и «демократические» – раз за разом условный Техас оказывает настолько более активную поддержку республиканцам, что Демократическая партия почти не тратит время и средства на предвыборную агитацию в этом штате.
Подобная система, как было указано выше, имеет историческое основание, но сегодня встречает шквальную критику в свой адрес, и критика эта зачастую обоснована. В то же время следует акцентировать внимание на важнейшем принципе американской государственности – федерализме. В угоду этому принципу американцы готовы на многое – в том числе, на не самую точную и оперативную избирательную систему.
Литература и источники:
- The New York Times (информационный портал) https://www.nytimes.com/ interactive/2018/11/06/us/elections/results-house-elections.html.
- РБК (информационный портал) https://www.rbc.ru/politics/09/09/2018/ 5b93d2cf9a79478bc622dc00
- Usa.gov (информационный портал) https://www.usa.gov/election.
- Ремарчук В.Н. Социальные технологии как инструмент разрушения субъектности государства //Гуманитарный вестник. 2016. № 12 (50).
Куприй А.А., студент группы ИУ7‐43, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана
Научный руководитель: Ламинина О. Г., канд. философ. наук, доцент кафедры «Информационная аналитика и политические технологии»