Ключевые слова: аналитика, конгитология, когнитивная аналитика, производство и распространение знаний, образование.
Keywords: analytics, congitology, cognitive analytics, knowledge production and dissemination, education.
В современном информационно-цифровом контексте аналитическая деятельность предполагает генерирование новых знаний, пригодных для комплексного применения в управлении3, производстве, а также в последующих исследованиях и научных разработках. Особую значимость аналитика приобретает в образовательном пространстве на всех этапах подготовки и переподготовки кадров, поскольку поступательный рост цифровизации и технологизации социума знаменует скорейший переход к качественно новой формации общества знаний с инновационными механизмами формирования и постоянного совершенствования человеческого капитала. Сегодня главные цели аналитики – структурирование и оптимизация мыслительного (гносеологического) процесса, формирование системного мышления всех субъектов образовательного процесса, в том числе аналитика как «специалиста по производству знаний»4.
Важность аналитики на всех уровнях обучения объясняется прежде всего тем, что она представляет собой инновационный способ производства знаний, который является закономерным результатом эволюции научного знания «в направлении модификации человеческого сознания, точнее в эволюции мышления: от допонятийно-мифологического к мышлению понятийному, от мифологии, религии, искусства, философии к науке, от сенсосферы (сферы чувств) к ноосфере (сфере разума)»5 В общем виде аналитика как способ, средство и метод производства новейших знаний, а также модернизации научных достижений прошлого предусматривает:
– изучение и овладение когнитивными технологиями, современными моделями когнитивного анализа6;
– практическое применения когнитивных инструментов;
– принятие решений в условиях неопределенности, «нечеткой логики и приближенных рассуждений»;
– моделирование, прогнозирование и анализ с использованием искусственных нейронных сетей;
– применение гибридных моделей, мягких вычислений и т.п.7
В современном образовательном дискурсе аналитика представляет собой комплексную дисциплину, аккумулирующую методологические подходы различных научных направлений, нацеленных на выявление, корректное представление (выражение) и управление знаниями8, всесторонне опосредующую мыслительно-познавательный процесс субъектов образования, поэтому непосредственно связанную с развитием такого научно-практического направления как когни-тология9, которое также предполагает «инженерию знаний». Другими словами, когнитивная аналитика может рассмат-
1 Коровникова Наталья Александровна – к.полит.н., с.н.с. ИНИОН РАН, доцент МИЭПП. Сфера научных интересов: эконо-мическая история, история экономической мысли, экономика культуры; идеологии в современной политике; роль «идеальных» факторов в социально-экономических процессах; идентичность; социальная психология; патриотизм: патриотическое воспитание как основа ментальной безопасности; лидерство: современные инструменты диагностики, развития и коррекции лидерских качеств, моделей и стилей; информационное обеспечение управленческой деятельности. E-mail: natalia.kor@list.ru.
2 Доклад на круглом столе «Состояние и перспективы развития аналитической подготовки в российской системе образования».
3 Курносов Ю.В., Конотопов П.Ю. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической ра-боты / Аналитика как средство добывания знаний. – М.: Русаки, 2004. – https://studfile.net/preview/5411061/page:6/
4 Там же.
5 Цит. В.И. Вернадского по Курносов Ю.В., Конотопов П.Ю. Аналитика: методология, технология и организация информа-ционно-аналитической работы / Аналитика как средство добывания знаний. – М.: Русаки, 2004. – https://studfile.net/preview/ 5411061/page:6/
6 Когнитивная наука изучает основы когнитивного анализа и когнитивные инструменты (технологии), а также охватывает область междисциплинарных исследований, изучающих «познание и высшие когнитивные функции с помощью моделей перера-ботки когнитивной информации»; аккумулирует такие дисциплины, как эпистемология, когнитивная психология, исследования искусственного интеллекта, психолингвистика, нейропсихология, нейрокибернетика и нейробиология. См. Старостин А.М. Когнитология и когнитивная аналитика в социально-гуманитарных исследованиях: состояние и перспективы развития // Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС. 2014. – № 2. – С. 9. – https://cyberleninka.ru/article/n/kognitologiya-i-kognitiv naya-analitika-v-sotsialno-gumanitarnyh-issledovaniyah-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya
7 Более подробно см. Сысоева Е.А. Аннотация рабочей программы дисциплины «Когнитивная бизнес-аналитика». – https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=2ahUKEwjMlMu_7MvnAhX1wsQBHR8lBtMQFjAAegQIBBAB&url=https%3A%2F%2Fwww.mrsu.ru%2Fru%2Fgetfile.php%3FID%3D91891&usg=AOvVaw1hII24QX93p3MPJVXAQMzy
8 Там же.
9 Когнитология охватывает три раздела: 1) классиологию, изучающую законы классификации объектов мысли; 2) номинологию, выявляющую объективные законы номинации (обозначения объектов); 3) оператологию, определяющую правила оперирования объектами познавательного процесса. Более подробно см. Курносов Ю.В., Конотопов П.Ю. Аналитика: методология, техно-логия и организация информационно-аналитической работы / Аналитика как средство добывания знаний. – М.: Русаки, 2004. – https://studfile.net/preview/5411061/page:6
риваться в качестве прикладной части общей когнитологии, ориентированной на различные предметно-дисциплинарные сферы1 образовательного пространства (экономика, политические науки, культурология, социология и др.).
Применение инструментов когнитологии позволяет аналитикам получать результаты (знания), отвечающие следующим характеристикам: транспарентность, подконтрольность и управляемость познавательных (когнитивных) процессов, а также осваивать четыре уровня знаний («когниций»), а именно: непосредственно знания, обобщенные образы (прототипы), сценарии (прогнозы) и, наконец, концепты2. При том, что в рамках когнитологии аналитический познавательный процесс воспринимается по аналогии с цифровыми системами и функционированием схем искусст-венного интеллекта3.
Аналитика в современной образовательной сфере относится к инновационному типу производства знаний4, ко-торый характеризуется тем, что:
а) государство является координатором взаимодействия ключевых субъектов образования, а также производст-ва, распространения и модификации знаний;
б) инженерия знаний охватывает практически все образовательное пространство;
в) диффузия знаний реализуется посредством широкого спектра способов их распространения от специализи-рованных (учебно-педагогический процесс) до общедоступных каналов (СМИ и МК);
г) система производства знаний имеет горизонтальный, гибкий, трансдисциплинарный характер;
д) практическое использование полученных знаний является непосредственной частью процессов их генерации и модификации5.
В современном образовательном контексте аналитическое генерирование новейших знаний с использованием когнитивных технологий должно отвечать следующим условиям: 1) знание циркулирует в многоуровневой системе, которую формируют как микро (эксперты, педагогический корпус, научные лаборатории), так и макросубъекты (ис-следовательские и образовательные центры и т.п.); 2) распространение знаний реализуется посредством коммуника-ций производителей (аналитиков) и субъектов образования (источников познавательной деятельности) в ходе образо-вательного и научно-исследовательского процессов; 3) интенсификация мобильности аналитиков как основных субъ-ектов знаний не только внутри определенной организационной структуры, но и в макромеждународном масштабе6; 4) повсеместное внедрение научно-исследовательских аналитических сетей, генерирующих синергетический эффект различных потоков знаний7; 5) обеспечение открытого, в том числе дистанционного доступа к знаниям для значитель-ной части субъектов образования; 6) способность когнитивных аналитиков не только к теоретико-методологической, научно-исследовательской работе, но и к практическому применению производимых знаний, которые генерируют интеллектуальную собственность и конкурентные преимущества субъектов образования; 7) наконец, производство новых знаний в условиях ресурсных и «репутационных» (принцип ответственности) ограничений аналитической дея-тельности в образовательном процессе.
Основные продукты современной аналитики можно классифицировать следующим образом: практические на-выки (профессиональные компетенции); интеллектуальный опыт (результат образовательного, научно-исследова-тельского, экспертно-профессионального процессов); духовно-нравственные качества (представления о высших фе-номенах и явлениях); случайные знания (сопутствующий продукт когнитивного аналитического процесса)8.
Другими словами, аналитика в современном образовании:
– предполагает синтез новейших методов и направлений производства знаний, что позволяет выработать тео-ретико-концептуальный каркас современной науки; эффективную модернизированную систему подготовки и пере-подготовки кадрового потенциала (в том числе в области аналитики); гармонизировать новейшие достижения анали-тической деятельности с конкретными мерами образовательной политики; обеспечить оптимальную организацию процессов производства знаний и выявления их отличительных особенностей с целью эффективного применения в конкретных условиях образовательного пространства;
– базируется на генерализированных концептуальных подходах к производству знаний, а именно: знания как основной фактор экономического роста (концепция знаний как ресурса); производство знаний как наиболее важный стратегический аспект развития (концепция знаний как продукта); кодифицированные знания как неотъемлемый ком-
1 Старостин А.М. Когнитология и когнитивная аналитика в социально-гуманитарных исследованиях: состояние и перспек-тивы развития // Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС. 2014. – № 2. – С. 11. – https://cyberleninka. ru/article/n/kognitologiya-i-kognitivnaya-analitika-v-sotsialno-gumanitarnyh-issledovaniyah-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya
2 Там же, с. 10–11.
3 Там же, с. 10.
4 Производство инновационных знаний качественно преобразует соотношение «наука – технологии – практика» при усло-вии их непрерывной взаимосвязи с целью контекстного применения научных результатов (технологий) в практической плоскости. Чупин Р.А. Классификация, распространение и производство знаний в мировой экономике: теоретическое обобщение. // Образова-ние и наука. 2013. – № 6(105). – С. 25.
5 См. Чупин Р.А. Классификация, распространение и производство знаний в мировой экономике: теоретическое обобщение. // Образование и наука. 2013. – № 6(105). – С. 25.
6 В данном случае речь идет о «круговороте мозгов», который охватил практически все области мирового образовательного пространства.
7 Для описания данного процесса в англоязычной литературе часто применяется понятие «knowledge flows».
8 Представленные разновидности новых знаний выявлены на основе классификации, предложенной Ф. Махлупом. См. Чу-пин Р.А. Классификация, распространение и производство знаний в мировой экономике: теоретическое обобщение. // Образование и наука. 2013. – № 6(105). – С. 20.
Компонент инновационных процессов (концепция кодифицированного знания); знания как условие своевременного раз-вития ИКТ (концепция знания как важнейшего условия становления информационного общества и цифровой экономики); выработка знаний по схеме «наука-образование-бизнес-власть-институты гражданского общества», главной особенностью которой является комплексное управление инновационной деятельностью во всех сферах аналитического производства, совершенствования, распространения, знаний, а также разработка на их основе новейших когни-тивных технологий, отвечающих требованиям современного мирового контекста (концепция «Пентаспирали»1).
Резюмируя вышеизложенное, можно зафиксировать некоторые особенности и тенденции аналитической дея-тельности в качестве новейшего способа производства и распространения знаний в образовательной сфере, а именно: модифицируются традиционные методы и механизмы инженерии знаний на основе когнитивных технологий, которые позволяют обеспечить их мультидисциплинарность, прозрачность, гибкость, стратегическую и практическую направ-ленность; под влиянием новейших форм аналитической деятельности трансформируются каналы передачи и потреб-ления знаний в практической плоскости всеми субъектами образования; и, наконец, современная аналитика в образо-вании базируется на последних достижениях отечественной и зарубежной когнитологии, синтезирует инновационные методы, направления и концептуальные подходы к производству, диффузии и операционализации знаний.
1 На сегодняшний день данная концепция, предложенная отечественными специалистами из Уральского государственного экономического университета (Ур ГЭУ) в 2011 году, представляется одной из наиболее целостных и комплексных программ про-изводства и применения новых знаний. Более подробно см. Федоров В.М., Пешина Э.В. Современные концепции производства знаний // Университетское управление: практика и анализ. 2012. – № 3. – https://www.umj.ru/jour/article/view/528/529
Коровникова Н.А.