Содержание

Раздел I. Обобщенные алгоритмы анализа социальных объектов

§ 1. Аналитическое обеспечение управления развивающимся объектом  

§ 2. Аналитическое обеспечение современных реформ государственного и муниципального управления 

§ 3. Методические рекомендации по системному анализу проблемных ситуаций 

РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ   

§ 1. Организация информационно-аналитической работы в иерархических структурах 

§ 2. Организация информационно-аналитического обеспечения политики безопасности и обороны ФРГ  

§ 3. Об опыте организации экспертно-аналитической деятельности в США  

РАЗДЕЛ III. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ АНАЛИЗА ОБЪЕКТОВ..

§ 1. Методика выявления неформальных управляющих структур (центров сил)

§ 2. Расчетно-платежная информация как инструмент анализа для кредитных организаций 

Методические рекомендации

Введение

Проблемы организации и методов информационно-аналитической работы сегодня в нашей стране приобретают особую остроту. Ситуация в мире быстро обостряется в связи с истощением природных ресурсов с одновременным ростом населения планеты, растет международная конкуренция, возникают все новые виды угроз национальной безопасности. Наметившаяся стабилизация ситуации в стране пока неустойчива и очень многое зависит от эффективного использования интеллектуальных ресурсов, в первую очередь аналитических работников органов государственной власти и управления.

В системе планового хозяйства информационное обеспечение управления строилось по иерархическому принципу — информация спускалась сверху в виде директив, определяющих ассортимент и количество выпускаемой продукции, развитие производственных мощностей, поставщиков комплектующих, направление сбыта продукции, определяла все направления внутренней и внешней политики. Эта информация готовилась в аппарате ЦК КПСС, системе Госплана, общегосударственных и отраслевых НИИ. Одним из основных результатов разрушения плановой системы хозяйства стало разрушение системы информационного обеспечения управления, коммуникации и координации между различными уровнями управления — на смену централизованному информационно-аналитическому обеспечению не пришел никой другой в масштабах государства. То есть, в условиях перехода человечества к информационному обществу в стране под прикрытием идеологических мотивов была разрушена прежняя государственная (централизованная) информационная система и не создано новой информационной системы по обеспечению управления. Лишь в крупных корпорациях были собраны аналитические кадры из систем Госплана и спецслужб (корпоративные аналитические структуры).

Однако было бы ошибкой считать, что в новых условиях «рыночной экономики» (как, впрочем, в любой другой) государственное управление и его информационное обеспечение не нужно. И сегодня процесс возрождения планирования начинается, хотя осуществляется в финансово однобоком виде бюджетного планирования, превратив все центральные ведомства в машины по распределению государственных финансовых средств. Однако это лишь первый шаг, за которым должно начаться осмысление содержания перспектив развития конкретных объектов управления (предприятий, отраслей, регионов, учреждений и т.д.), что предполагает выработку и формулировку целей, формирование основных направлений политики и целевых программ, их осуществление и контроль исполнения. Поэтому ситуация постепенно перейдет к комплексному планирования (как объективной потребности, требуемой жизнью общества и государства). Однако новый общий принцип государственного управления уже понятен: каждое государственное ведомство и учреждение несет самостоятельную ответственность за выработку и принятие как стратегических, так и тактических управленческих решений в рамках выделенных функций и полномочий. Поэтому нужно вести речь о необходимости создания, пусть на новых организационных основаниях, системы экспертного и информационно-аналитического обеспечения государственного управления взамен принятия управленческих решений «по наитию» (за которым часто стоит «копирование иного», корыстные интересы конкретных чиновников, «советы постороннего», реагирование на ситуацию по принципу «авось само рассосется» и т.д.). Поскольку понятно, что сегодня государственные управленческие решения принимаются в условиях жесткой конкуренции и военно-политического давления, тем самым, требуют очень серьезного и постоянного актуально-информационного и прогностически-информационного обеспечения.

Прежде всего, нужно определить организацию экспертной и информационно-аналитической работы как важнейшего компонента управления. Министерство, агентство, федеральные и региональные органы управления должны взять на себя функции научно-методического обеспечения использования информации в управлении подведомственными учреждениями. Поэтому аналитикам и экспертам всех ветвей и уровней государственной власти необходимо в кратчайшие сроки овладеть методами и приемами аналитической работы, ее организации и ведения. Кроме общетеоретических знаний им необходимо множество научно-практических работок и методик, которые они могли бы использовать в своей повседневной работе. Изменение спектра задач и функций учреждений и ведомств в условиях изменяющегося российского общества и реформы государственной власти требует научно-обоснованной трансформации системы выработки управленческих решений, подготовки информационно-аналитических работников новой генерации, создания современной научной, экспертной и информационно-аналитической инфраструктуры как внутри учреждений и ведомств, так и в координации между собой, российским и зарубежным профессиональным научным и экспертным сообществом.

Другая большая проблема — трансформация принципов экспертного и аналитического обеспечения стратегического управления в условиях информационного общества («общества знания»), к которому у нас лишь начинают подходить, пока еще часто используя давно устаревшие схемы. Практика показывает, что для сопровождения управленческих решений в условиях информационного общества необходим специальный набор средств и методов информационно-аналитиче-ского обеспечения.

В книге выделено три смысловых блока, соответствующие трем разделам. Однако хотя каждый раздел объединен общей проблемой, его нужно рассматривать не как монолитный, но как раскрывающийся в различных ракурсах, помогая тем самым более объемно увидеть те или иные стороны проблемы информационно-аналитического обеспечения государственного управления.

Авторы отдают себе отчет в том, что систематическое обобщение и развитие опыта информационно-аналитического обеспечения еще впереди, однако практика все более настойчиво требует предоставить ей хотя бы имеющиеся наработки. Поэтому в предлагаемом вниманию читателей издании обсуждаются преимущественно практические аспекты информационно-аналитической работы. Все авторы — практики, имеющие большой опыт аналитической работы в различных сферах государственного управления: безопасности, обороны, банковского дела, политической аналитике, регионального управления. Сочетание научности и практической направленности работы позволяет надеяться, что данная книга будет полезна аналитическим работникам системы государственного управления.

Коллектив авторов

Бабкин В.В. — зам. начальника Управления безопасности и защиты информации Московского главного территориального управления Банка России;

Белкин С.В. — канд. техн. наук, зам. начальника Управления координации перспективного развития Московской области Аппарата Правительства Московской области, государственный советник 1 класса Московской области;

Белозеров В.К. — канд. полит. наук, главный эксперт Экспертного центра Аппарата Министра обороны России;

Курносов Ю.В. — доктор филос. наук, профессор РАГС;

Петров В.К. — канд. филос. наук, ИПКгосслужбы;

Селиванов А.И. — доктор филос. наук, профессор ИПКгосслужбы, заместитель директора ФГУ «Фонд информации по водным ресурсам» МПР России.

Разделы книги разработаны:

д-р филос. наук, профессор А.И. Селиванов (Введение, § 1 разд. I),

канд. техн. наук С.В. Белкин (§ 2 разд. I),

д-р филос. наук, профессор Ю.В. Курносов (§ 3 разд. I, § 3 разд. II, § 1 разд. III),

канд. филос. наук В.К. Петров (§ 1 разд. II),

канд. полит. наук В.К. Белозеров (§ 2 разд. II),

В.В. Бабкин (§ 2 разд. III).

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля