
Аннотация: Одним из первоначальных драйверов развития и становления США стали идеологические концепты «американской мечты». Смысл и содержание этих идей изменялись с течением времени. Однако они по‐прежнему являются серьезным элементом политики США.
Ключевые слова: «американская мечта», национальная идея, американская идея, идеология, США.
Термин «американская мечта» впервые был введен Джеймсом Адамсам в историческом трактате «Эпос Америки» от 1931 года, чтобы ободрить людей в период депрессии, которая коснулась разных слоев населения. На страницах своей книги автор говорил, что «американская мечта» – это «мечта о земле, на которой жизнь должна быть лучше и богаче и полной для каждого, в соответствии со способностями и достижениям».
Эталон «страны свободы» основывается, также на принципах, изложенных в Декларации Независимости от 1776 года «Люди созданы равными и наделены их Творцом неотчуждаемыми правами, включающими право на жизнь, свободу и стремление к счастью, независимо от социального класса или обстоятельств рождения». [4]
В «Политическом словаре» Уильяма Сефайра журналиста и спичрайтера Р. Никсона «американская мечта» раскрывается как «идеал свободы и возможностей, которые мотивировали основателей Американской нации… Американская система считается скелетом, а «американская мечта» душой политически организованного американского народа и государства, а также всей национальной политической системы». Примечательно, что когда в 1999 году граждан США попросили объяснить причину успехов страны, они приписали достижения «американской системе». [7]
На начальных этапах США для европейцев казались удивительной страной, в которой господствует демократия, а не монархия, нет деления на сословия, а существует гражданское общество. США в XIX веке получили название – «страна свободы». Таким образом, с «американской мечтой» принято ассоциировать такие понятия, как свобода личности и предпринимательства, self-made person (в дословном переводе это обозначает человека, который саморазвивается, благодаря этому сам добивается успеха в жизни), репутация и процесс перехода из одного социального класса в другой более высокий класс.
В 1960 г. поэт Арчибальд Макли сказал: «Я знаю, есть те, кто ответит, что освобождение человечества, свобода человека и разума – есть не что иное, как мечта. Они правы. Это действительно американская мечта» [1]. Анализируя еще одну трактовку «американской идеи», необходимо обратить внимание на истоки ментальности американцев. «Select» является одной из основных идей, формирующих сознание жителей Америки.
Однако истоки «американской идеи» лежат в религии, так как Америка создавалась английскими переселенцами, подвергнутыми гонениям в Англии за стремление продолжить реформацию англиканства и без ограничений исповедовать протестантские течения. Притеснения сподвигли будущих американских протестантов освоить Новый Свет. А. де Токвиль назвал религию важнейшим политическим институтом США. [6]
Пуритане – представители течений, которые были уверены в своей «избранности», сформулировали концепцию особой «божественной» роли для общин поселенцев Северной Америке. Эта концепция стала матрицей будущей американской идеологии и культуры.
Рядовые американцы воздерживаются от использования понятий «национальная идея», «американская мечта», «американская идея». Утверждается, что в США в противовес тоталитарным странам нет государственной идеологии. Однако по свидетельству многих исследователей образа жизни американцев трудно отыскать более идеологизированное общество, чем то, которое сложилось в Соединенных Штатах Америки.
«Американская мечта» – стремление к счастью. На протяжении всей истории США определение счастья менялось. В 1920-х годах определение перешло от мечты основателей о возможностях к приобретению материальных вещей. Это лучше всего иллюстрирует роман «Великий Гэтсби». Его автор, Ф. Скотт Фицджеральд, определил устремления эпохи. В то же время он предупреждал, что погоня за счастьем, движимая жадностью, недостижима. Потому что у кого-то всегда было больше. Эта жадность привела к бурным двадцатым годам, которые закончились крахом фондового рынка в 1929 году и Великой депрессией.
После 1920-х годов многие президенты поддержали идею мечты как погони за материальными благами. Президент Рузвельт изложил «Economic Bill of Rights» в своем послании 1944 года «State of the Union». Он определил стремление к счастью как достойное жилье, хорошую работу, образование и здравоохранение. Рузвельт понял, что голодные, бездомные и больные люди с большей вероятностью поддадутся сильным социальным силам. Его беспокоило движение фашизма, коммунизма и социализма, охватившее в то время весь мир. «FDR’s Unfinished Second Bill of Rights» был составлен для решения вопросов внутренней безопасности после Второй мировой войны.
Некоторые люди думают, что Великая рецессия и растущее неравенство доходов положили конец «американской мечте» для многих. Но это только повредило материалистической «американской мечте», которая все равно не достижима.
Вместо этого многие обращаются к новому определению «американской мечты», которое лучше отражает ценности страны, в честь которой она была названа. Например, Центр новой американской мечты определяет: «… сосредоточьтесь на том, что действительно важно, на- пример, на создании осмысленной жизни, содействии обществу, оценке природы и проведении времени с семьей и друзьями».
Финансовый консультант Сьюз Орман охарактеризовала новую «американскую мечту» словами: «где вы на самом деле получаете больше удовольствия от экономии, чем от трат. Это мечта, где вы живете ниже своих средств, но в пределах своих потребностей. Вы не тратите каждый пенни, вы не производите впечатления на людей. Вы живете жизнью, где вы можете спокойно спать по ночам, и вы действительно счастливы». [9]
Оба этих новых видения отвергают «американскую мечту», основанную на материализме.
Трудно сказать точно, как сформировалась «американская мечта»: на основе стихийного развития американского общества или же она была целенаправленно сформулирована и привита ему. Свое предназначение она выполнила: укоренившись в умах людей, она двигала и двигает их к успеху. Успешность стала целью жизни. Все социальные слои стали включаться в гонку по достижению успеха. «Американская мечта» стала стандартом понимания счастья не только в американском, но и, пожалуй, во всем западном обществе. Также она стала основой целого ряда идей, которые и сегодня двигают вперед американское общество.
«Американская мечта – это термин, который часто используется, но и часто неправильно понимается. На самом деле речь идет не о том, как стать богатым или знаменитым. Речь идет о вещах гораздо более простых и более фундаментальных, чем это» (Марко Рубино).
Национальная мечта Соединенных Штатов Америки характеризуется достаточным уровнем пафоса для государства, декларирующего свое лидерство. Большинство заявлений «американской исключительности» предполагают, что ценности, политическая система и история США уникальны и достойны всеобщего восхищения. Они также подразумевают и то, что Америка играет однозначно позитивную роль на мировой арене.
Литература и источники:
- Американская идеология и претензии США на глобальное доминирование, URL: https://riss.ru/actions/29087.
- Бочарников И.В. Старый свет и современная Россия: эволюционная и институциональная специфика гражданского общества – XXI // Мировая экономика и международные отношения. 2019. Т. 63. № 1. С. 123–128.
- Бочарников И.В. Острые грани современной мировой политики //Вестник МГИМО Университета. 2018. № 3 (60). С. 198–209.
- Декларация Независимости США от 4 июля 1776 года http://www.hist.msu.ru/ ER/Etext/indpndnc.htm
- Идея национальная и общенациональная идея, http://nasha-druzhkovka.ru/ ideya-nacionalnaya-i-obshhenacionalnaya-ideya/
- Супоницкая И.М. Цивилизация США: контуры истории. М.: ЛЕНАНД, 2017. С 27
- The Problem of American Exceptionalism. 09/05/2006
- Special Message to the Congress: The President’s First Economic Report January 8, 1947. https://www.trumanlibrary.org/publicpapers/index.php?pid=2043 Kimberly Amadeo, What Is the American Dream Today, URL: https://www.thebalance.com/what-is-the-american-dream-today-3306027.
Охапкина В.А., студентка МТ9‐41 Московский государственный технический университет
Научный руководитель: Легчилин В.В., канд. философ. наук, доцент кафедры «Информационная аналитика и политические технологии»