Вступление в должность президента Путина отмечает собой новый этап истории России. Какие-то линии предшествующих периодов будут наверняка продолжены. Какие-то достигнут критического порога. Что-то будет свернуто. Но должно прийти и что-то новое.
Я бы хотел обратить внимание на идеологический аспект, который может стать принципиальным вектором дальнейшего развития России в международном контексте.
В нашем ожесточенном противостоянии с Западом, балансирующем на грани ядерного конфликта и третьей мировой войны, все более контрастно проявляется проблема ценностей. Война на Украине — это не просто конфликт государств с их вполне рациональными национальными интересами, а столкновение цивилизаций, ожесточенно отстаивающих свои ценностные системы.
Сегодня уже со всей определенностью можно сказать, что Россия окончательно сделала ставку на защиту традиционных ценностей и именно с ними связывает фундаментальные процессы укрепления собственной цивилизационной идентичности и геополитического суверенитета. Речь идет не просто о различных интересах отдельных субъектов внутри одной и той же — западной — цивилизации, как до последнего времени еще пусть с натяжкой, но можно было бы интерпретировать разгорающийся все больше и больше конфликт России с коллективным Западом. Теперь очевидно, что между собой столкнулись две ценностные системы.
Современный коллективный Запад горой стоит за:
- абсолютный индивидуализм;
- ЛГБТ* и гендерную политику;
- космополитизм;
- культуру отмены;
- постгуманизм;
- ничем не ограниченную миграцию;
- уничтожение всех форм идентичности;
- критическую расовую теорию (согласно которой угнетенные ранее народы имеют полное право в свою очередь угнетать своих бывших угнетателей);
- релятивистскую и нигилистическую философию постмодернизма.
Запад нещадно цензурирует собственную историю, запрещает книги и произведения искусств, а конгресс США готовится к тому, чтобы изъять из Священного Писания целые блоки, якобы оскорбляющие некоторые группы людей по этническому и религиозному основаниям. Более того, развитие цифровых технологий и нейросетей поставило на повестку дня передачу инициативы правления в мировом масштабе от человечества к искусственному интеллекту — и ряд западных авторов уже превозносит это как невероятный успех и давно ожидавшееся наступление момента сингулярности.
Вопреки всему этому, Россия Путина прямо противопоставляет совершенно иной набор ценностей, многие из которых законодательно закреплены в указе № 809 от 9 ноября 2022 года. Россия твердо отстаивает:
- коллективную идентичность против индивидуализма;
- патриотизм против космополитизма;
- здоровую семью против легализации извращений;
- религию против нигилизма, материализма и релятивизма;
- человека против постгуманистических экспериментов;
- органическую идентичность против ее размывания;
- историческую истину против культуры отмены.
Налицо две противоположные ориентации, более того — две антагонистические идеологии, мировоззренческие системы. Россия выбирает традицию — Запад, напротив, все нетрадиционное и даже антитрадиционное.
Это делает конфликт на Украине, где эти две цивилизации и столкнулись друг с другом в ожесточенной решительной битве, чем-то намного большим, нежели обычный конфликт интересов. Он, конечно, здесь есть, но не он главный. Главное, что в противостояние вступили две модели дальнейшего развития человечества — по либеральному, глобалистскому, антитрадиционному пути современного Запада или по альтернативному, многополярному, полицентричному пути с сохранением традиции и традиционных ценностей, за что сражается Россия.
И вот тут самое время заметить, что многополярный мир, верность которому провозгласила Россия на предыдущем этапе правления Путина, обретает смысл только в том случае, если мы признаем за каждым полюсом, за каждой цивилизацией (сегодня наглядно представленными в БРИКС) право на свою идентичность, свою традицию, свою систему ценностей. Многополярность становится осмысленной и обоснованной, если мы исходим из плюрализма существующих культур и признаем их право сохранять свою идентичность и развиваться с опорой на внутренние принципы. А это значит, что полюса многополярного мира, в отличие от глобалистской однополярной модели, где по умолчанию доминируют в качестве универсальных именно западные ценности, в той или иной степени следуют по пути России, но только беря на щит свои — всякий раз различные — традиционные ценности.
Это мы видим наглядно в современном Китае. Мало того что он отвергает глобализм, либерализм и мировой капитализм как догму, сохраняя многие черты социалистического уклада, он все больше и больше обращается к извечным ценностям китайской культуры, возрождая на новом витке политическую и социальную этику Конфуция, вдохновлявшую и упорядочивавшую общество в течение нескольких тысячелетий. Неслучайно одной из ведущих теорий международных отношений в современном Китае стала древнейшая идея Тянься, где Китай мыслится в центре мировой системы, а все остальные народы окружают Поднебесную по периферии. Китай сам себе абсолютный центр, открытый для мира, но строго стоящий на страже своей суверенности, уникальности и самобытности.
В том же направлении движется современная Индия (Бхарат), особенно под властью Нарендры Моди. И снова здесь доминирует глубинная идентичность, хиндутва, возрождающая основы древнейшей ведической культуры, религии, философии, социального уклада.
Исламский мир еще более категорично отвергает систему ценностей коллективного Запада, вообще никак не совместимую с исламскими законами, правилами и установками. И в этом случае акцент ставится на традиции.
В этом же направлении движутся народы Африки, заходящие на новый виток деколонизации — на сей раз сознания, культуры, образа мысли. Все больше африканских мыслителей, политиков и общественных деятелей обращаются к истокам своих автохтонных культур.
Латинская Америка тоже постепенно открывает для себя эти новые горизонты традиционализма, религии и культурных корней, входя во все более и более прямой конфликт с политикой США и коллективного Запада. Причем специфика Латинской Америки в том, что антиколониальная борьба долгое время проходила преимущественно под левыми лозунгами. Сейчас ситуация меняется: левые обнаруживают традиционные и консервативные истоки своей борьбы (например, в «теологии освобождения», где доминирует католический фактор) и все больше растет консервативный антиколониальный фронт (например, «теология народов»).
Но пока никто из цивилизаций, ориентирующихся на многополярность и предпочитающих традицию, не вступил с Западом в прямой вооруженный конфликт, кроме России. Многие колеблются, выжидая финала этого драматического противостояния. И хотя потенциально большинство человечества отвергает гегемонию Запада и его ценностных систем, в прямое столкновение с ним пока войти никто, помимо нас, не готов.
Это дает России уникальный шанс: встать во главе мирового консервативного поворота. Приходит момент прямо заявить, что Россия воюет с претензией западной цивилизации на универсальность ее ценностей и стоит целиком и полностью за традицию, причем как за собственную (русскую народную, православно-державную), так и за все остальные. Ведь и им также в случае триумфа глобализма и сохранения западной гегемонии грозит неминуемое уничтожение.
Все цивилизации мира консервативны, это и составляет их идентичность. И они все больше отдают себе в этом отчет. Лишь постмодернистский Запад решил радикально порвать со своими классическими христианскими корнями и принялся строить культуру вырождения, извращения, патологии и технического замещения людей постчеловеческими организмами (от ИИ до киборгов, химер и продуктов генной инженерии). Да и на самом Западе значительная часть общества отвергает этот путь и все яростнее выступает против курса правящих постмодернистских либеральных элит на финальное упразднение культурно-исторической идентичности самих западных обществ.
На новом президентском сроке Путину было бы вполне логично провозгласить защиту традиции — в России и во всем мире, включая сам Запад, — как свою главную идеологическую миссию. Владимир Путин и так в глазах всего человечества является величайшим лидером, играющим именно эту роль, героически сопротивляющимся западной гегемонии. Вот самое время и объявить о всемирной миссии России, состоящей в защите цивилизаций и их традиционных ценностей. Хватит подыгрывать Западу и использовать его стратегии, термины, протоколы и критерии. Цивилизационный суверенитет состоит в том, что каждый народ имеет полное право принимать и отвергать любые внешние установки, развиваться своим собственным, особым путем, невзирая на то, что кто-то извне может быть этим недоволен.
Так, недавно, 7 мая, британская газета Mirror объявила девять слов из инаугурационной речи президента Путина «страшной угрозой Западу». Этими словами были: «Россия сама и только сама будет определять свою судьбу!» То есть любой намек на суверенитет Запад воспринимает как объявление ему войны. Россия на это пошла и готова поддержать всех, кто так же решительно выступит за свой суверенитет, как и она сама.
Конечно, у каждой цивилизации свои традиционные ценности. Но сегодня все они под атакой одной агрессивной, нетерпимой, лживой и извращенной цивилизации, которая ведет с любой традицией — с традицией как таковой — беспощадную войну. Россия Путина в такой ситуации может открыто объявить себя носительницей обратной миссии — стать защитницей традиции и нормы, преемственности и идентичности.
Раньше, в ХХ веке, влияние России в мире опиралось преимущественно на левое движение. Но сегодня оно постепенно сошло на нет — либо было поглощено либерализмом, либо исчерпалось само по себе (за редким исключением, причем чаще всего вступив в альянс с антиколониальными консервативными тенденциями). Теперь стоит сделать ставку на консерваторов, сторонников цивилизационной идентичности. И так рождается новый лозунг: традиционалисты всех стран, объединяйтесь!
И мы не должны этого стесняться, стыдиться или скрывать это. Чем более уверенно мы встанем на этот путь, тем быстрее и надежнее будет расти наше влияние в мире. Раз мы выбрали ориентацию на многополярность, надо быть в этом последовательными.
Все и так считают Путина ключевой фигурой консервативного возрождения. Время провозгласить это открыто. Критики со стороны Запада в любом случае не избежать, но теперь в отношениях с ним решающие факторы вообще другие. А наши союзники — актуальные и потенциальные — возьмутся за поддержку России с новой силой. Ведь теперь им ясны будут наши далекоидущие цели и задачи. Они поверят нам и примутся уже безо всякого недоверия или колебания строить вместе с нами справедливый и сбалансированный мир в интересах большого человечества.
* Экстремистская организация, запрещенная в России.
Alexander Dugin: A conservative turn
Everyone already considers Putin a key figure in the conservative renaissance. It’s time to declare it openly. In any case, criticism from the West cannot be avoided, but now the decisive factors in relations with it are generally different. And our current and potential allies will take up Russia’s support with renewed vigor. After all, now our far-reaching goals and objectives will be clear to them. They will believe us and will begin, without any distrust or hesitation, to build together with us a just and balanced world in the interests of greater humanity.
Источник: https://izborsk-club.ru/25718