В Госдуме планируют рассмотреть поправки в закон «Об образовании», уточняющие понятие трудового воспитания в школе. Как пояснила глава Комитета по просвещению Ольга Казакова, сейчас закон вводит запрет на привлечение школьников к труду без согласия родителей. Это прописано в пункте 4 статьи 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования»: «…Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается». Предлагается сменить фокус – поменять в законе запрет на разрешение. «Так и прописать в законе: привлекать к труду РАЗРЕШАЕТСЯ с согласия совершеннолетних обучающихся или согласия родителей”», – уточняет Казакова.

Таким образом, к ученикам вернутся школьные дежурства, дежурства по классу и участие в субботниках и уборке школьной территории. Однако это не возврат в советское прошлое, в котором общественно-полезный труд был обязателен, а лишь разрешение учителям привлекать ребят к такого рода деятельности с согласия ученика (если он уже совершеннолетний) или родителей с учетом возраста и состояния здоровья.

Среди сторонников изменений в школе — спикер Госдумы Вячеслав Володин, который убежден в том, что если у учащегося будет серьезное отношение к труду, то у него появится другое отношение «к физике, и математике, и другим предметам». «Ребенок будет и расти другим. Гармония придет», – заявил председатель Госдумы на недавнем парламентском часе с Минпросвещения и предложил министру просвещения Сергею Кравцову рассмотреть возможность введения в школах трудового воспитания. Последний назвал эту инициативу «абсолютно правильной».

Однако в Минпросвещения пока реагируют уклончиво, так как понимают, что такое изменение повлечет за собой пересмотр школьной программы и введение еще одной программы, что-то типа «общественно-полезного труда» времен СССР. А это означает еще одну бюрократическую нагрузку на школы.

А как к предлагаемым нововведениям относятся участники образовательного процесса: учителя, ученики и их родители.

Первый зампред профильного комитета Яна Лантратова сообщила, что «учителя в школах такому предложению аплодировали стоя». Однако учительские форумы свидетельствуют об обратном. Многие там пишут, что знают заранее – все ляжет на плечи учителей: и писанина (о чем говорят в Минпросвещения), и ответственность. И их можно понять!

Что касается учеников, то их отношение к труду в школе можно обобщить словами одной старшеклассницы: «…мыть полы в классе я бы, честно говоря, не хотела. Да и некогда мне оставаться после уроков – сейчас так много задают! Нужно к экзаменам готовиться, заниматься дополнительно».

А что же родители? Ольга Казакова уверена, что «подавляющее большинство родителей только за то, чтобы у ребенка развивались трудовые навыки, формировалось правильное отношение к труду». Однако в действительности настроение у родителей в лучшем случае настороженное, если не сказать большего. Почитайте сами комментарии родителей сегодняшних школьников на https://74.ru/text/education/2023/01/20/71988470/comments/ и сами убедитесь в том, 90% из них отрицательные.

Поэтому с трудом верится результатам опроса об отношении к трудовому воспитанию в школе, проведенного на сайте «Российской газеты». «Абсолютное большинство ответов – 82,6 процента – “за”», – утверждают авторы, хотя и осторожничают – «Но развернутые ответы на вопрос “Нужно ли в школе трудовое воспитание и каким оно может быть?” – разные». Приведем некоторые из них:

Элементарные навыки труда нужны: для девочек – бытовые, включая варку компота и шитье, для мальчиков – ремонт мелкий, умение обращаться с инструментами.

Школьников обоих полов можно было бы научить, как решать простые бытовые вопросы. Например, как безопасно вкрутить лампочку, устранить засор и т.п.

Обязательное дежурство и ежедневная уборка в классе. То, что сделано собственными руками, ценится гораздо больше, и отношение к собственному труду абсолютно другое: «Я не буду мусорить, потому что это мне убирать». А в случае с уборщицей – все наоборот: «Я буду мусорить – ей за это деньги платят!»

Не нужно. Каждый должен заниматься своим делом: уборщицы – мыть полы, дворники – убирать территорию школы, учителя – учить, школьники – учиться.

Вернуть уроки труда для мальчиков и девочек: сейчас вместо них – компьютерные уроки технологии. Нужно и то и то. А не подмена одного другим. Дети разучились шить, зашивать, готовить, мастерить руками.

Нужно, но в меру, так как есть дети, которые заняты в музыкальных и спортивных школах почти до вечера. Не плохо было бы вернуть школьный живой уголок и школьный огород.

Опрос об отношении к трудовому воспитанию в школе можно пройти на сайте «РГ» (https://rg.ru/2023/01/12/uchene-i-trud-v-zakone-ob-obrazovanii-po-novomu-rasskazhut-o-trudovom-vospitanii.html).

Тем временем Ольга Казакова сообщила, что поправки в закон планируется внести на рассмотрение Госдумы в течение весенней сессии, что позволит принять их до начала нового учебного года.

Марина Петрова

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля