События вокруг изменений школьной программы по литературе развивались стремительно и неожиданно.

В ходе встречи 18 января с ветеранами и жителями блокадного Ленинграда Президент России Владимир Путин поддержал идею одного из участников беседы, создателя передвижного музея «Вещи блокадного Ленинграда» Валерия Исакова, который заявил, что в обязательную школьную программу должны быть включены произведения советских писателей, включая Александра Фадеева, Константина Симонова и других. «Безусловно, переговорю и с министром просвещения по поводу необходимости вернуть в школьную программу произведения наших, можно сказать, уже советских классиков, которые формируют общественное, историческое сознание целых поколений. Безусловно, над этим нужно подумать», – ответил президент.

Уже 22 января первый заместитель главы фракции «Единая Россия» в Госдуме Дмитрий Вяткин заявил, что в школьную программу по литературе в этом году планируется вернуть целый ряд произведений советских авторов, в частности, «Молодую гвардию» Александра Фадеева, «Горячий снег» Юрия Бондарева и другие.

Пока ничего не предвещало проблем: президент сказал: «Надо», партия ответила: «Есть!». Но дальше депутат взял инициативу в свои руки, заявив, что те произведения, которые «не выдержали испытание временем», будут из школьной программы исключены. При этом добавил, что рубить с плеча никто не собирается, будет учитываться мнение специалистов в области педагогики и культуры, а также родителей.

Это был ответ на вопрос, который задал во время встречи в ЮФУ один из студентов о наличии в школьной программе произведений Александра Солженицына, «который в своих произведениях занимается подменой фактов и оправданием бандеровцев».

С этим утверждением и согласился Вяткин, заявив, что анализ «Архипелага ГУЛАГ» показал, что многие факты были придуманы. «Как показал исторический анализ “Архипелага ГУЛАГа”, который пока еще не убрали, а я думаю, недолго осталось ему находиться в школьных программах, многие факты Александром Исаевичем были “высосаны из пальца”, придуманы. Историки проверяли все факты. Была попытка получить за это премию — за то, что он вымарал в грязи свою собственную Родину», – отметил Вяткин и уточнил, что в комитете Госдумы по культуре планируется собрать все предложения, которые поступают от общественного контроля по произведениям, получающим бюджетное финансирование, в том числе — кинофильмам. Речь идет о работах, в которых авторы «унижают Россию и поливают ее грязью».

Открытый таким образом ящик Пандоры должен был быть закрыт. 22 же января глава комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова заявила, что вопрос об исключении произведения Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» или любого другого произведения из школьной программы не стоит. «Мы приняли закон, который как раз это регулирует. В нем такие предметы, как история, литература, получили особую степень защищенности. В соответствии с ним федеральная программа по литературе утверждена для всех школ страны. И вопрос об исключении произведения Александра Солженицына “Архипелаг ГУЛАГ” не стоял и не стоит», – приводит слова Ольги Казаковой пресс-служба «Единой России».

По ее словам, исключение из школьной программы каких-либо произведений или раздела — сложный вопрос. Казакова отметила, что такие решения не принимаются на основе частного мнения и добавила, что исключение «Архипелага ГУЛАГ» из школьной программы не выносилось на площадку «Единой России» и в профильном комитете Госдумы.

22 же января член комитета Госдумы по просвещению Анатолий Вассерман заявил, что книга не соответствует действительности, поскольку многие факты в ней являются лишь «зековскими байками», а сам труд очень эффективен «в части разрушения морального состояния» общества».

«Это произведение, несомненно, не соответствует действительности. В частности, общее число лиц, подвергнутых каким бы то ни было формам репрессий в этом произведении завышено по меньшей мере вдесятеро. Очень многие конкретные утверждения в «Архипелаге» представляют собой так называемые зековские байки, то есть фантазии, никак не связанные с действительностью. В то же время я не могу сказать, что «Архипелаг ГУЛАГ» не выдержал испытания временем. Он вполне выдержал испытание, доказав, что эта книга оказалась очень эффективна в части разрушения морального состояния нашего общества», – сказал он.

Вассерман уточнил, что Солженицын даже после публикации достоверных архивных данных о числе репрессированных «продолжал вести себя так, как если бы приведенные им данные были вполне достоверны». Депутат также отметил, что президент России Владимир Путин, поручивший внести «Архипелаг ГУЛАГ» в школьную программу в 2009 году, будучи премьером, «ошибся».

В связи со случившимся возникают обоснованные сомнения в том, насколько эффективно партия власти может заниматься государственным строительством, если ее далеко не рядовые члены высказывают диаметрально противоположенные мнения по такому принципиально важному для любого государства вопросу, как содержание воспитания подрастающего поколения.

Завершим материал комментом на заявление Ольги Казаковой из ТГ «Россия не Европа», с которым трудно не согласиться: «Жаль. Потому что давно пора ведь убрать этот сборник исторических фейков и антироссийских мифов от детей подальше. Это «опровержение» не красит ни «Единую Россию», ни ее фракцию в Госдуме, ни профильный комитет. Лучше бы молчали».

 Марина Петрова

PS В рубрике «Политика-ТВ» можно посмотреть фильм об Александре Солженицыне, который может помочь читателю составить собственное мнение об обсуждаемом вопросе.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля