§105. Великие смыслы и цели, организующие жизнь человека на планете, формировались и будут формироваться вновь и вновь, разными культурами и цивилизациями, разными метафизиками и философскими системами в разные исторические эпохи. Такие смыслы и цели для современности могут быть сформулированы на основе антропологического материализма следующим образом. Высший смысл бытия человека — оптимизация социально-культурных, планетарных и космических процессов на основе разума. Высшая цель бытия человека — обретение на основе жизни и разума такого могущества, которое позволяло бы ему воздействовать на планетарные и космические процессы все большего масштаба, участвовать в планетарных и космических процессах, управлять ими (регулировать их), в том числе воздействовать на внутригалактические и межгалактические процессы с целью создать прецедент управления вечностью и сохранения в вечности Метагалактики, не дать ей саморазрушиться или коллапсировать обратно в точку, осуществлять познание глобальных объектов (Метагалактика, Галактика, Мировой океан, параллельные миры, «темная материя»…), конструирование (создание новых типов социальных, природных и технических систем, элементов и взаимодействий), созидание человека будущего (духовного, интеллектуально-идеального, биофизиологического). Самые высокие цели должны быть надчеловеческими.

Цели второго уровня (примерный план) — а) сохранение и развитие жизни и разума на планете Земля; б) развитие потенциала индивидуального и коллективного разума; в) сочетание человеческого разума с искусственным интеллектом; г) выработка культуры времени, позволяющей эффективно продвигаться в будущее, управлять временем; д) выращивание совокупности социальных отношений, позволяющих оптимизировать движение в будущее (морали, права, экономики, политики, культуры в целом); е) выход на новый уровень управления информационной реальностью; ж) управление биологической реальностью, поиск механизмов продления жизни человека.

Материалистическая концепция исходит из гармонии ценности человека и жизни — и служения природе и разуму как ее производному. Разумная жизнь на планете Земля — величайший дар природы и величайшая ценность. Жизнь и разум имеют высший смысл, даже если они сами не вечны. Эта истина понята и осмыслена мыслителями-гуманистами современности — в особенности в плане человечности Ф.М. Достоевским, Л.Н. Толстым, М. Ганди, А. Швейцером и многими другими, в том числе такими неоднозначно воспринимаемыми, как Ф. Ницше.

Сохранение и развитие разумного человека и разума на планете (его комплексном виде см. §22 Примечание 3) — великая задача. Теперь уже сам человек, развиваясь и обретая планетарное могущество, становится, наряду с природными силами, равноответственным за сохранение и развитие жизни и разума на планете, за мир в целом, за его будущее, за соотношение временного и вечного в этом мире. Причем, человеку дано собственным разумом осмыслить и определить свое место в «природном строю», в мировом творчестве бытия и сознательно участвовать в природной деятельности, найти наиболее эффективные возможности использования себя в творчестве бытия.

Современный нам период в развитии Метагалактики — период «цветения бытия», полновесного раскрытия ее потенций. В настоящее время человечество полагает себя лишь столь малой частью этого бытия, что понятая эволюция Метагалактики и ее будущее предстают как неизбежность, повлиять на которую человек и иной гипотетический разум бессилен. Лишь в фантастических произведениях полет мысли позволяет разуму и человеку как его разновидности вклиниться в космогонические процессы (см. особенно: Снегов С. Люди как боги. Хрононавигаторы).

Однако наступит время и человечество как всевластный хозяин войдет в жизнь Солнечной системы, а затем и Метагалактики. Разум, человек (как его пока единственный известный нам вариант) явится силой, способной управлять этими процессами, влиять на судьбу Метагалактики. Для этого человеку нужно пройти путь самопознания в первую очередь до уровня этического и эстетического совершенства и органического единения человечества. Интеллектуальный потенциал человека, развиваемый его усилиями, в принципе достаточен в его потенциале развития. Нельзя ждать милостей от природы, взять их — вот наша задача, справедливо считал К. Маркс. Кто знает, быть может, человечество и разум во Вселенной и создаются для освоения времени, чтобы принять участие в его осуществлении, в преодолении не только собственной временности разума, но и временности бытия самой Вселенной или таких крупных ее образований, как наша Метагалактика.

Примечание 1. Освоенные человеческой мыслью на основе научного познания масштабы времени в миллионы и миллиарды лет трансформируют смыслы и цели человеческого бытия. Процесс такой трансформации смыслов и целей в массовом сознании лишь начинается, поскольку основное число фактов, раскрывающих указанные масштабы и характер устройства времени мироздания, получено наукой в конце ХХ — начале XXI века и лишь постепенно, благодаря системе образования и СМИ, становится достоянием широких масс. Еще раз: очень важен вклад в просвещение масс цикла телевизионных программ о Вселенной канала «Дискавери».

Такие масштабы времени, с которыми несоизмерима уже не только жизнь человеческого индивида, но даже историческая жизнь человечества и жизнь вообще, усиливают и радикализуют все три предельных смысла — субъективно-индивидуалистический, коллективистский и вселенский. Субъективно-идеалистических смыслов и целей, как и в предшествующей истории человека, было и будет множество.

Наиболее достойной представляется позиция «жить как должно», оставаться человеком традиции, гордо стоящим перед лицом бездны времени так же, как он стоял с восхищением под существенно менее известным ему звездным небом с моральным законом в себе (И. Кант). Жить и быть человеком, несмотря на ничто, несмотря на собственную временность в вечности. Из небытия прийти, чтоб встретившись на миг, расстаться навсегда…

Будут и другие версии этого типа смыслов и целей, идущие вслед а) за биологическим компонентом природы человека (максимизация удовольствий, получение эмоций, адреналина, «мышечной радости» (удачное поименование данного феномена академиком И.П. Павловым) от физических упражнений и труда и т.д.), б) за интеллектуальным и психологическим компонентом его природы (радость познания, эстетическое наслаждение, радость преодоления трудностей, радость победы (в том числе победы над собой) и т.д.), в) за социальным компонентом его природы (удовольствие от общения, освоение различных компонентов истории и культуры…). Все они могут носить как позитивный (созидательный), так и негативный (деструктивный) характер с неизбежной доминантой позитивного благодаря доброй природе человека.

Будут продолжены и являются важными субъективно-индивидуалистические экзистенциальные поиски, в том числе для обоснования и оправдания личного человеческого бытия. Однако в мире такого масштаба индивидуалистические ценности становятся менее весомыми основаниями для оправдания и наделения человека смыслами бытия, постановки великих целей, недостаточно эффективными для спасения человека-личности, человека-культуры, цивилизации, человечества, жизни на планете. Для доказательства этого можно сослаться, например, на сборник работ английского исследователя Дж. Грея, который на протяжении всей книги возражает распространенному тезису о том, что «…люди утратят свои традиционные привязанности и свою самобытность и «сольются» в единую цивилизацию, основанную на общечеловеческих ценностях и рациональной морали» на основе «бессодержательного кантианского либерализма», «абстрактной концепции человека, лишенного какой-либо культурной идентичности или наследия собственной истории», выведенной И. Кантом из природы индивида (см.: Грей Дж. Поминки по Просвещению: Политика и культура на закате современности. М., 2004

Все более важными становятся ценности коллективистские, ценности совместного действия, ценности человеческого рода. Только от коллективного действия исходит (рождается) надежда на спасение человека и человечества (в том числе спасения от временности бытия). Лишь коллективное бытие создает основание, возможность бытия в таких масштабах времени и потому основание для порождения смыслов и целей за пределами (случайно доставшейся) индивидуальной жизни. В этой связи ценности рода и ценности культурных традиций (в особенности органически включающих просвещенческие компоненты) выходят на ведущие позиции, в том числе в экзистенциальных поисках и смыслах.

Постепенно все большую и доминантную важность приобретает вселенский смысл. И просвещенный разум дает этому все большие основания. Важнейшим смыслом и целевой функцией становится формирование новой культуры времени, поиск выхода из тупика «конца времени», в том числе конца истории Метагалактики (как хаоса времени, квантования времени, распада времени…). Современные научные модели дают все больше оснований для осуществления поиска в этом направлении («пена» времени, туннели времени, эволюция характера времени вместе с эволюцией Метагалактики — лишь первые физические модели). Более того, возможности человека прирастают и миссия человека (разума) в том, чтобы искать и создавать механизмы продления времени бытия конкретных объектов, в том числе, быть может, космического масштаба, чтобы в конце концов научиться длить время бытия Метагалактики в ее организованной (а не сингулярно-хаотической) форме, чтобы длить «цветение бытия» (Плотин), длить гармонию «звездного мира» и красоту «звездного неба». Для этого нужно двигаться в будущее, осваивать деятельность в будущем, созидание в будущем и созидание будущего.

Примечание 2. Однако свет научного разума, столь яркой звездой озаривший человечество, периодически меркнет. Человечество порой вновь погружается во тьму невежества, отрицания познания, воспевания антипросвещения, как следствие, в бездну хаоса и непредсказуемости бытия. Начинают вновь завоевывать умы и души людей антиподы научной рациональности — мистика, мифология, религия, которые предлагают свои смыслы и цели.

Такие состояния и тренды имеют как объективные, так и субъективные основания. Объективные основания определяются сложностью проблем и временной неспособностью науки в тот или иной момент решить те или иные проблемы — это усиливает силу воздействия аргументов ее конкурентов-оппонентов. Субъективные основания диктуются социально-групповыми столкновениями интересов, целей, ценностей. Особенно опасны для человека и человечества смыслы и ценности, рождаемые феодальным и капиталистическим мирами, мира погони за властью и прибылью несмотря ни на что — предельная и вполне реальная «точка притяжения» человечества, идущего по пути капитализма, продемонстрирована в фильме «Вспомнить все», когда жизнь на планете противостоит интересам частной компании по производству систем жизнеобеспечения (воздух, системы подачи и т.п.), предназначенных для существования в невозможных для жизни условиях.

Противостоять ненаучным и социально-преступным смыслам и целям необходимо развитием науки и демократической открытостью. Наука постоянно доказывает, что ее потенциал постоянно прирастает и потому базирующаяся на научных знаниях материалистическая философия будет лишь увеличивать свой потенциал, формируя смыслы человеческого бытия, способные дать человеку оправдание и надежду, возможность формулировать великие цели и потому оставаться человеком моральным, человеком разумным, человеком эстетическим.

Примечание 3. Концентрация человеческих усилий вокруг формирования высших смыслов и целей, их уяснения, постановки и создания механизмов их достижения, адаптация под беспрерывно возникающие все новые проблемы без сомнения востребует интеграцию и синтез конструктивных потенциалов всех метафизик и методологий. Это отвергает попытки унификации культур, снижение уровня многообразия культур как важного адаптационного и инновационного ресурса человечества. Конечно, важно выработать механизм отбора вариантов из совокупности предлагаемых в отношении того или иного объекта в тот или иной момент времени. Ключевым критерием отбора смыслов и целей из перечня предлагаемых разными метафизиками и культурами является степень эффективности выработанного на их основе интеллектуального обеспечения воздействия на процессы функционирования и развития конкретного объекта (в том числе социального образования или личности), в первую очередь посредством использования в подсистеме управления. Естественно, что и использование этого критерия не избавляет от дискуссий. Например, «степень разумности» традиции африканского племени по критерию эффективности обеспече ния его жизни, функционирования и развития в его условияхможет быть выше, чем в предлагаемых ему «цивилизованными странами» вариантах, почти ведущих к гибели этого социальнокультурного объекта.

Важным моментом является технологизация традиции — знание и умение а) найти конкурентоспособные элементы в каждую эпоху в своей традиции, б) технологизировать их, довести до уровня формирования знаний и умений в этих сферах, знаний и умений организации и технологии управления в этих сферах, решениями и управленческими действиями, чтобы вывести их из духовно-поведенческой сферы (существующих в том числе на уровне привычности) в массовое тиражируемое действие, познанное и направляемое действие, в) выйти с конструктивными предложениями в мировое сообщество.

Принципиально важен и вопрос о том, как будет самоощущать себя человек разной культурной традиции в различных вариантах цивилизации будущего? Это — важнейший предмет философских размышлений и научных исследований. Для осмысления потенциала каждой культуры и ее метафизических оснований, экзистенциальных решений необходимы планетарные и национальные исследовательские центры, наличие скоординированных программ научных и философских исследований. И для России здесь не просто широкое поле деятельности, но и — реализация цивилизационного предназначения, и спасение ее высокой духовности и интеллекта через обретение новых великих смыслов молодыми поколениями. Основные принципы осуществления будущего человечества, как они видятся в современности — демократия, научность, максимально эффективное служение природе.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля