§103. «Экономика будущего» включает в себя а) совокупность современных (реальных, существующих в настоящем) экономических отношений, институтов и механизмов, нацеленных на строительство будущего и обеспечивающих его; б) экономические идеи, модели, образы, сценарии, проекты и расчеты строительства различных объектов и вариантов будущего (в том числе экономика проектов); в) собственно экономическую систему будущего, а также элементы и взаимодействия, образцы и модели экономических подсистем экономики будущего, существующие в настоящем. Экономике будущего требуется специальная система управления, которая может быть подсистемой существующих систем управления. Элементы экономики будущего в экономической системе настоящего, как правило, существуют задолго до их комплексной реализации в виде органической системы «экономика будущего». Так, для экономики будущего с точки зрения начала XXI века существует целый комплекс подсистем, которые отрабатывались и отрабатываются в различных экономических парадигмах (капиталистической (рыночной), директивно-плановой, смешанной) — специальные производственные мощности, технологические и технические инновации, новые материалы, новые объекты, природные ресурсы, кадровый потенциал, финансовые учреждения (плановые, инвестиционные, кредитные, пенсионные, страховые системы, банки развития, венчурные фонды, фонды развития), системы информационно-аналитического обеспечения (включая стратегическое управление и стратегический маркетинг) и т.д. Их предназначение в экономике будущего — производство и воспроизводство целесообразных для будущего компонентов прошлого и настоящего, аккумулирование ресурсов для строительства будущего, формирование и функционирование экономических инструментов и механизмов конструирования и строительства будущего, страхование рисков вложения в будущее и т.д. Существующая экономика (отношения, институты, идеи) и экономическая активность должны постоянно оцениваться с точки зрения экономики будущего, сочетания экономических интересов будущего и настоящего.
Примечание 1. Современная мировая экономика разрывается противоречиями — текущими противоречиями и противоречиями в отношении формирования будущего и экономики будущего. Результатом разрешения противоречий должен стать качественный скачок в новую экономику, в том числе в новую экономику будущего. С точки зрения концепции конкретных развивающихся объектов, для повышения эффективности конструирования экономики будущего и функционирования элементов экономики будущего в настоящем необходима ценностная, идейно-концептуальная и институциональная трансформация мировой экономики и национальных экономик, создание элементной базы и системы взаимодействий будущего конкретных объектов. В первую очередь необходима трансформация общепланетарного экономического контекста, организационных и управленческих ценностей экономики, формирование новых целей и горизонтов развития в спектре перспектив глобального социально-экономического развития. Аргументированный вектор реконструирования мировой экономики, отдельные компоненты и взаимодействия новой системы мирохозяйства, альтернативной существующей, предложены в концепции С.Ю. Глазьева (Глазьев С.Ю. Как не проиграть в войне //http://rusrand.ru/files/glazyev_doklad_23-07-2014.pdf).
Важнейшим целевым принципом формирования экономики будущего является принцип справедливости и гармонии. Справедливости как выравнивания уровня экономического развития всей планеты для реализации великих гуманистических идеалов — эта идеология противостоит идеологии роста неравенства, исповедуемой либерально-буржуазной цивилизацией, идеологии тупика и «пределов роста». Для получения системно-синергетического эффекта, увеличения эффективности и мощи человечества в деле строительства будущего необходимо искать приращения гармонии. Причем, гармонизация должна распространиться на а) развивающиеся объекты разной природы, в том числе различные социально-культурные объекты (цивилизации), б) субъекты экономики разной природы (ценностей, целей) и разных интересов в будущем, в) компоненты одних и тех же объектов и субъектов, относящиеся к разным историческим периодам (эпохам) их существования, но сосуществующие актуально и в будущем.
Важнейшим организационно-институциональным принципом является возвращение в экономику доминирования производительного труда над сферой финансов. Важнейшим инструментальным принципом является повышение научной «нагруженности» экономики — как в сфере производства, так и в сфере управления.
Конкретно для России сегодня необходима замена «стратегии догоняющего развития» на «стратегию опережающего развития» (Глазьев C. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. — М.: Экономика, 2010; Глазьев С.Ю. Доклад «О целях, проблемах и мерах государственной политики развития и интеграции». М., 29.01.2013; Глазьев С.Ю. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития. Доклад / С.Ю. Глазьев. М.: Институт экономических стратегий, Русский биографический институт, 2015. — 60 с. //http://www.glazev.ru/upload/iblock/797/79731df31 c8d8e5ca59f491ec43d5191.pdf).
Причем, именно сегодня возможности для этого уникальны, поскольку существует «окно возможностей» для перевода догоняющего развития — в опережающее на основе прорыва в новый технологический уклад (Перес К. Технологические революции и финансовый капитал. Динамика пузырей и периодов процветания. М.: Дело, 2011. С. 140 и др.). «Окно», которое может закрыться после вхождения лидеров в новый технологический уклад.
Примечание 2. История человечества в ее прошлом характеризуется недостаточностью в обеспечении различными благами жителей планеты и различных ее регионов. Это породило психологию, а затем и идеологию потребительства, которая в Новое время захлестнула сначала западный мир, затем начала входить в другие цивилизации. Причем, западный человек оказался наиболее подвержен потребительской идеологии, вирусу потребительства, чем люди других традиций. Никто не забудет вклада капитализма в развитие человечества — положительного и отрицательного, того строя, который через колено ломал людей и народы ради создания общества потребления и материального достатка, технологий материального обеспечения человека. Однако никто не забудет и проблем, которые возникли в условиях капитализма и которые невозможно решить в этой экономике — социального неравенства, искусственно организуемого наиболее развитыми странами и являющегося органическим феодально-буржуазным отношениям; хищнического отношения к природе и истощение ресурсов планеты гигантскими темпами; духовной деградации человечества и других. Несмотря на объективно пробивающуюся в становящемся новом мире политико-экономико-культурно-правовую полимодельность, в нем продолжают сохраняться и активно воспроизводиться цели и идеалы однополярного (индивидуалистического и буржуазного в своих основаниях) мира, предпринята попытка вернуть и закрепить ценности и достижения элит англо-американского мира (в которых переплетены эгоистические интересы буржуазных и феодальных элит), в результате чего происходит не только попытка реставрации некоторых социальных отношений (неоколониализм, завершение эпохи справедливости и вновь начавшееся после крушения СССР нарастание неравенства, наступление на права среднего класса в развитых странах (§87 Примечание 2), но также агрессивно культивируется допросвещенческая (антипросвещенческая) квазифеодальная ментальность, ориентированная на элитарность и все большую поляризацию бедных и богатых, а не на равенство, на клерикализм и мистику (в том числе масонство), а не на научное знание).
Закономерно рождение в высших эшелонах власти России установок на замену человека-творца «квалифицированным потребителем» (А.А. Фурсенко Всероссийский молодежный форум «Селигер-2007»), внекультурных и откровенно слабо-образованных антидемократических и антипросвещенческих рассуждений о необходимости образовательного и информационного ограничения людей для обеспечения управляемости обществом (Г.О. Греф 2 Санкт-Петербургский экономический форум. 26.06.2012).
Одна из важных причин — природа мировых политических и деловых элит. Кто такие нынешние представители «мировой элиты»? Потомки завоевателей, бандитов, грабителей, жуликов всех мастей, делавших себе статус и состояния на поте и крови миллионов. И продолжающие делать. В каком отношении они являются «лучшими», по каким качествам? По жестокости, человеконенавистничеству, властолюбию, презрению к иным людям, алчности, циничности — вот их конкурентные признаки. В этом слое чем сильнее порочность, тем выше конкурентоспособность. Но добродетель всегда побеждает пороки, добро — сильнее зла. Человечество существует и прошло столь длительную историю не для того, чтобы стать заложником низменных пороков, реализованных в отдельных людях, семейных родах, кланах, тех мизантропических и деструктивных систем мировозрения, которые они (или для них) воспроизводят, разрабатывают и внедряют. И потому закономерно, что эта эпоха уходит в прошлое вместе с эпохой финансового капитала и империи США (так же как раньше ушла эпоха торгового капитала и империя Англии, эпоха промышленного капитала и промышленные империи ХХ века). Мракобесие капиталистического потребительства, соревнования в стяжательстве и цинизме уйдут в небытие, оставаясь достоянием теневых и криминальных субкультур (авантюристы и азартные люди, патологические буржуа-собственники, уголовный мир), органическим продуктом которых они являются.
Постепенно достижения человечества в производстве благ, идущем насыщении различных рынков и потенциальной возможности избыточности насыщения потребностей ведет на смену казавшейся бесконечной гонке возрастания потребностей и роста потребления — их ограничение. Становится понятным, что человек будущего отойдет от идеологии потребительства (В этом отношении см., например: Делягин М. Глобализация и предательство элит// Завтра. 14.01.2016// http://zavtra.ru/content/view/globalizatsiya-ipredatelstvo-elit-/) как идеологии, диктуемой биопсихическими компонентами природы человека. Достаточные для жизни и развития потребности, разумные ограничения потребностей («разумные потребности», традиционные потребности) уже начинают теснить и вытеснят потребительство как безмерие и безграничность потребностей. На смену потребительскому общества идет общество созидания, творчества.
Примечание 3. Достижения экономики известны — все более широко доступными становятся еда, вода, сервис, в целом обеспечение удовлетворения жизненных потребностей; доступными становятся технические новшества, новые типы товаров и услуг; расширяются возможности освоения все новых пространств и типов ресурсов; расширяются возможности приобщения к высокой духовной жизни — науке, искусству, творчеству, где и будет разворачиваться основная конкуренция культур и цивилизаций,
социальных групп и личностей. Это — достижение человечества, за которое, к тому же, заплачена высокая цена.
Важно и то, что благодаря научно-техническому и технологическому прогрессу уже сегодня на производство многих (особенно потребительских) товаров и услуг тратится все меньше удельных человеческих усилий. Это приводит к высвобождению рабочей силы. Однако эти достижения порождают новые для экономики условия осуществления, меняя в том числе основу основ экономики — характер мотивации, цели, как следствие — организационные, институциональные и управленческие конструкции экономики. Это создает и новые проблемы.
Первая проблема — найти бесконфликтный выход из штопора нарастающего неравенства в условиях роста общего благосостояния, одним из следствий которого является обострение проблемы замены мотивации производства (которое сегодня не делает богаче страны и народы) на мотивацию перераспределения (в сфере которой посредством финансовых «ножниц» сегодня распределяются основные доходы). Произошла замена целей строительства и созидания на цели распределения (которые уже слабо связаны с целями потребления). Причем, здесь тройная проблема — а) собственно преодоление неравенства, б) избежание конфликтного (революционного или военного) варианта, в) настройка системы мотиваций на созидание, творчество, строительство будущего, а не на распределение и перераспределение.
Вторая проблема — организация нового разделения труда, чтобы люди были заняты созиданием. Сфер приложения для растущего населения в рамках существующей экономики становится недостаточно. Несмотря на общий рост экономики, все большая часть населения прозябает без активного напряженного труда и у значительной части населения отсутствует радость созидания, радость труда, радость творчества. Нужны новые смыслы и цели, чтобы человек прирастал численностью населения, его мощь прирастала вовлеченностью человека в общее дело и ростом производительности труда.
Третья — конструирование духа. Это становится в том числе экономически необходимой задачей во избежание начавшейся деградации трудовых ресурсов. От отсутствия великих целей, грандиозных перспективных задач, бессмысленности бытия происходит деградация, старение и вымирание населения — особенно в развитых странах. Человек не стремится рождать детей, чтобы делиться с ними радостью бытия, сказать им: «Посмотрите на красоту и чудо мира!». Как следствие, происходит и деградация трудовых ресурсов, снижение творческого потенциала ввиду его неиспользования. Эти процессы должны быть остановлены, им на смену придут новые движители.