§102. Политика — это отношения и регулирование отношений различных социальных групп (и индивидов), имеющих разные метафизики и основанные на них ценности, интересы, цели, совокупность осознанных идей, а также реализация воли социальных групп (и индивидов) к осуществлению собственных ценностных установок, интересов и целей, совокупность создаваемых для реализации воли социальных институтов и механизмов. Право — политическая воля господствующих социальных групп, организованная в закон. Политика в осуществлении будущего, в отношении к будущему есть воля и реализация воли социальных групп (и некоторых индивидов) к осуществлению метафизических и основанных на них ценностных установок, целей и интересов в отношении будущего, оформленных в осознанные идеи и образы будущего, с использованием социальных институтов и механизмов реализации воли и совокупности социальных отношений, имеющихся в настоящем, а также возможных для создания в будущем. Политика в отношении будущего должна стать осмысленной доминантой управления человеческими сообществами, выстраиваться как специальное направление активности и открыто предъявляться обществу.

Основные смыслы, цели, принципы, содержательные идеи политики и права, инструменты и механизмы их осуществления целесообразно осознанно формулировать и отражать в стратегических документах («Основы политики (государственной политики) в сфере…»). Это позволяет реализовываться комплексному подходу. Научные подходы способны углублять и систематизировать понимание политики и права и должны становиться основой их разработки и реализации. Политико-правовые отношения в будущем и для строительства будущего с неизбежностью опираются на традиции и на сущее социально-культурное бытие, опыт его строительства и управления. Сами политико-правовые традиции многообразны, эволюционируют, постоянно трансформируются, оставаясь в рамках традиций (с ее разными масками и гримасами) и в отношениях различных субъектов политики (включая нации и государства) постоянно выстраиваясь в новые комбинации. Различие метафизических конструкций определяет и различие содержания и характера политической воли (ее масштаб, активность и силу, формы реализации) в отношении строительства будущего конкретных объектов и управления их будущим.

Однако собственно для строительства будущего и управления будущим необходимы направленная поддержка и осознанное создание специальных политико-правовых форм, механизмов, институтов, сил и средств. Поскольку содержание воли и реализация воли к будущему (определенному будущему) всегда имеет и будет иметь альтернативные сценарии, конкурентов и противников. В этой связи всегда необходим также поиск и создание союзников (и попутчиков) в реализации собственной воли к будущему. В условиях существования различных субъектов строительства будущего и самого будущего, наличия у них разных интересов, целей, противоречий, наличия различий между интересами человеческих сообществ, интересами частных лиц и социальных групп важным аспектом правового обеспечения будущего и строительства будущего является регулирование интересов различных субъектов строительства будущего. Поэтому необходимо создание и выход на международный уровень правовых (и этических) условий и механизмов регулирования конструирования и строительства будущего в целях реализации приемлемых «коридоров развития», предназначенных для реализации наиболее эффективных и перспективных трендов человеческого развития и ограничения негативных, неперспективных, разрушительных. Ценностным основанием правового обеспечения в сфере будущего, ключевым аспектом правовых оснований будущего (оправдания права относительно будущего) является базирование на стратегических интересах человечества и человеческих сообществ, на демократических принципах.

Примечание 1. Существует и мыслимо несколько способов реализации воли и различных политических стратегий цивилизационного масштаба:

– реализация воли наиболее сильных стран и цивилизаций посредством навязывания собственной воли слабым (на сегодня в масштабах планеты — наиболее сильных в военно-экономическом и научно-технологическом смысле стран);

– реализация воли наиболее массовых и прирастающих в численности (в том числе народов и культур) посредством увеличения части (доли) в общей активности, экспансивного расширения ареала, образа жизни, метафизик;

– реализация воли посредством качества сознания и морали, качества созидательной активности.

Современность движется в сторону нарастания численности населения на планете, разделения центров силы, динамических изменений соотношения силы различных центров и высокими неопределенностями перспектив, возможностей, имеющихся и потенциальных целей существующих и возникающих центров силы, постоянного нарастания сложности. Однако неэффективно и сверхзатратно стихийное движение масс в будущее, способом осуществления и следствием которого являются гигантские потери человеческих ресурсов в процессе исторического движения, как во всяком естественном процессе отбора «методом проб и ошибок». Оно целесообразно на сверхбольших исторических промежутках, которые регулируют отбор на уровне генотипов и усиливают генотип и генофонд. Однако в отборе культур, культурных генотипов естественно-биологические методы отбора должны отойти на второй план, как и в природе человека, оставаясь фундаментом, но не ограничиваясь самим фундаментом, поскольку на нем строятся более сложные материальные и идеальные конструкции. В этой связи прогрессивное движение в будущее культур и цивилизаций требует все больших усилий и воздействия разума, организованности, управляемости, комбинаторности мышлений и действий. Требуется также понимание того, что современной численности населения для обеспечения эффективного движения в будущее пока крайне недостаточно. Прогрессивное движение в будущее возможно лишь при еще большем увеличении мощности человечества для образования нового качества, необходимого для движения в будущее, в том числе как минимум 2-3 кратного увеличения общей численности населения на планете, а тем самым — еще большего нарастания сложности. Население поэтому должно быть в значительной мере рационально организовано в едином прогрессивном движении в будущее, а не разорвано, существуя (и оставаясь) в разных культурных эпохах.

Неэффективен и элитарный (в том числе либерально-буржуазный) путь в рамках первого способа, поскольку он не способен даже защитить человечество от угроз в настоящем и тем более в удаленной перспективе. Тупик элитаризма и буржуазного прагматизма — в эгоистическом сценарии такого пути (в том числе движения в будущее), который одновременно является самоубийством — возможности выжить узким группам населения длительное время на современном и более высоком уровне развития невозможно. Попытки некоторых идеологов убедить западного человека и его элиты, в том можно построить «счастливый мир» на планете путем сокращения численности населения — это утопия, а чаще всего — обман и сознательная мистификация властных элит с целью сохранения собственной власти, консервации настоящего. Закономерно, что в условиях численного прирастания иных (различных) народов и культур в ведущих капиталистических странах все чаще раздаются призывы к уничтожению подавляющей части населения планеты (вплоть до уничтожения 9/10 нынешней численности) — для «оптимизации» настоящего и будущего на западный манер. В XIX веке эта человеконенавистническая (людоедская) идеология в виде мальтузианства вызвала гневную реакцию русского интеллектуального сообщества, в том числе нравственную критику науки (например, у Ф.М. Достоевского за столетие до манифеста Б. Рассела и А. Эйнштейна была показана возможность внеморальности и античеловечности науки). Однако тогда были не изучены пе- реплетения науки и идеологии, социальная инженерия, возможность различных научных подходов и использование науки в интересах различных субъектов. Теперь многие подобные обвинения в адрес науки могут и должны быть сняты.

Просто наука (как и другие интеллектуальные, механические, физические, нанобиотехнологические инструменты человека) должна рассматриваться в комплексе субъект-объектного взаимодействия — конкретного объекта и конкретного субъекта. И оценки той или иной науке (точнее, тому или иному научному направлению, научному решению, научной школе, научному коллективу и т.д.) должны выноситься именно и только на этой основе. В частности, мальтузианство должно быть понято как буржуазная элитарная англосаксонская научная парадигма, родившаяся в Высшей школе бизнеса в Англии. Нацистская наука и научные исследования японских милитаристов с опытами над людьми — как наука соответствующих социально-культурно-исторических организмов.

Но это лишь демонстрирует ограниченность потенциала современного позитивистско-прагматического западного мира для строительства прогрессивного будущего. И самое опасное в том, что эти призывы находят все более широкую поддержку в массах (как национал-социализм и фашизм в Европе ХХ века), доказывая традиционность, органичность этих античеловеческих и тупиковых для развития человечества идей западному миру, его культуре и миру ценностей. Движение в будущее возможно лишь посредством повышения качества сознания (разума) и морали, качества созидательной активности человечества, качества политики и права, комплексного увеличения мощности человечества (посредством приращения численности и распространения научных знаний), в том числе путем концентрации коллективных усилий на проектах будущего. Для этого необходима трансформация политических и правовых отношений и институтов в формировании будущего, в том числе трансформация международных политических институтов в направлении усиления их возможностей в организации и управлении движением человечества в будущее, в строительстве и управлении будущим конкретных объектов. Быть может, это тот основной вектор организации международных политических институтов, который сделает их органичными наднациональными системами управления и влиятельными в принятии управленческих и политических решений на планете.

Примечание 2. Реализация воли, ее политическая и правовая организация определяются характером культурной традиции. Это заложено в оценках и отношениях к собственной и к другим социальным общностям и группам, их оценке, активности и энергетики воли собственной группы, вырастающим на этой основе границы допустимого в политической деятельности, ее масштабы, степень уверенности в собственной правильности и преданности идее (от неверия до фанатизма), формы политической и правовой организации. Эти факторы будут определять и политико-правовую организацию движения в будущее и управления будущим и в будущем. Политические и правовые формы в строительстве и управлении будущим будут продолжать отвечать культурно-историческим традициям в их самости и органичной целостности. Поэтому будут воспроизводиться все известные формы управления — основанные на власти одного лица, группы лиц, большинства народа — в их разнообразной культурной специфике. Более того, для разных культур и цивилизаций будут эффективными различные политические и правовые формы реализации воли движения в будущее.

Внутри цивилизаций в их движении в будущее важную роль будут продолжать играть идейно-духовные и политические элиты и личности, оказывать влияние взаимодействие элит и народа. Особенно важными будут являться пассионарные народы и харизматические личности и группы. В планетарном сообществе движение в будущее будет продолжать осуществляться на основе выстраивания отношений между различными социальными слоями, группами, народами, которые будут носить характер взаимопомощи, конкуренции, конфронтации.

Общей доминантой будет оставаться национально-государственное построение управления на планете. Даже в недавней работе одного из известных либеральных авторов Ф. Фукуямы обосновывается нарастающее значение государственных институтов (у него — в странах западного мира), причем, акцент делается не только на природе государства, но в особенности на совокупности механизмов государственного управления. Он, например, пишет: «…для будущего мирового порядка самое важное — это обучиться построению государства. …искусство построения государства будет ключевой составляющей национальной силы, столь же важной, как способность развертывать традиционную военную мощь для поддержания мирового порядка» (Фукуяма Ф. Сильное государство: Управление и мировой порядок в XXI веке. М., 2006. С. 199-200).

Важно добавить, что такое «искусство» должно быть основано на серьезных и комплексных социально-гуманитарных научных разработках и технологиях по их продвижению (внедрению) в реальную практику. Однако демократические и национально-государственные формы и методы легитимизации политической активности в обозримом будущем будут продолжать противостоять корпоративным и частным формам и методам. Будет, как прежде и теперь, активно использоваться весь арсенал белых, серых и черных политических технологий (известных с древнейших времен и впервые обобщенных в свое время Н. Макиавелли), включая обман масс и склонение их к принятию невыгодных и даже губительных для народов и цивилизаций решений, будут продолжать приниматься тайные (нелегитимные) соглашения элит путем сговора и торгов и т.д. Такая практика без сомнения будет дальше иметь место относительно формирования будущего. Этой политической доктрине и практике должно противостоять государственное строительство и активное демократическое сообщество, деятельность которых должна базироваться на научных основаниях, искать наиболее эффективные формы и идеи в организации политической жизни при строительстве будущего и управлении им. Важным условием для их успешности является информационная открытость — в первую очередь в принятии ключевых решений в определении будущего, его смыслов и целей. Эту открытость не нужно путать с псевдооткрытостью элитарного либерализма, когда говорится практически обо всем (на 95-99,9%), но никогда не говорится и всячески скрывается ключевое, принципиальное, целевое. Такая псевдооткрытость — одна из хитроумных технологий, нашедших новые формы в информационную эпоху, эпоху СМИ и интернета.

Важнейшие принципы политики для движения в будущее, эффективного строительства и управления будущим:

– истинная демократия и доминирование большинства над меньшинством, включая элиты, как способ увеличения мощности человечества, необходимого для движения в будущее;

– информационная прозрачность (открытость) проектов будущего;

– широкая межкультурная коммуникация вокруг прогрессивных смыслов и целей будущего с доминированием ценностей прогрессивного будущего и носителей этих ценностей в виде народов, социальных слоев и групп, личностей.

Примечание 3. В правовой сфере расчеты относительно будущего также следует основывать на сохранении и развитии традиционных культурно-исторических правовых форм организации отношений, институтов и формирования идей с их эволюционным развитием. Для оптимизации правового обеспечения движения в будущее смысловое содержание и институциональное оформление целесообразно постепенно трансформировать в сторону уравнивания в правах будущего и настоящего, а затем — доминирования будущего над настоящим, определяющим и организующим началом нормативно-правовой базы и институциональной организации актуального бытия. Это в первую очередь относится к смыслам и содержанию права, к представлению в действующей нормативно-правовой базе, в которой будущие смыслы и цели должны стать определяющими критериями оценки и правового регулирования деятельности в современности, должна даваться правовая оценка всякой деятельности с точки зрения будущего (перспектив). На основе принципа доминирования будущего должна быть организована и деятельность правовых институтов, в первую очередь — в сфере законотворчества. Естественно, важные коррекции должны вноситься также в правоприменение и судебную деятельность, в том числе в деятельность международных инстанций.

Правовые основы осуществления будущего, строительства и управления будущим, организация нормативно-правовой базы настоящего должны базироваться на познании будущего. При этом основы права, как известно материалистической философии и науке, необходимо искать в социальных отношениях, а не в волюнтаристских, позитивистских, субъективно-идеалистических умопостроениях. Основным источником развития права является объективная реальность, объективные потребности настоящего и будущего. Материалистической философии и основанной на ней юридической науке известно, что право — это регулятор общественной жизни, а не некий абстракт и потому «правовое регулирование не представляет собой процесса создания норм права, годных во все времена и для всех народов», что «потребности, интересы, мотивы, установки, воля и другие психологические феномены являются компонентами формирования права и правотворческой деятельности государства» (Сырых В.М. История и методология юридической науки: Учебник. — М.: Норма: ИНФРА -М, 2012. — С. 345, 401), включая ценностные ориентации индивидов и субъектов права, правовую культуру населения, а также (нужно добавить) культурные традиции включения права в целостный комплекс социального регулирования поведения (компонентами которого являются также мораль, политическая воля, административный ресурс). Причем, науке (в том числе экономической, политической, юридической) известно множество теоретических, эмпирических и экспертных методов разработки проектов, законов, нормативно-правовых документов, регламентирующих жизнь общества с целью повышения его эффективности, безопасности, противодействия негативным процессам и явлениям, обоснования эффективных норм права и способов правоприменения. Они могут и должны быть использованы в разработке и применении права в строительстве и управлении будущим.

Важные моменты такой нормативно-правовой базы:

– гармоничное сочетание национального и международного права в регулировании будущего (это сложная, но решаемая проблема);

– доминирование национальных интересов над частными и корпоративными;

– серьезные полномочия и ответственность научных (включая экспертные и оценочные) систем, занимающихся проблемами будущего, закрепленные в нормах правах;

– эволюция системы правоприменения и судов в направлении регулирования деятельности субъектов, проявляющих активность в проектировании, строительстве и управлении будущим.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля