§98. В управлении будущим конкретных объектов и процессов важнейшей является задача осмысленного взаимодействия, кооперации и координации активности всех современных культурно-цивилизационных образований, функционирующих на основе различных метафизических систем, всех субъектов активности по строительству и управлению будущим. Взаимодействие, координация, кооперация, взаимопомощь в различных формах и содержании целесообразна для всех (и каждого) участников процесса строительства будущего, управления будущим. По крайней мере потому, что она усиливает общий потенциал за счет коллективного синергетического эффекта. Взаимодействие может носить вещественный, энергетический и идеально-информационный характер, осуществляться различными способами. Кооперация может носить различные формы. Координация может осуществляться в различных отношениях и формах при ее использовании в разных проектах. Собственно феномен координации, ее природа, разновидности, механизмы и т.д., в том числе в различных сферах, исследуется в научной литературе, хотя в очень небольшом числе работ (см.: Ворожихин В.В. Стратегическая координация: современный инструмент управления: Монография. — LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. — 184 с.; Координация экономической деятельности в российском правовом пространстве: Монография/ Отв. ред. М.А. Егорова. — М.: Юстицинформ, 2015. — 656 с.)
Примечание 1. Взаимодействие, кооперация, координация, взаимопомощь в управлении будущим в природе и обществе могут носить различный характер и осуществляться на основе разной степени углубления — от чисто формального, феноменального и ситуативного — до содержательного, сущностного и стратегического. Для человеческих сообществ наиболее глубоким уровне координации (а в перспективе возможно взаимодействия и кооперации) является метафизический уровень. В человеческой истории до ХХ века глубинные основы культуры воспринимались лишь феноменально; метафизические основания оставались сокрытыми, потаенными (от себя и от других культур) — в том числе применительно к управлению, применительно к целевым установкам относительно будущего; они присутствовали в культуре лишь неосмысленно — мистически или на веру. Заглубление культур в метафизику до уровня практического (интересы, мотивы, структуры организации, характер управления) началось лишь в ХХ веке и активизируется в XXI столетии. Лишь теперь начинаются размышления о переводе метафизики в практическую плоскость также на уровне взаимодействия, кооперации, координации национально-культурных стратегий, целей, управления будущим. Становится понятным, что для человечества в целом необходимо формирование единой скоординированной стратегии движения в будущее. Каждая культура («каждый боец») должна знать свое место в едином строю, свой маневр, свои задачи, понимать свой потенциал (в том числе потенциал своей метафизики, ментальности, культурных парадигм управления), знать все это о других «бойцах» — соратниках, соперниках и противниках. Становится понятным и то, что лишь совместными усилиями, причем, базирующихся именно на разных парадигмах, человечество может осуществлять дальнейшее движение в будущее, строительство оптимального будущего и управление будущим.
Естественно, что различные культуры и страны имеют разный потенциал, в том числе разный потенциал управления будущим, потенциал обеспечения безопасности, потенциал реагирования на чрезвычайные ситуации разного типа и масштаба и т.д. Именно для верного и эффективного конструирования всех этих аспектов в каждой культуре, повышения обшей культуры движения в будущее, а также для раскрытия потенциалов метафизик и мировоззрений различных культур необходимо сотрудничество и взаимодействие. Конкурентность как альтернатива кооперации и координации будет постепенно становиться вторичной, оставаясь лишь в «здоровых» функциях, ведущих к усовершенствованию, а не к уничтожению. Хотя пока угрозы со стороны конкуренции как формы взаимоотношений для формирования эффективного будущего человечества весьма высоки. Причем, особенно высоки угрозы конкуренции со стороны негосударственных структур — в особенности ТНК и МНК.
Примечание 2. Характер взаимодействия культур (стран, цивилизаций) — конкуренции, кооперации, координации, взаимопомощи — носит пульсирующий характер. Амплитуды колебаний — от войны на уничтожение до «дружбы навек» между одними и теми же культурам стали привычными, особенно усиливаясь, начиная с ХХ века. Можно разработать модель циклов колебаний, выявить основные причинные комплексы в их динамике, хотя она вряд ли будет носить строго периодический характер. Однако общий прогноз возможен — характер отношений пока будет носить пульсирующий характер и при всяком характере текущих взаимодействий всегда необходимо иметь в виду альтернативы и делать для этого расчеты. Аналогичны колебания и циклы характера взаимодействия государственного и корпоративного (частного, общественного) как в страновом, так и в мировом масштабе.
В особенности важно понимать это в формировании долгосрочных стратегий, в продвижении в будущее. Процесс не должен страдать от пульсаций взаимодействий, от сегодняшних партнеров, конкурентов, противников. Потому эта сторона дела также должна учитываться и по возможности рассчитываться при управлении будущим конкретными объектами (процессами), чтобы положительные эффекты от кооперации и координации всегда в результирующем итоге превышали негативные эффекты от распадов, конкуренции, противостояний.
Примечание 3. В настоящее время для России и ряда неевропейских стран мира выгодны межгосударственные и блоковые интеграционные процессы за пределами блоковых структур англосаксонского мира и геополитической стратегии США. Они находят свою реализацию в рамках ШОС, ЕврАзЭС, БРИ КС. Наиболее важные направления интеграции этих стран:
– развитие деловой инфраструктуры стран для целей осуществления стратегических проектов, создание систем координации между подразделениями по обеспечению экономической безопасности бизнес-проектов и инвестиций на территориях стран, торговых площадок и т.д.;
– формирование совместной научной, экспертной и информационной инфраструктуры для разработки и осуществления совместных планетарных стратегических проектов (создание совместного экспертного сообщества, научных структур, систем информационной коммуникации, сетевых структур для интеграции информационных ресурсов научно-исследовательских и информационных центров и академий наук, проблемно-ориентированных и справочно-информационных баз данных коллективного пользования в рамках этих стран);
– разработка программ совместных научных исследований в области стратегического управления планетарным сообществом, содействие интеграции и координации исследований по основным тематическим направлениям, имеющим непосредственное отношение к разработке и реализации приоритетных проектов и программ научного, технологического и культурного сотрудничества стран, по проблемам выработки совместных стратегий стран в рамках планетарного сообщества;
– формирование проектов по консолидации научных усилий в наиболее перспективных отраслях и в интересах стран (развитие космических исследований в новых областях освоения космоса, нанотехнологии, цифровые технологии, биотехнологии, энергетика и другие);
– продвижение экспертных знаний в средства массовой информации в целях формирования научно обоснованного общественного мнения по наиболее актуальным проблемам деятельности;
– создание на постоянной и периодической основе научных площадок для обсуждения проблем стран, совместной деятельности экспертного и научного сообщества (научных конференций, семинаров, рабочих групп, периодических рабочих совещаний представителей научного сообщества по проблемам стратегического управления стран, подготовка и издание информационных материалов по тематическим профилям, в том числе выпусков специальной информации, направляемых в органы государственной власти и управления, подготовка научных работ и коллективных монографий).