§97. Механизмы управления будущим объекта (процесса, состояния) различны и включают в себя (укрупненно): а) воздействие на элементы будущего объекта (их количественный и качественный состав), включая воздействие на элементы, существующие в настоящем и существовавшие в прошлом (управление будущим через управление прошлым). Пример — управление через традицию, через культурный генотип, трансформируя его (прошлое, культурную подоснову) для воздействия на будущее, б) воздействие на связи и взаимодействия будущего объекта (их возможность и невозможность, степень эффективности и т.д.), в) воздействие на входящие и исходящие потоки (ресурсы вещества, энергии, информации, продукты жизнедеятельности и процедуры их утилизации), в том числе посредством положительной и отрицательной обратной связи, г) воздействие на процессы функционирования и развития, на степень эффективности и характер направленности процессов, особенно важно — управление посредством управления развитием, д) относительно социально-культурных объектов — управление через формирование или трансформацию метафизических смыслов, через проектирование и строительство идеальных элементов и компонентов объектов будущего, становящихся «задающими» и управляющими в отношении будущего конкретного объекта в целом (в сочетании его материальных и идеальных компонентов).
Механизмы управления могут быть представлены через призму диалектических категорий: а) механизмы воздействия на будущее через воздействие на пространственные параметры объекта (процесса) и через воздействие на временные параметры объекта (процесса), б) механизмы воздействия на систему детерминации (внутреннюю и внешнюю), в) механизмы воздействия на сущность, чтобы изменить ее проявления и на явления, чтобы воздействовать на сущность; г) механизмы воздействия на содержание для изменения формы и на форму для изменения содержания, д) механизмы воздействия на части для изменения целого и на целое для изменения частей, е) механизмы воздействия на необходимость для изменения случайности и на случайность для изменения необходимости, ж) механизмы воздействия на возможность для изменения действительности и воздействия на действительность для изменения возможностей.
Механизмы управления будущим конкретного объекта (процесса) могут носить вещественный, энергетический и идеально-информационный характер и представляют собой соответствующие воздействия. В наиболее общем виде собственно механизмы воздействия представляют собой а) количественное добавление, б) количественное изъятие, убавление, в) изменение качества — тех или иных элементов, связей, взаимодействий, ресурсов, мотиваций (и т.д.) в объекте, а также усиление либо ослабление воздействий и мотиваций. Такие воздействия носят управляющий характер относительно объекта (процесса), а также относительно будущего объекта (процесса) в том случае, когда изменяют его поведение, функционирование, развитие, воспроизводство, связь с внешней средой. Причем, эти воздействия нельзя путать с заменой элементной базы в ходе функционального обновления объекта, хотя такие воздействия часто осуществляются именно под видом замены.
Механизмы управления будущим конкретного объекта (процесса) могут носить неразумный и человеческий (основанный на разуме) характер. В случае управления человеком эти механизмы могут носить осознанный и неосознанный характер (неосознанный в разных смыслах — а) неосмысленный, непонятый в его объективной самости, б) метафизически неуглубленный, формальный, в) случайный, нерассчитанный эффект). Причем, конструирование и создание объектов будущего как элемент системы управления будущим позволяет также отвечать на вопросы «что?» произойдет, «как?» это будет происходить и «когда?» это произойдет, точнее, программировать и проектировать ответы на эти вопросы как относительно данного объекта, так и связанных с ним систем (обратная связь управления будущим и познания будущего).
Механизмы управления будущим (в том числе как способы как реализации целей различных субъектов управления будущим) в зависимости от характера развития, характера целей и соотношения (совпадения либо расхождения либо противоположности) с процессами в самом объекте (процессе), а также характера соотношения с целями других субъектов управления в отношении данного объекта могут быть а) бесконфликтными, б) относительно мирно конфликтными, «мирно конкурентными» и в) конфронтационно конфликтными (жестко конкурентными, на уничтожение либо полное подчинение). Все три указанных вида отношений достаточно широко распространены (как в индивидуальном, так и в историческом развитии, как в естественной природе, так и в социально-культурном развитии). Так, в человеческом обществе механизмы управления будущим могут носить нейтральный, мирный, «цивилизованно конкурентный» (если такое возможно), жестко-конкурентный и военный характер.
Примечание 1. Бесконфликтные механизмы управления будущим осуществляются и возможны в следующих видах: а) при разделении «ареалов» объектов (пространственных, параметрических, временных), б) при совпадении объективных трендов развития и управляющих воздействий и целей управления, в) при совпадении целей различных субъектов управления относительно будущего данного объекта (процесса). Относительно «мирно конфликтные» возможны при пересечении указанных выше обстоятельств, но предполагающие возможность сосуществования без взаимного уничтожения либо подчинения, путем уступок и соглашений на уровне минимизации запросов и корректировки целей. Это возможно либо при относительном равенстве сил и потенциалов, либо на основе «соглашений разума» и морально-этических императивов. Однако уже в этом случае возникают различные конкурентные технологии управления, конкурентные ситуации, конкурентные действия (носящие неосознанный либо сознательный характер). В жестко конфликтной ситуации конкуренция «опускается» на уровень витальных оснований, борьбы за существование, осуществляется на вытеснение субъекта управления или уничтожение конкурента, или с установкой на тотальное подчинение процессов объекта целям управления субъекта. Технологии конкуренции здесь становятся жестче, носят как открытый, так (часто преимущественно) тайный характер.
Одна из социальных технологий такого типа — «перехват управления» (от корпоративного — до масштабных социальных революций). Это одновременное выведение из строя существующей системы управления (или ее отключение (отстранение) от управляемого объекта) и замена на другую, порой прямо «на ходу». Для осуществления «перехвата управления» в обществе вводится команда специалистов, владеющих знаниями, умениями, навыками в области управления данным объектом (типом объектов), социальными «связями», которая осуществляет перехват управления объектом. Перехват управления может осуществляться как непосредственно, так и дистанционно (на основе компьютерных сетей или даже ментально). Эта модель многократно демонстрируется при захвате судна, самолета и других технических средств, при гипнотическом воздействии на человека или его «зомбировании» и т.д. Аналогично (по существу задачи) осуществляется перехват управления обществом, социальными группами, социально-культурными объектами, социально-экономическими проектами и т.д. Некоторые примеры разрушительного относительно объекта управления «перехвата управления» — рейдерские захваты, корпоративный «перехват управления» (порой не специалистами), необоснованное или незаконное удержание управления объектом при утрате эффективности управления со стороны данного субъекта (посредством власти, собственности и т.д.). Такие случаи, кстати, массово продемонстрированы и продолжают демонстрироваться в современной российской действительности. Все такие технологии напрямую определяют будущее конкретного объекта (процесса).
Важно отметить, что существуют эффективные технологии противодействия «перехвату управления», возможна эффективная идентификация намерений «перехвата управления» через действия по подготовке субъектов управления и другие технологические процедуры по подготовке (так как в тайне провести такую подготовительную работу невозможно (очень сложно)), возможно осуществление профилактических мер и эффективных контрмер, для чего необходима слаженная и оперативная деятельность управленческой команды. Существуют и другие «жесткие» технологии воздействия на принятие управленческих решений (в том числе в масштабах государства) — подкуп (коррупция), шантаж, экстремизм, терроризм, создание феномена катастрофичности сознания, а также технологии свержения власти, захвата рынков, захвата конкурентов и т.д. Эти технологии осуществляются как государственными, так и негосударственными субъектами управления.
Примечание 2. Один из способов управления будущим социально-культурных объектов — война. Война в сущности своей — есть насильственное подчинение воли некоторой социальной общности (противника) собственной воле (Клаузевиц). Однако способ «подчинения собственной воле» (война) может быть различным: а) открыто насильственным, через силовое давление, б) скрытым, псевдо-добровольным, в) наиболее глубокий — через трансформацию культурных матриц. Чаще всего современные войны носят многоэтапный, многоаспектный, комплексный (потому «гибридный») характер, включающий в себя все эти направления.
а) Силовая компонента известна, необходимо лишь акцентировать внимание на качественном возрастании роли действий разведывательного и диверсионного характера в современных войнах. В том числе — опасность диверсионной активности, замаскированной под техногенные аварийные ситуации, под миграционные процессы («миграционная диверсия» в виде потока беженцев в Европу в 2015 году), маскировка диверсионной деятельности под террористические действия и использование терроризма (как наемного оружия) для диверсионной деятельности и т.д.
б) Для осуществления псевдо-добровольного подчинения чужой воле осуществляются следующие направления действия, силы и средства на «внутреннем фронте»:
– набор организационно-управленческих действий, направленных на ослабление и лишение суверенитета при принятии управленческих решений (потому современная война носит в первую очередь управленческий характер);
– формирование «пятой колонны» в виде общественных организаций, НКО, политических партий, известных политических и общественных деятелей, деловых кругов, не входящих в «пирамиду власти», включая теневые и криминальные структуры и т.д. с целью «оранжевой» активности или постоянной угрозы такой активности для власти;
– постепенное формирование компрадорского и коллаборационистского «сословия» в высшей государственной деловой и политической элите, рост компрадорской активности деловых кругов, проведение ими корпоративной и антигосударственной финансово-экономической политики;
– информационно-идеологическое воздействие со стороны «мягкой силы», резкое усиление антигосударственной информационно-идеологической активности, активности, направленной на разложение культурной традиции (в том числе на основе искажения истории войн (см.: Селиванов А.И. Великая Отечественная война как историческая реальность и как информационный образ в современных цивилизационных войнах// Вестник АЭБ МВД России. М., 2010. № 5).;
– хаотизация управления, выведение из подчинения (власти) региональных и ведомственных ОГВ, саботаж со стороны либеральной и коррумпированной части чиновников, использование некомпетентности чиновников, подобранных по принципу клановости и т.д.;
– периодическая дестабилизация социальной ситуации, в том числе через усложнение финансовых обстоятельств, возникновение по разным поводам в различных регионах страны стихийных волнений;
– активизация, провоцирование и поддержка экстремизма и терроризма, повышение организованности этих действий;
– активизация криминальных сообществ, в том числе международных;
– проведение специальных атак на основе новых высоко технологических разработок (включая информационные технологии).
в) Трансформация развития социально-культурных объектов через переформатирование (трансформацию) существующих метафизических матриц и смыслов тех или иных объектов или субъектов либо формирование новых метафизических матриц и смыслов — наиболее глубокий и высокорисковый способ трансформации культуры. При реализации такого проекта социально-культурный объект начинает сам генерировать иные цели и смыслы, но, как правило — саморазрушительные и губительные для самого себя. Такими являются технологии, получившие название «мягкая сила». Менять свое поведение под воздействием внешних стимулов могут и более простые живые существа — у насекомых это работает на уровне моторно-двигательных навыков. В психологии это называют «оперантным научением» (здесь точно — методом проб и ошибок). В человеческом сообществе подобное «оперантное» воздействие на культуры может осуществляться лишь через воздействие на метафизические матрицы и смыслы. Иные способы воздействия (в том числе путем физического либо психического воздействия) опускают на уровень его биопсихической природы, то есть переводят человека в дочеловеческое (животное) состояние и потому не имеют отношения к человеку.
Сами технологии (их цели и механизмы) «мягкой силы» производны от порождающих культур и используют их традиционные ценности, цели и т.д. Так, в западных технологиях «мягкая сила» (как и «жесткая сила») нацелена на подчинение иного мира либо (для непокорных) на его уничтожение. Она использует собственную идеологию («правовое государство», «демократия», «свобода», «гражданское общество», «преимущества западного образа жизни» и т.д.). В качестве социальных средств реализации этих управленческих технологий — захват и контроль мировых СМИ, финансовые воздействия с целью утраты объектом экономического суверенитета, подчинение и коллаборационизация элит, формирование «общественных организаций» (НКО, «общественные школы», «институты гражданского общества» и другие ресурсы, противопоставляемые административной вертикали управления и т.д.) (см. особенно: Лиддел Гарт Б. Стратегия непрямых действий. — М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2008. — 464 с.; Сондерс Ф.С. ЦРУ и мир искусств: культурный фронт холодной войны М.: Кучково поле, 2013 (см. аннотацию: http://www.lawinrussia.ru/node/303305).
Цели и механизмы других (не западных) социально-культурных объектов в воздействии на те или иные объекты могут быть другими. Например, воздействие посредством «мягкой силы» со стороны России исторически всегда носило и носит просвещенческий, созидательный, прогрессивный характер для всех культур, входивших в сферу взаимодействия с Россией. оздействие (силовое и «мягкой силой») со стороны других культур носит пока преимущественно региональный характер. Использование военных механизмов напрямую связано с управлением будущим и кроме того — должно исследоваться в самом будущем.
Примечание 3. Одна из самых сложных проблем — наличие достаточных ресурсов, сил и средств, диалектика использования и сохранения, в обществе — еще и диалектика консервации и мобилизации. Естественно, речь идет о всех видах ресурсов всех типов — материальных и идеальных, естественных и искусственных. В отношении будущего — ресурсов, сил и средств для строительства будущего (компонентов будущего) и — диалектика соотношения ресурсов, сил и средств для осуществления настоящего и строительства будущего. Кроме того, механизмы управления будущим, как и механизмы управления настоящим (мирного и военного типа) должны учитывать возникновение чрезвычайных ситуаций разного типа и различной степени неопределенности (§39).
Наличие и объемы ресурсов, сил и средств для преодоления чрезвычайных ситуаций — важный предмет управления и научных исследований, поскольку это средства, отвлекаемые от текущей жизни общества. Пока объемы ресурсов, сил и средств для нейтрализации чрезвычайных ситуаций рассчитываются исходя из прошлого, что не всегда оправданно, в чем необходимо согласиться в Н.Н. Талебом. Хотя многие технологии (пути) известны — перестройка общества и системы управления в военное время, локализация чрезвычайных ситуаций различного типа и т.д. Однако необходимы дальнейшие исследования, постоянный анализ практики и разработка новых способов эффективной профилактики и преодоления чрезвычайных ситуаций, в том числе и в особенности — формирование запасов ресурсов, сил и средств для этого.
Все типы ресурсов, сил и средств требуют времени для производства и необходимы расчеты на случай мобилизации в конкретных ситуациях. В особенности — ресурсы кадров, которые являются наиболее долго и сложно воспроизводимыми. Некоторые типы кадров нужны редко, они очень специфические, специально подготовленные, обученные, слаженные, но не всегда есть возможность их содержания в постоянной готовности. Однако текущая целесообразность всегда должна учитывать чрезвычайные ситуации. Для этого необходимы эффективные способы профилизации подготовки, консервации людей «в запасе» (кадров резерва) и их переподготовки, проведения сборов и т.д. Определенный опыт в разных (в первую очередь военизированных) структурах есть. Но его необходимо расширять на другие сферы, входящие в зоны риска. Для этого необходим постоянный динамический прогноз чрезвычайных ситуаций, возможности «черных лебедей» при строительстве будущего, разработка прикладных методик, постоянный мониторинг и корректировка направлений развития, внедрение технических и гуманитарных инноваций и т.д.