§95. Управление будущим конкретных объектов и процессов предполагает (должно предполагать) обеспечение безопасности продвижения в будущее и самого будущего в смысле обеспечения а) витальности (жизнеспособности) и поступательного развития независимо от изменения внутренних и внешних обстоятельств, б) внутреннего потенциала, достаточного для обеспечения профилактики и противодействия существующим и потенциальным угрозам, в) защищенности от внутренних и внешних угроз на основе специальных механизмов, сил и средств. Обеспечение безопасности — это одновременно одна из целевых функций управления и условие осуществления бытия (и управления).
Функциональная блок-схема подсистемы обеспечения безопасности объекта (процесса) включает в себя: а) обеспечение высокого уровня качества состояния объекта (процесса) (его максимально возможные «здоровье», «силу», состояние «иммунной системы», «антихрупкость», отсутствие внутренних «болезней», изъянов, разрушительных дисгармоний), б) профилактику (предупреждение) возможного негативного внутреннего и внешнего воздействия, в) мониторинг состояния объекта, рисков и угроз в их динамике (важное направление исследований — определения пороговых значений, систематизации рисков и угроз. Так, в сфере экономической безопасности существует несколько подходов (один из наиболее известных см.: Экономическая безопасность России. Общий курс: Учебник/ Под ред. В.К. Сечагова. 3-е изд. — М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2009. — 815 с.)., г) противодействие угрозам (защита от угроз) достаточными силами и средствами, д) прогноз динамики объекта и окружения, проектирование и стратегическое управление безопасностью конкретного объекта (процесса). Причем, важнейший акцент необходимо делать в первую очередь именно на первом пункте перечня.
Система обеспечения безопасности не должна рассматриваться лишь как самостоятельная выделенная подсистема, а как многоаспектная и многоуровневая функция внутренних и внешних систем и структур объекта (процесса), интегрированная в ее общее функционирование и развитие. Некоторые подсистемы объекта, обеспечивающие его безопасность, выделяются в самостоятельные организованные подсистемы, другие — органично интегрированы в комплекс функций систем и не могут быть выделены в отдельные организованные подсистемы и должны рассматриваться как органичные и неотъемлемые компоненты функций подсистем, имеющих более широкий спектр функций, одной из которых является обеспечение безопасности. Хотя в этом случае часто создается ситуация игнорирования либо недооценки значимости функции безопасности в ряду других функций, позиционирования ее как второстепенной, либо отсутствия компетентных специалистов и недостатки организационных (и иных) построений по данному направлению.
Примечание 1. Угрозы будущему конкретного объекта (процесса, состояния) в зависимости от его природы могут носить естественно-природный, техногенный и социально-культурный, а чаще всего комбинированный (комплексный) характер. Первая проблема, которая должна быть решена для обеспечения безопасности осуществлении стратегического управления будущим — обеспечение системы наблюдения (мониторинга) состояния и динамики внутренних и внешних угроз любой природы (в особенности на границах порядка и хаоса, на границах «Крайнестана»), прогнозирование динамики существующих угроз и возникновения новых, лишь далее — проектирование и строительство систем предупреждения угроз и противодействия негативным воздействиям в случае их реализации. Необходимо всегда быть настороже, ждать какого-нибудь «фортеля» и быть готовыми к нему.
Однако, если по отношению к традиционным угрозам мониторинг в той или иной мере осуществляется (хотя порой в недостаточно эффективном режиме), то применительно к новым типам угроз (в том числе относительно движения в будущее) такой мониторинг, как правило, не ведется ввиду отсутствия верной идентификации аспекта объекта, подверженного новой угрозе, и субъекта угроз. Как следствие, отсутствуют адекватные инструменты и методы противодействия. Причем, мировые события последнего десятилетия показывают, что все большую угрозу будущему различных объектов несут в себе рукотворные, тем самым творческие, изощренные социально-культурные технологии, сочетающие мирные и военные методы.
В этой связи создание системы мониторинга новых типов угроз для будущего состояния объекта (процесса) — специализированная задача, которая также решается в первую очередь посредством решения организационных и кадровых проблем, создания специальных инструментов и механизмов наблюдения с использованием всех методов мониторинга — научные методы мониторинга, мониторинг открытых источников информации, аналитическая разведка, агентурная разведка, оперативно-розыскная деятельность и т.д. Без формирования комплексных систем мониторинга невозможно обеспечение эффективного наблюдения над характером и динамикой угроз, осуществление стратегического анализа, прогноза, плана, разработка проектов и программ, в особенности для социально-культурных объектов. Одновременно, возможно осуществление мониторинга угроз, в том числе на основе понимания природы различных субъектов активности.
Пример 1. Наблюдать и противодействовать объекту, функционирующему на уровне гипервысоких частот, невозможно без наличия соответствующих приборов. Невозможно строить дом по современным технологиям без современных механизмов и машин. Нельзя увидеть отдаленные участки космоса с применением старых телескопов. Нельзя использовать современные ИИТ без соответствующих организационных и кадровых решений. Это — аксиома. Аналогично неспециалисты, тем более находящиеся вне специальных исследовательских и/или экспертных структур, попросту не способны обеспечить элементарную наблюдаемость угроз, не говоря об оценке степени их опасности, реализуемости, динамичности и т.д.
Пример 2. Технологии, используемые различными субъектами управления (в особенности США) на территории иных государств, их разведывательно-диверсионных структур, постоянно совершенствуются, но не меняются быстро и долгое время несут в себе неизменные компоненты. Этапы и технологии, набор методов остаются стабильными на протяжении некоторого времени. Здесь есть возможность наблюдать по аналогии — технологии, в разное время использовавшиеся в Прибалтике, Югославии, Ираке, Ливии, Сирии теперь используются на Украине, в Сирии, на территории России. Одновременно, постоянно вносятся и апробируются новации, проводится адаптация к местным условиям, находятся и формируются новые субъекты дестабилизации обстановки, которые также можно отслеживать, наблюдая тренды динамики изменения методов.
Пример 3. Напротив, активность и методы действия террористических и экстремистских групп, криминальных сообществ (включая финансово-экономические криминальные группы) меняются весьма быстро. Они носят инновационный, креативный характер. Это требует постоянно системного внимания, оперативного формирования каталогов схем преступлений и доведение их до органов охраны правопорядка и обеспечения национальной безопасности как главной задачи мониторинга в этой сфере.
Примечание 2. В мире созданы существенные предпосылки и осуществляется переход к шестому научно-технологическому укладу. Известны и в ряде стран активно разрабатываются технологии нового типа, которые составляют основные компоненты ядра нового технологического уклада. Понятны роль, масштабы и место технологий предшествующих укладов в жизни человечества будущего, которые определяются как важные, однако подчиненные и управляемые технологиями нового поколения.
Речь идет о характере и роли технологий во всех сферах жизни общества — экономике, организации и управлении во всех регионах планеты и во всех сферах жизни обществ, в том числе в военном деле, в строительстве гражданского общества, в управлении будущим. Однако новые технологии изменяют также возможности военного и невоенного воздействия на другие субъекты. Так, меняются военные паритеты, направления военной активности субъектов, военная техника, основные механизмы военных действий, направления военных ударов для подчинения воли противника своей воле и т.д. В частности, в перечень военных сил и средств включаются социально-гуманитарные и информационные технологии, в том числе такие, как технологии цветных революций, организационно-управленческие технологии, информационные и идеологические воздействия и другие. Изменяются соотношения традиционных методов и средств ведения войны, в частности, резко возрастает роль диверсионной активности, которая усиливается новыми типами вооружений, в том числе с носителями взрывчатых веществ огромной разрушительной мощности, технических воздействий на каналы и системы управления и связи, диверсионное оружие космического базирования и т.д.
В сложившихся в настоящее время внутренних и внешних условиях Россия не имеет шансов оказаться в числе лидеров 6-го технологического уклада и даже его активных пользователей. При этом она будет испытывать активное воздействие со стороны лидеров нового технологического уклада на ее географическое, экономическое, политическое, правовое, культурное пространство как в качестве товарно-сырьевого рынка для научнотехнической продукции нового технологического уклада, так и в качестве поля для продвижения новых типов экономических, организационных, политических, управленческих, правовых отношений и технологий гражданского, военного и двойного назначения.
Не имея равных технологий научно-технического типа (в том числе в военной сфере) и не имея возможности догнать это отставание в ближайшей перспективе вследствие отсутствия доступа к зарубежным технологиям и отсутствия базы для разработки отечественных аналогов, Россия способна сохранить собственный суверенитет и собственную идентичность лишь посредством асимметричных ответов, основанных на трех принципах:
а) использование имеющихся преимуществ предыдущих технологических укладов (ядерное и гиперзвуковое оружие, космические разработки и т.п.),
б) использование общего ресурсного потенциала для воздействия на рынки производства высокотехнологической продукции,
в) ускоренное развитие относительно малозатратных организационно-управленческих и информационно-идеологических технологий нового типа, в том числе военного и правоохранительного назначения, которые способны дать эффективный асимметричный ответ угрозам и вызовам. Попытки возобновления производства усовершенствования оружия, военной техники, специалистов, систем управления 5-го технологического уклада аналогичны попыткам совершенствования производства луков и стрел после возникновения огнестрельного оружия.
Примечание 3. Профилактика — ключевой компонент обеспечения безопасности и управления, в том числе в отношении будущего. К сожалению, практика функционирования даже настоящего демонстрирует обратный опыт — охрана правопорядка превращается в борьбу с преступностью, здравоохранение — в медицину и фармацевтику, безопасность от внешних угроз — в военную безопасность и задачи спецслужб, экономическая безопасность — в борьбу с экономической преступностью и конкурентами т.д. Причем, существующие и создаваемые системы противодействия угрозам часто фактически становятся агрессивными активными либо пассивными противниками всяческих систем профилактики. В том числе потому, что создание систем профилактики перераспределяет силы и средства, эффективная профилактика ведет к сокращению масштабов угроз и сокращению социальных задач систем противодействия, как следствие — к сокращению числа задач, социальной значимости, сокращению их социальных институтов, объемов финансирования и т.д. В этой связи создание систем профилактики в отношении любой угрозы — это самостоятельная специальная задача, конкурирующая с деятельностью организаций и учреждений по противодействию угрозам и предотвращению их последствий. Поиск (расчет) оптимального соотношения профилактики и противодействия — важнейшая задача, связанная с решение проблемы соотношения эффективности и затрат, в том числе в строительстве и управлении будущим. На основе данного расчета должны формироваться функции и подсистемы обеспечения безопасности. Расчет должен осуществляться путем диалога государственных, общественных и ведомственных научных и экспертных структур. Это должна быть постоянно-периодическая процедура согласования интересов конкретных ведомств, общества и государства по решению общих задач эффективного развития социума.