§94. Современное стратегическое управление, в том числе управление будущим, основывается (должно основываться) на комплексе рационально-философского, научного, экспертного и информационно-аналитического обеспечения. Только данный комплекс в настоящее время способен обеспечить наиболее аутентичное сопровождение выработки управленческого решения и контроля его исполнения. От характера и качества данного комплекса напрямую зависит качество управления, в том числе управления будущим. Особенно большие проблемы в настоящее время существуют именно в сфере научного и экспертно-аналитического обеспечения стратегического управления, в том числе будущим. В России — это проблемы игнорирования и необходимости возрождения данного направления. В мире — это тупики смыслов и дефицит методологий и методов. Причем, анализ показывает, что вывести мировое сообщество из тупика смыслов в настоящее время способна лишь русская культура, российская цивилизация (см. дополнительные аргументы в работах: Селиванов А.И. Метафизические основания познания и управления социальными системами в информационную эпоху// Вестник ИЭАУ . — 2014. — №4. Электронный журнал. URL:http://www.ieay. ru/zhyrna/index3/11; Селиванов А.И. Прикладные социально-гуманитарные исследования: специфика и мировоззренческие основания методологии// Безопасность бизнеса. 2015. №1. С. 34-40; Селиванов А.И. К вопросу о мировоззренческих и методологических основаниях современной социально-гуманитарной науки//История государства и права. 2015. №4. С. 39-45; Селиванов А.И. Межгосударственные (в рамках БРИ КС) научно-исследовательские и экспертные структуры в сфере стратегического управления как инструмент выработки совместных планетарных стратегий и координации национальных стратегий развития// Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. — М.: ИНИОН РАН, 2015. — С. 565-566.
Примечание 1. В предыдущих разработках исследованы различные аспекты научного, экспертного и информационно-аналитического обеспечения стратегического управления: а) проведено сопоставление и выявлены принципиальные различия между государственными и корпоративно-сетевыми ценностями, целями, стратегиями управления и механизмами их осуществления (ниже приводятся работы, в которых автором впервые опубликованы результаты исследования тех или иных проблем. По данной проблеме см.: Селиванов А.И. Противостояние ТНК и государства как основное противоречие эпохи //. Значение наследия А.Е. Снесарева для решения современных проблем геополитики. Материалы научно-практической конференции в Военной академии ГШ ВС РФ. М., 2006; Селиванов А.И., Хабибулин А.Г., Шахрай С.М. Государство и экономика современной России: реальность и перспективы (политико-правовой анализ). Монография. М.: ГНИИСА СП РФ, 2006);
б) выявлен алгоритм управленческого решения стратегического типа и его принципиальное отличие от алгоритма принятия управленческого решения оперативного типа (см.: Хабибулин А.Г., Селиванов А.И. Стратегическая безопасность российского государства: политико-правовое исследование. Изд-е 2. М., 2011);
в) социально-классовая природа науки осмыслена как ключевой методологический принцип науковедения в условиях противостояния государственного и кланово-корпоративного способов организации и управления жизнью социальных систем (см.: Селиванов А.И. Наука в условиях кланово-корпоративной системы власти в стране и в мире //Наука и власть: проблема коммуникаций. Материалы Всероссийской научной конференции (26.09.2008). М.: Научный эксперт, 2009; Селиванов А.И. Наука и власть: к вопросу о природе взаимодействия и характере влияния на социальную динамику современной России //Научно-теоретические аспекты трансформации российского общества: сборник научных статей. М.: АЭБ МВД России, 2009);
г) сформулированы принципиальные основы стратегического целеполагания и выявлена его целостная ценностно-мировоззренческая и метафизическая природа, требующая комплексного философского и научного исследования и решения (Селиванов А.И. Процедура целеполагания в стратегическом управлении: мировоззренческое, научное и экспертно-аналитическое обеспечение// Информационно-аналитическое обеспечение стратегического управления: теория и практика. Труды второй Всероссийской научно-практической конференции. М.: ИПК госслужбы, ИНИОН РАН, 2006);
д) исследованы важнейшие компоненты причинного комплекса развития государства (Селиванов А.И. Причинный комплекс развития современного российского государства// История государства и права. М., 2009. №23);
е) исследованы проблемы обеспечения стратегической безопасности государства на уровне конкурирования теорий и методологий развития как оснований и компонентов конкуренции национальных стратегий за будущее (Селиванов А.И. Теория развития как поле конкуренции государственных стратегий управления// Вестник АЭБ МВД России. М., 2010. № 10; Селиванов А.И. Россия и Беларусь в мировой конкуренции за будущее// Ключевые проблемы в обеспечении экономической безопасности государств — участников Союзного государства. Материалы межгосударственной научно-практической конференции М.: АЭБ МВД России, 2011; Селиванов А.И. Теория развития как основа национально-государственных стратегий управления и сфера конкурентной борьбы//Информационные войны. М., 2011. №11);
ж) исследован комплекс научного, экспертного и информационно-аналитического обеспечения государственного стратегического управления в его специфике Селиванов А.И. Комплекс научного, экспертного и информационно-аналитического обеспечения государственного стратегического управления// Вестник АЭБ МВД России. М., 2011. № 7; Селиванов А.И. О путях синтеза научного, экспертно-аналитического и информационного обеспечения стратегического государственного управления в современных условиях// Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение стратегического управления, разработки и реализации приоритетных национальных проектов и программ. Труды третьей Всероссийской научно-практической конференции (31.05–1.06.2007). М.: ИНИОН РАН, АЭБ МВД России, ИПК госслужбы, др. 2007; Селиванов А.И. Некоторые особенности методологии научного познания развивающихся объектов// Вестник ИЭАУ . №3. 2014. Электронный журнал. URL:http://www.ieay.ru/zhyrna/index2/9; Селиванов А.И. О функциях и методах экспертно-аналитической работы при выработке государственной политики развития: методологические аспекты// Экономическая политика России в условиях глобальной турбулентности. Международный финансово-экономический форум-2014 (24-26 ноября, Москва). Т.4. — М.: Финансовый университет, 2015. — С. 280-289) и другие аспекты проблемы. Здесь нет возможности и необходимости воспроизводить результаты данных разработок, но уместно отметить, что большинство из них напрямую относится к формированию конструкции научного обеспечения управления будущим и строительства будущего конкретных объектов и процессов.
Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение стратегического управления (в том числе и в особенности будущего) — это целостный комплекс (§63 Примечание 1). Лишь только в такой целостности данный комплекс способен обеспечивать выполнение своих функций в интеллектуальном обеспечении управления будущим, отвечать ожиданиям общества и запросам со стороны системы управления. Иллюзи ей является концепция, что можно обойтись без такого комплекса либо заменить его более простым («из трех человек»). Иллюзией является и то, что создание такого комплекса — простое и быстрое дело. Фактом является то, что эффективный комплекс научного, экспертно-аналитического и информационного обеспечении стратегического управления — это сложная и большая развивающаяся система и в ином виде данный комплекс существовать не может.
Вокруг научного, экспертного и информационного обеспечения управления идет множество управленческих и собственно научных и методических дискуссий. Так, продолжают развиваться дискуссии с привлечением аппарата различных методологий (Пример постановки проблемы: Курдов А.Г. Идеи герменевтики в стратегическом планировании //Стратегическое планирование и развитие предприятий. Секция 1. Материалы 10-го Всероссийского симпозиума. — М.: ЦЭМИ РАН, 2009 С. 101-102) в разных аспектах управления (пример — прагматический подход в стратегическом анализе, методы управления будущим на примере управления властью, политикой, военными и другими социальными технологиями в работе: Почепцов Г.Г. Стратегия. М.: «Рефлбук», К.: «Ваклер», 2005. 384 с.) и т.д., о чем ранее шла речь.
Например, важным направлением исследований является критическая оценка возможностей стратегического управления и его границ, анализ ошибок и методов их устранения. Известно, что здесь существуют проблемы — как в практике государственного управления (довольно значительная часть распоряжений различного уровня управления, вплоть до уровня Правительства и Президента, не выполняется, на что периодически указывается руководителями, отдающими распоряжения), так и в практике бизнеса, анализ которой также позволяет утверждать: «Практика показывает, что существенная часть стратегических планов не реализуются, а стратегические цели не достигаются вообще или «размазываются по траектории движения к ним» (Маршев В.И. Проблемы реализации стратегических решений// Управление изменениями: принятие решений. Сборник статей. — М.: Издательство ИКАР, 2012. — С. 91-108. (Цит.: С. 91). Однако нет оснований говорить о тупике парадигмы стратегического управления, управления будущим. Есть необходимость говорить о метафизических и мировоззренческих тупиках конкретных культур в освоении будущего. Развитие системы научного, экспертного и информационно-аналитического обеспечения управления будущим конкретных объектов и процессов без сомнений будет обеспечивать все более эффективное познание будущего и управление будущим.
Примечание 2. Развертывание системы научного, экспертного и информационно-аналитического обеспечения управления должно быть организовано в виде государственного целевого проекта. Блок-схема целевого проекта «Формирование национального комплекса научного и экспертно-аналитического обеспечения управления будущим» Данная блок-схема применительно к организации научного, экспертного и информационного-аналитического обеспечения системы стратегического управления на примере вступления в ВТО впервые представлена в работе: Селиванов А.И. Об организации системы федерального, регионального и хозяйственного управления России в условиях высокой неопределенности (на примере вступления в ВТО )// Россия: Тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 7. Ч.1. — М.: ИНИОН РАН, 2012. — С. 149-151.
Цель — разработка и внедрение систем научного и экспертно-аналитического обеспечения стратегического управления будущим в различных органах и структурах управления — на региональном (федеральный, региональный, муниципальный, отраслевой, ведомственный уровни), на уровне отдельных предприятий и промышленных комплексов с сочетанием иерархического и сетевого подходов — создание единой системы региональных научных структур, иерархически-сетевой для отраслей и ведомств, для госпроектов, и сетевой для конкретных хозяйствующих субъектов (предприятий).
Задачи проекта:
– разработка организационной модели стратегического управления будущим, ориентированной на обеспечение национальной конкурентоспособности на удаленную перспективу, с учетом перехода к 6-му технологическому укладу;
– разработка технологии реализации данной организационной модели и внедрения ее в жизнедеятельность объекта управления, включая трансформацию информационных потоков и документов в целях стратегического управления будущим;
– разработка и создание научно-экспертных подсистем прогнозирования и целеполагания, удаленных на 5-10 и 15-25 лет на каждом объекте управления и 50-75 и более лет в государстве;
– формирование комплекса информационного обеспечения системы научного и экспертно-аналитического обеспечения стратегического управления будущим на основе комплекса программно-целевого планирования и управления в сочетании с проектным походом;
– разработка подсистемы обеспечения безопасности в условиях обострения мировой конкурентной борьбы;
– разработка и внедрение технологии подготовки и переподготовки кадров по научному и экспертно-аналитическому обеспечению стратегического управления, включая методические пособия для персонала различного уровня;
– разработка и внедрение оптимизационных моделей взаимодействия систем государственного управления будущим и управления предприятием с «внешней средой» на международном, федеральном и региональном уровнях.
Блок-схема научного, экспертного и информационно-аналитического обеспечения стратегического управления:
– блок оценки экономических, политических и правовых факторов внешней среды на удаленную перспективу, оценки динамики и общих тенденций, новых возможностей, инновационных технико-технологических трендов, угроз и рисков, оценка и прогноз развития конкурентной среды, конкурентов, характера конкурентной борьбы — применительно к конкретным объектам и процессам;
– блок целеполагания;
– в экономике — блок сегментирования рынков;
– блок предвидения и прогнозирования, в том числе развития инновационно-технологической среды;
– блок конструирования и проектирования;
– блок программирования и планирования;
– блок сопровождения строительства будущего;
– блок мониторинга и контроля;
– блок связи с обществом (GR, PR, работа со СМИ и т.д.).
Контуры модели организации научного и экспертно-аналитического обеспечения стратегического управления:
– специальные подразделения по научно-экспертному и информационно-аналитическому обеспечению стратегического управления будущим;
– фундаментальные и прикладные научные школы по управлению будущим для различного уровня управления и разных объектов;
– экспертные структуры, формирование экспертного сообщества, выработка экспертных форм деятельности и осуществление научных контактов;
– информационная инфраструктура и соответствующие подразделения.
Технологии и логика реализации проекта:
– разработка контурной модели научного и экспертно-аналитического обеспечения стратегического управления будущим объекта (процесса) (далее — контурной модели);
– формирование научно-экспертного сообщества под задачи;
– обсуждение контурной модели научно-экспертным сообществом на научно-практическом семинаре;
– утверждение контурной модели руководством органа управления;
– формирование на базе научно-экспертного сообщества рабочих групп по осуществлению прогнозов, формированию конкретных целей и разработки целевых проектов;
– создание дополнительных подразделений, их оснащение, кадровое наполнение;
– проведение расширенных совещаний персонала системы управления с целью ознакомления с новым вектором управления, формированием соответствующего интеллектуального и морально-психологического климата для подключения «коллективного разума».
Организационно-управленческие действия:
– создание органа управления проектом;
– рабочие совещания;
– научно-практические семинары;
– формирование экспертного сообщества для целей предприятия;
– заочная работа экспертов (опросные листы, интервью, беседы);
– коллективные методы экспертной работы («Дельфи», «мозговой штурм» и другие);
– обучение персонала и формирование встроенных подразделений по стратегическому управлению на предприятии.
Ожидаемые результаты:
– система анализа внешней для России среды движения в будущее, включая тенденции перехода к новому технологическому укладу;
– организованное научно-экспертное сообщество «вокруг» объекта управления с запущенными технологиями деятельности научно-экспертного сообщества;
– кадры и подразделения для информационно-аналитического обеспечения стратегического управления предприятия;
– технология ротации, подбора и обучения кадров для подразделений информационно-аналитического обеспечения (включая стратегический маркетинг);
– пакет проектов и программ деятельности на ближайшие 1-2 года по обеспечению конкурентоспособности в удаленном будущем;
– приведение в систему информационных каналов и информационных ресурсов для обеспечения стратегического управления будущим;
– создание системы новых контактов с системой государственного управления различного уровня (федеральный, региональный, отраслевой, межотраслевой) с учетом стратегического управления будущим.
Примечание 3. Генеральным организующим началом в науках о развитии, науках о будущем, в создании в России механизмов собственного развития, развития в собственных интересах страны в том числе и в особенности — в управлении развивающими социальными объектами, является формирование фабрик стратегического проектирования. Для самостоятельной «игры всерьез» в поле управления и строительства будущего России необходима качественно новая организационно-управленческая модель, ориентированная на развитие конкретных объектов и реализацию в них конкретных проектов развития. Главная новизна предлагаемого подхода —переход от поиска путей провозглашения новой стратегической парадигмы развития страны к созданию механизмов для ее осуществления в виде социального института стратегического проектирования, результатом деятельности которого должно стать конструирование и строительство процесса движения в будущее, строительства будущего и управления будущим в интересах России. Необходимо создать организацию (деловую компанию) и необходимую инфраструктуру для серийного производства «под ключ» стратегических проектов. Речь идет об организационной структуре нового типа в сфере социально-гуманитарных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок с жесткой ориентацией на практическое внедрение в сфере стратегического проектирования и планирования, разработки и внедрения проектов развития, условно названной «фабрика стратегических проектов». Это будет инновационный организационно-управленческий проект государственного масштаба, в котором будет заинтересовано как государство, так и пророссийская часть делового сообщества. Такой подход представляется единственным эффективным для реализации «окна возможностей».
Данный подход позволит создать устойчивые отношения с политическим и деловым сообществом, где доминируют прагматические ценности и цели, перевести проблему оперативного и стратегического управления будущим, развития, проектирования в понятное им деловое русло, в деловую логику — не от общей идеи к поиску деловой эффективности, а от непосредственной деловой эффективности стратегических проектов — к получению эффектов развития в масштабах страны.
Алгоритм (технология) разработки и внедрения проектов на фабрике стратегических проектов должен включать целостный взаимоувязанный комплекс, способный к решению всего спектра задач, связанных с проектированием, внедрением и обеспечением деловой эффективности компании — научно-исследовательских, конструкторских, организационных, финансовых, кадровых, политических, законодательных, рекламно-имиджевых и т.д.
Исследовательская часть должна обеспечивать: создание механизмов и структур по научной проработке проектов, включая научные школы; фундаментальный и прикладной уровни научных разработок; разработку конкретных проектов; оценку и расчет сил и средств для реализации каждого конкретного проекта; консалтинг текущих проектов; корректировку и «ремонт» собственных и чужих проектов; сопровождение действующих проектов; безопасность и конкурентоспособность проектов, защиту от новых угроз и снижение рисков; мониторинг; безопасность и конкурентоспособность самого проекта «фабрика» и т.д.
Организационно-управленческая работа: формирование сети территориальных и отраслевых подразделений — от обучающих центров и учебных заведений по подбору кадров до информационно-аналитических и научно-исследовательских подсистем фабрики; формирование научного, конструкторского и экспертного сообщества; создание системы взаимодействия фабрики с политическими и общественными организациями, технологии согласования интересов на стадии формирования проектов; формирование союза российско-ориентированного бизнеса (помимо РСПП), активизация ТПП и изменение структуры ее политики как важного компонента инфраструктуры стратегического управления.
Законотворческая деятельность: обеспечение необходимо количества и качества законов по проектированию, кроме закона о стратегическом планировании — еще и закон о государственной политике в различных сферах экономики и т.д.; под конкретные проекты — дополнительно конкретные пакеты законов и регламентов, которые будут элементами технологии реализации проектов; расчет интересов политических сил и формирование пакета как результата экспертно-аналитической оценки высокой вероятности его прохождения в законодательных органах.
Кадровая работа должна обеспечить подбор, подготовку и переподготовку кадров; создать и обеспечивать поддержание в работоспособном состоянии образовательных подразделений; постоянную работу по расширению состава практических работников — разработчиков, конструкторов, экспертного общества, аналитических работников, технологов, организаторов и управленцев и т.д.
Информационная работа должна обеспечить общественно-информационную активность вокруг фабрики и каждого конкретного проекта, GR, PR, рекламу, СМИ, собственный бренд, имидж, торговая марка фабрики.
Маркетинговая работа должна быть направлена на разработку стратегического маркетинга фабрики; расширение поля потенциальных и действующих потребителей; методологию постоянного поиска новых сфер и проектов, ангажирования проектов и способов их применения с целью рекрутирования заказчиков (потребителей); постоянная работа по расширению активных сторонников, инвесторов, потребителей продукции фабрики.
Технологическая: постановка проектов на поток, в особенности — подготовка и переподготовка кадров разработчиков, научных площадок, тиражирование проектов под конкретные объекты, подготовка команд под конкретные проекты с единой методологической платформой, на основе молодых специалистов, аспирантов в том числе, молодых кандидатов наук и т.д.
Блок-схема каждого конкретного проекта:
– цель;
– интересы объекта, внутренних и внешних сил;
– оценка ресурсов;
– разработка сценариев развития;
– выбор варианта сценария развития;
– разработка программно-целевого проекта и плана (ПЦПП);
– разработка технологии внедрения;
– внедрение, включая кадровое обеспечение;
– сопровождение проекта, включая «ремонт» и корректировку, «поставку запчастей» и т.д.
Создание такой системы по разработке и внедрению стратегических проектов является реальной силой по формированию тренда развития, силы, которая по причине собственной интеллектуальной обеспеченности способна стать организующим центром более мощным, чем любые иные структуры в России, а также достойным конкурентом крупным зарубежным интеллектуальным стратегическим игрокам. Более того, в силу собственного научного опыта, Россия может и должна стать мировым центром проектирования, предлагая собственную проектную продукцию не только на внутреннем, но и на мировом рынке (в особенности странам ШОС, БРИ КС). Если же учесть, что проектирование будущего и управление им является одним из основных течений в рамках нового технологического уклада, то разработки в этом направлении являются одним из ключевых направлений конкурентной борьбы. Этим направлением, в котором Россия имеет опыт, задел, доказанный потенциал и которое может быть возрождено и использовано не только как конкурентное преимущество, но и как созданная и оставленная на поток деловая технология, может быть обеспечено одно из ключевых направлений прорыва России.
Понятно, что создание такой организационно-управленческой структуры само является масштабным государственным проектом. Для осуществления данного проекта необходимо создание механизмов первоначального государственного инвестирования, механизмов государственно-частного партнерства по развертыванию данного проекта. Государству и деловым структурам предлагается вложить средства в создание инновационной интеллектуальной инфраструктуры нового типа, востребуемой на новом технологическом этапе — инфраструктуры экономики развития (участие государства всегда обеспечивается по крупным проектам, в том числе в странах капитализма — ядерный проект, космос, авиация, нанотехнологии, энергетика и др.). Отдача от этого проекта будет получена в ближайшие 2-3 года после его начала, а через 3-5 лет проект может быть запущен на полную мощность.