§86. Различные субъекты деятельности, имея различные метафизики и мировоззрения, в строительстве будущего основываются на различных предельных смыслах и устремлены к разным целям относительно будущего и строительства будущего конкретных объектов и процессов, формируют собственные смыслы и связанные с пониманием времени разные стратегии относительно конкретных объектов, вовлекают в круг своей деятельности разные объекты (их стороны) и процессы или не включают те или иные из них, а в случае вовлечения одинаковых объектов могут вовлекать их как в одинаковом, так и в разных аспектах, порождают различные стратегии и технологии, используют разные способы строительства и технологии и т.д. — это может быть строительство материальное и идеальное, строительство будущего как созидание и строительство будущего как разрушение. Всякая конкретная деятельность по строительству будущего в конечном итоге подчинена стратегии предельных метафизических смыслов и целей, находит в ней основания и оправдания.

Без учета предельных смыслов невозможен ни анализ строительства будущего тем или иным субъектом, ни осуществление эффективного строительства будущего. Принципиальным моментом является то, что субъекты строительства будущего формулируют от своего имени социальный запрос на строительство будущего, его аспектов и компонентов. Социальный запрос является способом реализации и корректировки целей строительства будущего, их перехода от идей к их воплощению в бытии, основанием для социальной прагматики, материализации и институциализации сил и средств для строительства.

Между разными субъектами в отношении строительства будущего одних и тех же объектов в одинаковых и различных отношениях и аспектах, а также в отношении строительства разных объектов могут возникать различные отношения — сотрудничество и взаимопомощь, нейтральность, конкуренция. Характер этих отношений определяется метафизическими платформами и типом мировоззрения различных субъектов. В целях оптимизации активности по строительству будущего конкретных объектов и процессов необходимо также строительство собственно субъектов строительства под конкретные объекты, цели и задачи, «сборка субъектов развития». Удачный концепт «сборка субъектов развития» предложил и развивает в теоретической и прикладной сфере В.Е. Лепский (Институт философии РАН). Для конкретной задачи сборка субъекта развития может осуществляться на основе разных принципов, с использованием различных «блоков» в виде компонентов разных культур, субкультур, представителей профессиональных и иных сфер, различного научного, информационно-аналитического и экспертного обеспечения процессов «сборки» субъектов развития.

Примечание 1. Различные метафизики и мировоззрения создают разные основания и принципы формирования (строительства, сборки) субъектов строительства будущего, их цели, характер и масштабы социального запроса. Эти субъекты могут иметь одномерную природу, многомерную составную природу и многомерную органическую природу. Одномерные субъекты строительства будущего формируются на базе одноосновных мировоззрений (моноплатформы). В таких мировоззрениях любое иное мировоззрение (мировоззрение и как объект, и как субъект строительства будущего) представляется ошибочным и подлежит уничтожению как культурный феномен в совокупности его духовной практики и материальных артефактов, истреблению начиная с его корней. По этому пути шло большинство мировых религий в начале своего становления и культурной экспансии, а некоторые продолжают порождать (и производить) такие радикальные группировки и на более поздних этапах, в том числе в современности (например, талибы и представители Исламского государства систематически уничтожают памятники иных культур). По этому пути шли многие политические идеологии. По этому пути идут экономические организации в конкурентной борьбе. По этому пути идут различные системы управления и правовые системы. В этом случае ценность альтернативных (конкурентных) объектов не просто равна нулю, но является отрицательной величиной, потому такие объекты (с точки зрениях им альтернативных) подлежат уничтожению и даже искоренению. Единственным субъектом строительства будущего полагается данный субъект.

Некоторую альтернативу предлагают плюральные и толерантные мировоззрения и политические идеологии. Они основаны на формальном (идеологическом, политическом, правовом) равенстве разного, остающегося в себе тождественным себе в собственной целостности и арифметическом складывании активности и потенциалов для достижения той или иной целостности и решения той или иной задачи. При этом собственно цели и задачи формируются одной наиболее сильной тотальностью в рамках данной суммативной псевдо-целостности. В этом типе сборки субъектов псевдо-целое в своей органике сохраняет в качестве компонентов множество различных тотальностей, порой непримиримых. Поэтому такие субъекты оказываются весьма неустойчивыми, временными, в частности потому, что они оказываются бессильными перед тотальными культурами и субкультурами как своими компонентами — например, идеология мультикультурализма в Европе оказалась беспомощной перед нашествием иных культур. Эти псевдо-целостности на деле периодически востребуют новую тотализацию духа отдельных культур и наций как компонентов субъектов строительства будущего, с высокой степенью вероятности и высокой частотой переводя субъекты строительства в одномерные состояния.

Более конструктивную альтернативу предлагают мозаичные культуры и идеологии, многоосновные метафизики и мировоззрения (в том числе материалистические). Они позволяют человечеству не только искать наиболее удачные решения в разных культурах, но и органически сочетать их с иными, формировать более эффективные модели и пытаться выстраивать некие интегральные модели познания и освоения бытия, строительства будущего.

Примечание 2. Формальная (в том числе в прагматических целях) «сборка субъектов» строительства будущего, как и сборка объектов будущего, на основе однотипных универсальных блоков (наподобие автомобилей) применительно к решению конкретных задач может носить конструктивный созидательный характер на основе любой мировоззренческой платформы достаточно долгие промежутки времени. На основе плюральной платформы это очевидно. Но возможна формальная сборка субъектов из разных компонентов также на базе одноосновной платформы, в рамках одной тотальности — так в настоящее время китайцы как догоняющая и копирующая культура собирают собственное бытие и субъектов строительства собственного бытия как конструктор «лего» из совершенно различных блоков и концепций, добиваясь видимых успехов. Однако отсутствие внутренней органики субъектов в сфере активных инноваций порождает «пределы роста», уже ощущаемые современной китайской цивилизацией. Промежутки времени (периоды) конструктивности таких форм сборки определяются достаточностью набора блоков для возникновения нового качества субъекта (начало периода) и исчерпанием цели (конец периода). После этого данная формальная общность распадается. При мозаичном единении, углубляющем органику до формирования интегрирующих смыслов, периоды времени конструктивности увеличиваются, причем, постоянно прирастая вместе с динамическим развитием смыслов.

Есть основания полагать, что поблочная сборка социальных субъектов и объектов, в том числе субъектов и объектов будущего, будет носить все более широко распространенный характер, в том числе по относительным процентам однотипных «универсальных» блоков. При этом, не становясь ни полностью, ни порой даже близко подобными, социальные субъекты, базирующие на разных платформах, будут включать в себя все большее количество однотипных блоков, которые будут одновременно и каналами взаимодействия, и некоторой единой инфраструктурой планетарного человечества. Технологичность сборки в значительной степени приведет к унификации — единые социально-политические технологии, организационно-управленческие решения и т.д. в отношении строительства будущего. Однако конкурентоспособность и перспективность тех или иных субъектов строительства будущего в конечном счете будет определяться органичностью метафизической и мировоззренческой платформ.

Примечание 3. Мироздание в целом и каждый развивающий объект, в особенности с учетом его будущего, гораздо многообразнее и сложнее, чем пока представляется человеку. Поэтому путь познания и строительства будущего, управления будущим в отношении существующих объектов и процессов — это путь терпения и осторожности, наблюдения и реагирования, путь терпеливого «понимания» и ответственного «приручения» существующих развивающихся объектов — такого «приручения», которое требует не только трансформации мира под потребности человека, но и трансформации самого человека под различные объекты и миры, трансформации его деятельности, поведения, систем ожидания. А в отношении создания новых объектов, процессов, свойств, «выведения новых пород» развивающихся миров — должно быть проявлено еще более ответственное отношение, чтобы совершенствование объектного и процессуального состава бытии и создание специальных функций, необходимых для человека, не входило в диссонанс с бытием и иными его компонентами, не нарушало противоречивой гармонии бытия в настоящем и будущем. Это известно из простейших технологий создания («семь раз отмерь, один раз отрежь»). В создании сложных развивающихся миров это может быть требование, условно говоря, не семь, а семьдесят и семьсот раз отмерять прежде, чем один раз сделать. Скоропалительность решений, рискованные не просчитанные действия просто угрожают будущему. Наиболее высокий уровень понимания и ответственности перед человечеством способен предложить лишь антропологический материализм, который должен рассматриваться как базовая платформа, в том числе для строительства субъектов строительства будущего. Остальные метафизики и мировоззрения могут стать элементами мозаичного комплекса, который поможет осмыслению и производству бытия будущего в его комплексности.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля