§84. Наиболее важными направлениями прикладного научного познания будущего конкретных объектов, процессов, состояний являются следующие:
а) гносеологические и методологические — классификация объектов и процессов; развитие новых качеств человека как субъекта познания, в том числе с подключением коллективного разума и искусственного интеллекта; разработка методологии и методов для обеспечения качественного и эффективного познания будущего конкретных объектов и процессов в различных его аспектах, включая предвидение, прогноз, предсказание, целеполагание, разработку планов-образов желаемого состояния с набором параметров и факторов и формулировкой групп целей, разработку основ политики и приоритетных программ и проектов(«Форсайта»), выработку задач и комплекса инструментов и механизмов достижения; расширение методического инструментария прикладных исследований будущего в разных областях науки; разработка прикладных аспектов развития информационных полей; разработка алгоритмов адаптации фундаментального и прикладного познания к познанию конкретных объектов и процессов; разработка типовых требований, стандартов и критериев оценки результатов прикладных научных исследований будущего по отношению к классам и типам объектов и процессов и к различным аспектам познания; осуществление осмысления возможностей различных метафизических платформ в познании будущего конкретных объектов и процессов; формирование методологии, методов и алгоритмов разработки и сертификации инжиниринговых проектов по формированию будущего и т.д.;
б) праксеологические и аксиологические — развитие различных аспектов содержания интеллектуального обеспечения стратегического управления (в особенности предвидения, прогнозирования, проектирования, планирования, программирования); осмысление и создание механизмов отбора метафизических, гносеологических, методологических, аксиологических и практических аспектов конструирования и создания будущего; разработка методик, порядков, их сертификации, регламентов внедрения результатов научного познания будущего в практику, в том числе в практику управления; формирование здоровой ценностной структуры в профессиональном сообществе прикладных исследований будущего, включая инжиниринг будущего; разработка социально-гуманитарных и информационных идеологий в конструировании и создании будущего и т.д.;
в) организационно-управленческие — развитие различных аспектов организации интеллектуального обеспечения познания будущего и стратегического управления будущим применительно к конкретным объектам и процессам (в особенности предвидения, прогнозирования, проектирования, планирования, программирования); формирование полноценного и объемлющего исследовательского и экспертного сообщества; изжитие системы всевластия чиновничье-бизнесмено-криминального управления России и замена его на систему научного обоснования выработки, принятия и контроля исполнения управленческих решений; формирование здоровой, открытой, контролируемой обществом системы двусторонней и обоюдо ответственной связи и взаимодействия прикладных аспектов наук о познании будущего — и практики, наук — и органов управления; формирование механизмов, технологий, институтов, профессиональных коллективов, информационных технологий для осуществления всех видов научной и экспертной деятельности в осуществлении всех аспектов познания будущего конкретных объектов и процессов (начиная с эмпирических исследований до целеполагания и осуществления проектов).
Актуальные для современности направления прикладных исследований будущего конкретных объектов, процессов и состояний развиваются быстрыми темпами, расширяется спектр направлений исследований. Перед научным и экспертным сообществом России стоит задача сформировать организационные (институционализированные) системы и подразделения для проведения прикладных исследований в виде научных и экспертных организаций достаточного количества и уровня профессиональной подготовки кадров, для разработки целей (государственных, региональных, муниципальных, хозяйственных, по отраслям общественной жизни), разработки для их достижения проектов, планов, программ — в виде научных и экспертных организаций достаточного количества и уровня профессиональной подготовки кадров, необходимые для обеспечения взаимного доверия и двусторонней ответственности механизмов, порядков, регламентов и других нормативных документов по выработке, обсуждению, принятию решений, осуществлению проектов и контролю.