Глава 11. Основы фундаментальной футурологии

§75. На экспертно-аналитическом уровне фундаментальное научное познание будущего объектов, процессов, состояний оперирует идеальными образами реальных объектов (образами, моделями, теоретическими объектами) и моделями познания для исследования: а) онтологических и гносеологических моделей на предмет их аутентичности реальным объектам познания, в том числе разработке сценариев, б) соответствия исследовательских процедур целям и задачам научного познания, запросам практики, обеспечения валидности научного познания, в) осуществления и корректировки процедур междисциплинарного синтеза; г) выделения новых направлений исследований и постановки исследовательских проблем, в том числе в мультидисциплинарном формате; д) адаптации различных метафизических и мировоззренческих платформ к целям научного познания, решение других задач (культурологических, этических и т.д.), е) участия в фундаментальных теоретических исследованиях будущего экспертными методами, ж) участия в фундаментальных эмпирических исследованиях экспертными и информационно-аналитическими методами.

Экспертно-аналитическое познание в фундаментальной науке о будущем включает в себя:

– типы исследования: метафизические матрицы, объяснение, понимание;

– методы и инструменты получения, проверки и обработки знания на экспертно-аналитическом уровне: экспертные оценки, выявление, постановка и формулировка проблемы, формулировка гипотезы, идеализация, абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, аналогия, моделирование (образное, мысленное), анализ, системный анализ, комбинаторный анализ, факторный анализ, синтез, «вживание в образ», интуиция и др.;

– формы представления экспертно-аналитического знания:

качественные и количественные оценки, модели, проблемы, понимающее описание, методологические основания, наборы методов.

Экспертное познание и знание отличается как от научнотеоретического, так и научно-прикладного. Однако при этом оно полностью основывается на научном познании, является научным по содержанию итогового знания, но включает в себя не только научно-рациональные расчеты, но и способности живого человека как носителя иных (внерациональных) компонентов познания мира, в особенности рациональной интуиции и практического опыта. В конечном итоге экспертное знание проверяется теоретическими и эмпирическими методами и затем имплементируется в тело науки.

Информационно-аналитические исследования обеспечивают проведение аналитических исследований, подготовку аналитических документов для принятия конкретных управленческих решений, информационное обеспечение с использованием специального набора методов. Есть фундаментальные проблемы исследования собственно информационной аналитики для ее совершенствования применительно к практике научных исследований и стратегического управления. Есть аспекты фундаментального исследования будущего объектов, процессов, состояний, интеллектуального обеспечения стратегического управления, требующие использования информационно-аналитических

методов. Собственно аналитическое исследование будущего — разновидность аналитического исследования (§50).

Примечание 1. Поскольку не вся реальность будущего, как и всякая реальность, полностью рационализируема и вербализируема, упорядочена в мысли в такой степени, что может быть сформулирована в виде последовательных (строже — логических) мыслительных форм, то в познании и практике деятельности в отношении будущего значительное место в человеческой деятельности отводится процессам мыследеятельности с включением элементов иррационального (§47, §68). Экспертные исследования — уровень исследования, активно использующий в том числе эти формы и методы познания. В экспертном исследовании (§50) важны профиль и квалификация экспертов, понимание того, что экспертом может быть далеко не каждый научный работник и не каждый практик. Для осуществления функций эксперта человек он должен а) быть профессионалом в научной или/или практической сфере, б) обладать определенными личностными свойствами и качествами мышления, в) быть непосредственным участником постоянно проводимых научных исследований в сфере его компетенции либо практики деятельности с конкретных познаваемым объектом (в социальной сфере — управленец, дипломат, разведчик, журналист-аналитик и т.д.). Лишь сочетание этих трех параметров — профессионализм, индивидуальные мыслительные способности и научно-прикладная активность — позволяет говорить о квалификации данного научного работника как эксперта.

Примечание 2. Экспертное исследование сложных развивающихся объектов должно представлять собой коллегиальную деятельность групп экспертов, которая осуществляется на постоянно-периодической основе. Квалифицированная экспертная работа не может носить спорадического или разового характера. В этой связи такая эффективная деятельность возможна лишь в разветвленном профессиональном многопрофильном экспертном сообществе. Экспертное сообщество должно быть самоорганизующимся, имеющим инструменты для отбора и подготовки экспертов, имеющим некоторый набор формализуемых критериев для привлечения экспертов, а также для присвоения квалификации экспертов соответствующим уполномоченным общественным либо государственным органом. Информационная аналитика в исследовании будущего по определению является коллективной деятельностью в широким диапазоном специальностей, формирующих ее как комплекс. Эти основные правила распространяются и на экспертноаналитическую деятельность в сфере прикладных научных исследований будущего.

Примечание 3. Экспертно-аналитическая деятельность в познании будущего различается в зависимости от типа предметной области. В первом типе предметной области («познание того, что существует в неизменном виде на всем интересующем горизонте удаления во времени») экспертно-аналитический уровень в фундаментальных исследованиях востребуется в основном в методологическом аспекте. Во втором типе предметной области («познание того, зародыши или аналоги чего уже есть в настоящем или прошлом») этот уровень научного познания востребуются достаточно широко, для разных задач. В третьем типе предметной области («познание того, чего нет в настоящее время и аналогов чему нет в настоящем и не было в прошлом») применение экспертных методов разнообразно.

В первом подходе, используемом для исследования «новых проявлений существующих качеств развивающегося объекта, его динамики, поведения», в качестве базовых на экспертно-аналитическом уровне познания должны использоваться: методы эмпирического и теоретического познания, комплексный анализ, комплекс методов оперативного проблемно-ситуативного и непрерывного информационно-аналитического сопровождения (в том числе аналитическая разведка, мониторинг), экспертные методы.

Во втором подходе, используемом для исследования «переходов существующего развивающегося объекта в новое состояние, появления новых качеств и свойств», применение экспертных методов становится одним из наиболее широких, базовых. Причем, с этого подхода экспертно-аналитические исследования обретают иной характер — собственно аналитические функции дополняются синтетическими, конструкторскими, проектировочными функциями. В третьем подходе, используемом для исследования «появления нового объекта, процесса, взаимодействия» экспертные методы становятся ключевыми, базовыми, определяя и задавая теоретические и эмпирические исследования, вовлекая их методы и результаты в экспертные работы. При этом собственно аналитические функции дополняются синтетическими, конструкторскими, проектировочными функциями. Экспертно-аналитические исследования обретают новый характер и активно используются (должны использоваться) в первую очередь при проектировании, осуществлении прогноза, выявлении новых угроз, выявлении ресурсных ограничений. При этом особенно активируются метафизические «матрицы» (§49).

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля