
Часть 4 Бытие и постижение будущего развивающихся объектов
Глава 11. Основы фундаментальной футурологии
§73. Эмпирическое познание будущего конкретных объектов, процессов и состояний возможно, в том числе в рамках фундаментальных исследований. Эмпирическое познание в фундаментальных науках о будущем включает в себя следующие компоненты современного общенаучного методологического подхода, сформированного преимущественно на основе исследования наук о стационарных объектах, и совокупность особых приемов и методов познания и форм представления знания, характерных для исследования развивающихся объектов:
– типы исследования: наблюдение, измерение, эксперимент, в том числе мысленные наблюдения, измерения, эксперимент;
– методы и инструменты получения, проверки и обработки знания на эмпирическом уровне: анализ, синтез, индукция, сравнение, классификация, аналогия, экстраполяция, интуиция, моделирование, экспертная оценка, «вживание в образ», диалог с будущим (и др.);
– формы представления и систематизации эмпирического знания в фундаментальных исследованиях будущего: научный факт, классификация, эмпирическая закономерность или закон (и др.).
Примечание 1. Эмпирическое познание по традиции часто ассоциируется с исследованием объекта, который существует, наличествует, который можно, условно говоря, «потрогать». Такая установка может показаться несовместимой с эмпирическим познанием будущего (того, чего пока нет), делая рассуждения об эмпирике в познании будущего абсурдными. Однако это не так. Во-первых, при таком отрицающем подходе не учитываются многие возможности эмпирического уровня научного познания в современной науке, где, например, в науках о стационарных объектах исследуют будущее эмпирическими методами, а в науках о стационарных и развивающихся объектах эмпирические исследования осуществляются не только путем непосредственного контакта с исследуемым объектом, но и другими способами, в том числе через исследования различного типа аналогов, моделей-заменителей и т.д. Во-вторых, возможное отрицание эмпирического познания будущего основано на понимании будущего лишь в смысле будущего в астрономическом времени (как наступления последующих во времени событий), что, как показано, неправомерно сужает понимание будущего. В-третьих, даже при понимании будущего как «будущего во времени» и совокупности новых объектов, процессов, состояний эмпирические исследования во многих случая также возможны, например, в плане определения границ и «коридоров» возможностей, зародышей объектов, процессов, состояний и т.д. Важно подчеркнуть — речь идет именно об эмпирических исследованиях.
Эмпирическое исследование будущего как реальности осуществляется во многих научных и даже бытовых экспериментах. Так, вхождение в ситуацию, постановка эксперимента (например, социального) — это не только в сущности, но и фактически (во времени) исследование следующих этапов, собственно будущего. Причем, это часто такое исследование, которое допускает возвращение в предыдущее состояние (настоящее и прошлое объекта). Таким образом, в частности, можно исследовать (исследуются) различные сценарии наступления будущего.
Важным и специфическим методом моделирования должна стать «заброска в будущее», в будущее в комплексе его или в будущее по отдельным его компонентам. Удаленность заброски в будущее и продолжительность пребывания в будущем должны задаваться условиями эксперимента. В ходе эксперимента могут исследоваться трансформации в будущем, адаптация к будущему, адаптация к настоящему после возвращения из будущего. Не менее важным подходом должен стать «диалог с будущим» (так же, как «диалог с прошлым»). Конечно, людям, как правило, нужно и хочется больше того, на что способна современная наука, что возможно в текущий момент времени. Но нужно с пониманием относиться к возможностям, не делая невозможное аргументом отрицания даже уже состоявшихся возможностей.
Примечание 2. Эмпирическое познание будущего в каждой из выделенных предметных областей (§69) имеет серьезную специфику. В первом типе предметной области («познание того, что существует в неизменном виде на всем интересующем горизонте удаления во времени») эмпирическое познание настоящего есть одновременно познание будущего, удаленного во времени до интересующего горизонта. В этом случае вся совокупность приемов и методов эмпирического научного познания, форм представления научного знания не требует дополнительного обсуждения, выходящего за пределы общей научной методологии.
Второй тип предметной области («познание того, зародыши или аналоги чего уже есть в настоящем или прошлом»). Эмпирическое познание здесь также понятно — на эмпирическом уровне исследуются зародыши будущего (нового) или аналоги (при достаточной обоснованности аналогий), которые могут распространяться как на развивающийся объект в целом, так и на отдельные его аспекты. В этом случае вся совокупность приемов и методов научного познания, форм представления научного знания используется как традиционно, в пределах общей научной методологии исследования стационарных объектов, так и с дополнениями, связанными с осмыслением эмпирических закономерностей развития, допускающим вариативность, сценарный характер реализации потенциала сущего (зародышей), ту или иную степень приближения в исследовании аналогий для оценок будущих состояний и расчета возможностей экстраполяций и т.д.
В третьем типе предметной области («познание того, чего нет в настоящее время и аналогов чему нет в настоящем и не было в прошлом»). В этом случае необходимо различать три разных подхода. В первом подходе, используемом для исследования «новых проявлений существующих качеств развивающегося объекта, его динамики, поведения» в качестве базовых на эмпирическом уровне познания должны использоваться: познание динамической сущности, ее реальной и потенциальной процессуальности (в том числе посредством наблюдений и измерений колебаний, трендов, мысленных экспериментов по вероятным сценариям, в том числе в условиях локальных реальных экспериментов и мысленных экспериментов); методы наблюдения и измерения (в том числе колебаний, трендов) с последующей экстраполяцией (определение границ которой входит в компетенцию теоретического уровня познания), а также в составе экспертной и информационно-аналитической работы (§75); формирование классификаций; мысленные эксперименты по вероятным сценариям, в том числе в условиях локальных реальных экспериментов и мысленных экспериментов. Во втором подходе, используемом для исследования «переходов существующего развивающегося объекта в новое состояние, появления новых качеств и свойств» в современном научном познании базовыми должны быть (пока остаются) мысленные формы эмпирического познания. Кроме того, есть основания предполагать, что начнется освоение и широкое использование новых методов исследования, связанных с эмпирическим исследованием качественных переходов, включая синергетические эксперименты, синергетическое моделирование и т.д. В третьем подходе, используемом для исследования «появления нового объекта, процесса, взаимодействия» базовым пока должно являться мысленное моделирование и мысленные эксперименты, включая эксперименты с гармоническими, функциональными, кибернетическими моделями (разрабатываемыми на теоретическом уровне), основанные на законах системообразования, существующих и изучаемых наукой ограничениях (коридорах). Здесь широкое применение имеют (должны иметь) методы «вживания в образ» и формирования гармоничных моделей, то есть исследование на предмет возможности реализации того или иного сценария исходя из действующих законов природы (законов сохранения, принципов системности, симметрии, законов колебаний и т.д.). Однако при этом, мысленное формирование моделей такого уровня, мысленные эксперименты с ними — по природе своей есть эмпирические методы исследования.
Примечание 3. Возможности эмпирического исследования будущего сильно расширяются при использовании мысленных методов эмпирического исследования. Здесь широкое применение имеют (должны иметь) методы «вживания в образ», формирования гармоничных моделей, формирование моделей исходя из действующих законов природы (законов сохранения, принципов системности, симметрии, законов колебаний), воображение, синтез, сценарный подход и т.д.). Мысленное моделирование такого уровня, мысленные эксперименты с моделями по природе своей есть эмпирические методы исследования. Пример: это могут быть модели будущих объектов, товаров, информационных систем, массивов информации и т.д.