Часть 4 Бытие и постижение будущего развивающихся объектов
Глава 11. Основы фундаментальной футурологии
§72. Фундаментальная наука о будущем (фундаментальная футурология) представляет собой совокупность аспектов конкретных фундаментальных наук, связанных с исследованием будущих состояний конкретных объектов и типов объектов, а также совокупность наиболее общих логико-методологических исследований в этой предметной области. Фундаментальная футурология — это мультидисциплинарное и междисциплинарное направление научных исследований, ориентированное на предметную область бытия, связанную с исследованием последующих (будущих) состояний бытия. Футурологии как особой науки, органически целостной научной области, имеющей собственный объект исследования, вычлененной из других наук, не существует.
Объектом фундаментальных футурологических исследований является природа и процесс движения в будущее различных типов естественных, социально-культурных и идеальных объектов. Предметом фундаментальных футурологических исследований является природа элементной базы различных типов объектов; природа детерминации движения в будущее; природа различных типов связей и взаимодействий при движении в будущее; природа процессов функционирования и развития в настоящем и будущем; общие закономерности динамики состояний; типология настоящих и будущих объектов, процессов, состояний; природа управляющего воздействия на объекты и процессы, на их активность и деятельность; методология и методы познания и конструирования будущего и т.д.
Постановка и решение различных фундаментальных проблем, в том числе связанных с познанием будущего, исследования развивающихся объектов и проблем стратегического управления осуществляется (и должны осуществляться) во множестве наук всех типов — естественных, технических, социально-гуманитарных, а также в метанауках, в особенности в теории развития (§50, Примечание 2).
Важным основанием и дополнением к конкретно-научным и метанаучным фундаментальным исследованиям являются философские в целом и философско-методологические исследования в частности, позволяющие глубже понять процессы формирования будущего и управления будущим. Между конкретными науками, метанауками и философией существует органическая и разнообразная взаимосвязь и взаимодействие в исследовании будущего. Общие принципы познания (§51) применимы к фундаментальным исследованиям будущего. Без фундаментальных исследований познание и строительство будущего существенно осложняется, становится менее обоснованным, несет в себе существенно больше рисков и угроз для природы и человечества, а в некоторых аспектах — вообще невозможно.
Примечание 1. Предметную область исследований фундаментальной футурологии составляют: элементная база будущих объектов, процессов, состояний; классы и типы объектов, процессов и состояний; комплексы связей и взаимодействий (в первую очередь причинно-следственных и генетических, а по природе — всех типов — вещественно-материальных, энергетических и информационных), их природа и закономерности; наиболее общие характеристики и параметры комплексов детерминации переходов в новые состояния; наиболее общие законы и закономерности переходов от настоящего к будущему; условия и природа возникновения нового (нового качества, нового «порядка из хаоса», новой организации, состояния и т.д.); темпоритмы бытия; корпускулярно-континуальные характеристики процессов; природа и закономерности индивидуального и исторического развития; типы и характеры неопределенности, ее влияния на формирование будущего; природа и закономерности взаимодействия настоящего и будущего, воздействия настоящего на будущее и будущего на настоящее, связей будущего и настоящего; трансформация фундаментальных законов и закономерностей взаимодействия в будущем; механизмы и траектории движения в будущее; исследование методологии и методов познания развития и будущего, методологических платформ; исследования трансформации и потенциала человека в его продвижении в будущее; исследование новых когнитивных возможностей человека; исследование проблем стратегического управления и т.д. При проведении конкретного фундаментального исследования необходимо помнить о различиях состояние-ориентированных и процесс-ориентированных исследований, что должно вносить коррективы в осмысление ракурса предмета исследования, соответственно, в формулировку проблем, в постановку целей и задач исследования, в алгоритм исследования и т.д.
Примечание 2. Фундаментальные исследования будущего носят преимущественно типологический характер, то есть исследуют типы объектов, процессов, состояний, типы взаимодействий и взаимосвязей в их имманентной природе (носителях и полях), типы неопределенностей и т.д. Причем известно, что уже сама типология, как и предшествующая ей классификация, являются эффективными методами познания. Относится это и к познанию будущего как стационарных, так и развивающихся объектов. Точно так же, как классификация звезд позволяет понять характер эволюции каждого типа звезд (и каждой звезды данного типа соответственно), возможно и широко используется в науке выделение типов развивающихся объектов в других сферах, создавая обоснованные аргументы для аналогий (с учетом диалектики общего и индивидуального в развивающихся объектах, с учетом осмысленных границ аналогий и т.д.).
Да, каждый развивающийся объект индивидуален, но тип объекта задает многие генеральные образующие параметры и границы. Так, из желудя никогда не вырастет береза, из оплодотворенной яйцеклетки обезьяны — человек. Это — без сомнения — принципиально важный компонент познания будущего. Да, границы типологии и общего должны оговариваться отдельно в каждом случае — для каждого конкретного объекта, процесса, состояния.
Да, на общие основания накладывается множество внутренних и внешних индивидуальных причин и связей, трансформирующих процессы развития. Однако при совпадении обстоятельств будет много подобного, то есть путь все же будет подобным, он познаваем, конструируем, прогнозируем в общих чертах уже на уровне классов и типов. А в индивидуальном развитии — даже при различии обстоятельств реализация программы задает развитие достаточно жестко. В этой связи фундаментальные исследования будущего объектов, процессов состояний являются возможными и целесообразными, вносящими существенный вклад в познание будущего, несмотря на существенные элементы индивидуального в процессах формирования будущего.
Примечание 3. В многообразии взаимосвязей и взаимодействий различных наук между собой, наук и философии в познании будущего в его фундаментальных аспектах необходимо особо выделить научные исследования мировоззренческих проблем. Основные мировоззренческие проблемы человека в отношении познания будущего (в том числе проблемы будущего в личной жизни, жизни членов семьи, будущего страны, человечества и планеты, экзистенциальных проблем, проблем смысла жизни, счастья человека в будущем) сами по себе не относятся к классу научных проблем. Однако некоторые их аспекты могут быть исследованы методами социологии, культурологии, психологии, филологии и других наук. Для подключения наук к их исследованию мировоззренческие проблемы должны преобразовываться в научные проблемы с верным выделением научных (доступных научным исследованиям) проблем и задач, с обоснованным и корректным разделением философских и научных аспектов, с пониманием характера и аспектов их взаимосвязи, взаимодействия, возможностей и ограничений. При этом позитивистский подход к исследованию всего и вся научными методами, тем более на основе культурно-одномерных параметров, формируемых на их основе рейтингах, и одновременное отсутствие доверия к философии в исследовании будущего становятся не просто недопустимыми, но опасными для будущего человечества.
Пример 1:Много лет в мире в различных странах на основе социологических методов проводятся исследования оценки людьми «уровня счастья». Само исследование и динамика получаемых результатов чрезвычайно любопытны. Они показывают отличие критериев оценки счастья в разных культурах, динамику оценки счастья в конкретных странах и тем самым зависимость оценок от различных социально-культурных обстоятельств и т.д. Этот формат исследования может быть использован при движении в будущее, при разработке и отборе его сценариев, при конструировании будущего и управлении им. С использованием этой информации можно без войн уничтожать народы и культуры, загоняя их в область восприятия жизни как несчастливой, угнетая дух и волю народа. Можно выбирать пути развития, наиболее благоприятствующие раскрытию потенциала культуры через обретение ею счастья, через «полет духа». Естественно, сама методика исследования может быть и должна быть валидной, не допускающей позитивистской примитивизации и преднамеренной фальсификации.
Пример 2: В современном состоянии российской цивилизации у представителей всех этносов важнейшим компонентом смысла жизни является получение полноценного образования и обретение профессии. Шельмование науки и образования, снижение уровня образования в школе, примитивизация образования до уровня бакалавриата и магистратуры в высшем профессиональном образовании, слом «социальных лифтов», основанных на профессионализме и образовании, резко уменьшают потенциал смысложизненных ориентиров людей, снижают потенциал культуры. Плоды реализации такой программы уничтожения науки и образования в России уже видны. При этом у многих мировых культур нет ни потенциала, ни мотивации к получению образования, развитию науки и культуры в их высшем предназначении. Отсутствие координации этого понимания с целями стратегического управления на планете и в России, с научными оценками динамики ведет к серьезным последствиям как для российской, так и для мировой культуры в виде намеренного гашения одного из наиболее ярких очагов просвещения в мире.
Пример 3: Фундаментальные исследования в области технологий и экономического развития, осмысления феномена и динамики технологических укладов до сих пор не стали основанием трансформации философского понимания реальности, осмысления будущего. Тогда как именно это должно быть основанием, квинтэссенцией, основным фокусом внимания философии, в первую очередь отечественной. Здесь лежит путь одного из важнейших синтезов науки и философии в исследовании будущего.